«Химера» имеет несколько значений. Первое- нечто несбыточное, фантомное; второе- создание, соединяющее в себе части разных животных.
У слова «Химе́ра» (Χίμαιρα) др.-греческое происхождение, буквальный перевод «коза». В греческой мифологии Химерой называлось создание, с туловищем козы, головой и шеей льва, с двумя головами (львиной и козлиной), и хвостом, заканчивающимся головой змеи. Имеется редкий вариант изображения, где львиное тело заканчивается драконьим хвостом.
Химера была дочерью Ехидны и Тифона, бессмертной и огнедышащей. Увидеть Химеру в античности считалось дурным знаком, предвещавшим шторм, кораблекрушение или стихийные бедствия (часто извержения вулкана). Ее считали повелительницей ветров, источником опасности. Считалось, что Химера насылает иллюзии. Поэтому, в эпоху Ренессанса, слово «Химера» использовалось для обозначения невозможного, несочетаемого. «Ложная идея, пустой вымысел». Именно этот смысл закрепился в современном толковании слова.
Собственно, созданий, будто собранных из частей разных животных, в мифах Древней Греции довольно много: сфинкс, кентавры, Пегас, грифоны. Ближе к Химере- Цербер, охранник душ Аида.
Во времена Средневековья все Боги и создания, упоминаемые в мифах древних культур, порицались Церковью и были переведены в разряд адских созданий. Средневековые люди были чрезвычайно мнительны и видели опасности буквально повсюду.
В Средневековье, на фоне войн, эпидемий, объясняемых церковью как происки Дьявола, происходит «всплеск» различных страхов. Средневековые верования просто кишат различными чудовищами, готовыми сбить с толку честного христианина. Сюжет о покорении/истреблении дракона или чудовища был невероятно популярен в Средневековье. Этот сюжет не только упоминался в рыцарских романах, появившихся в это время, но и нашел отражение в Житии Святых. В различных странах это разные существа, с которыми успешно борются христианские святые.
Так во Франции Святая Марта(Марфа) избавляет французов от адского Тараска. Легенда об укрощённом Св. Мартой драконе, возникла в XIIв, в Провансе, в связи с появлением здесь в 1187г священных реликвий, связанных со Святой и освящением в 1197г церкви, посвящённой ей в Тарасконе. Одно из описаний Жития Св. Марты приводится в сочинении Иакова Ворагинского «Золотая Легенда» (легендариуме), написанном в середине XIIIв.
Тараск, как и ранее Химера, состоял из различных частей, составляющих в целом невообразимое чудовище: покрытый чешуёй полу-зверь, полу-рыба, по размерам превосходящий быка, был длиннее лошади.
Другой вариант жития Св.Марты содержит более подробное описание чудовища: оно имело две пары рогов; гриву, как у коня; горбатую спину, покрытую твёрдой ромбовидной чешуёй; толстые, как у свиньи, ноги с когтями, как у медведя, и змеиный хвост с двумя шипами.
По легенде, Тараск жил на берегу Роны, близ селения Нерлук (прежнее название Тараскона). Скрываясь в воде, он топил суда и нападал на скот и крестьян, терзая их острыми, как мечи зубами, особенно по вкусу ему были девственницы.
Жители Нерлука не могли найти управу на чудовище, так как король считал Тараска выдумкой глупых смердов, а рыцари не желали сражаться с драконом-«бессребреником»: ведь Тараск не владел сокровищами и не охранял их.
Только приплывшая на корабле Св. Марта откликнулась на просьбу жителей селения. Придя на берег Роны, Св. Марта села на камень и запела. На ее пенье, дракон, любивший музыку, выполз на берег, лёг у ног девушки и заснул. Тогда Марта надела на Тараска ошейник и привела прирученное чудище в селение. Где он нашел свою смерть от рук трусливых и мстительных жителей Нерлука. А Нерлук переименовали в Тараскон.
*Как не курьезно, лично Тараску установлен памятник и в городе ежегодно 25 ноября устраивают праздничное шествие и карнавал его честь, учрежденные Рене Добрым в 1469г. А учреждённый 14 апреля 1474г рыцарский Орден Тараска, обязан поддерживать сохранившийся до наших дней обычай и ежегодно протаскивать чучело Тараска на цепи по городу.
Традиционную ритуальную процессию, сопровождаемую испускаемым ею тяжким зловонием, отличают насильственные действия по отношению к присутствующим: то пастухи вымажут прохожих можжевеловым маслом, то моряки обольют их грязной водой, воняющей тиной. По свидетельству историка Мишле, посетившего город, праздник считался неудачным, если никому из зрителей на празднике не сломали хотя бы руку.
Праздник Тараска (« Праздник зверей»), проводится во второе воскресенье после пятидесятницы. Он входит в список «Шедевров устного и нематериального культурного наследия» ЮНЕСКО, зарегистрирован как «Шествия в Бельгии и Франции с участием гигантских кукол».
А еще в честь Тараска был назван обнаруженный палеонтологами в 1991г в департаменте Од скелет теропода из семейства абелизавридов из группы цератозавров- Тараскозавр.
