Найти в Дзене