В той же Франции, в VIIв проживал другой дракон/змей (писцы расходятся в определении), гигантский Горгуэль/ Гаргуйль («Бурлящая глодка»). По его вине возникали пожары и потопы. Людей он, конечно, не обходил вниманием и пожирал. Дракона укротил молитвой Св.Роман Руанский, решивший поохотится на болотах, где обитал Гаргуйль. Чтобы выманить чудище из пещеры, Св.Роман Руанский использовал наживку — добровольца, приговорённого к смерти, которому уже нечего было терять. Что случилось с добровольцем- история умалчивает, есть предположение, что его отпустили (но это не точно). А вот Гаргуйль кончил плохо.
В отличие от Св. Марты, Св.Роман Руанский не стал петь, а укротил дракона Крестным Знамением, после чего бестия свернулась калачиком у его ног. Святой обвил шею дракона своей епитрахилью и привел в город, где Гаргуйля сожгли на паперти собора. Дракон сгорел не весь. Из останков на пепелище осталась его огнеупорная огнедышащая глотка, которую прибили, в назидание остальным драконам, к крыше недавно построенной церкви.
Романа сделали епископом, а драконы эти края стали облетать стороной. С тех пор у каждого архиепископа этой епархии есть право освобождать одного заключённого в день св.Романа.
А архитектурную деталь- горизонтальную трубу, отводящую воду с крыши подальше от фундамента здания, оканчивающуюся гротескной фигурой, стали именовать «горгульей» («извергающей»).
* Кстати, именно так-"водосточная труба"- переводится на русский современное французское “gАrgouille”-
Но горгулья, заменяющая водосточную трубу, не является изобретением средневековых архитекторов. Горизонтальные скульптуры, отводящие воду, известны с III тыс. до н.э. Еще в древнем Египте, во время правления фараона Ниусерра (2453-2422 гг до н.э.), их часто изготавливали в виде львиных голов с лапами. Древние египтяне верили, что Львы-горгульи обладают магической силой, защищающей здания от бога хаоса Сета и его злых ветров и штормов.
В отличие от средневековых горгулий, вода извергалась не изо рта львов, а текла между их передними лапами. В Древнем Египте горгульи сооружались для отвода воды преимущественно на крышах храмов, чтобы предохранить стены построек от избытка влаги. Их присутствие на крышах обычных домов не зафиксировано.
В архитектуре Древней Греции горгульи попадались значительно реже, на зданиях архаического и классического периодов. Обычно они были в виде антропоморфных животных или мифических существ. Часто водосточные желоба из керамической черепицы заканчивались резными львиными головами из мрамора. Эти звери были символом силы. Их магическая функция — защищать здание и его жителей от врагов и отгонять злых духов. Кроме водоотвода, они защищали от бедствий и служили декором. Дождевая вода текла по желобу и выходила из открытой пасти льва.
Сохранились 39 из 102 таких горгулий, украшающих храм Зевса(470 г. — 456 г. до н.э.), самой большой постройки на Пелопоннесе, считающийся идеальным образцом дорической архитектуры .
В архитектуре древних римлян и этрусков тоже сохранились примеры использования подобных архитектурных элементов.
Термин «горгулья» появился в Средневековье и связан с готическими зданиями. Во времена готики, помимо утилитарности, этот архитектурный элемент выполнял не только декоративную нагрузку.
Большинство людей были неграмотны и суеверны. Церковь использовала для просвещения невежественного народа гротескные визуальные образы, в виде горгулий, витражи и скульптуры, для иллюстрации Священного Писания. Предположительно, посыл этих скульптурных изображений намекал, что: “даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет” и служил предостережением от грешных поступков.
Именно в период Средневековья горгульи приобрели новый смысл. Их- образы высмеивали пороки современного им общества. Фигуры наглядно показывали неграмотным людям библейские сюжеты и своим пугающим видом устрашали народ, который верил, что от таких существ, может спасти только вера.
Но не все церковнослужители были рады такому декоративному украшению Божьего дома.
Бернард из Клерво(1090-1153), аббат монастыря цистерцианского ордена, писал: «Что эти фантастические монстры делают в монастырях на глазах у читающей братии? В чем смысл этих нечистых обезьян, странных диких львов и чудовищ? Для какой цели здесь находятся эти существа, полу-звери, полу-люди? Я вижу несколько тел с одной головой и несколько голов с одним телом. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза … Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».
Строительство готических соборов часто продолжалось в течении нескольких столетий. Горгульи, выполненные из более дешёвого материала, быстро изнашивались и заменялись новыми. Поэтому нет возможности установить точное время появления первых горгулий и одновременно объясняет наличие на здании разноплановых фигур.
Как утилитарная деталь архитектуры, горгульи использовались до начала XVIII века. С этого времени все больше зданий строят с водосточными трубами. В 1724г парламент Великобритании принял «Закон о строительстве», где указывалось обязательное присутствие водосточных труб на всех новых сооружений страны.
Больше всего горгулий расположено во Франции. Самыми известными считаются те, что «обитают» в Нотр-Даме-де-Пари. Но это уже другая история.
Продолжение следует…
Иллюстрации взяты из интернета. Лайки приветствуются и улучшают вашу Карму.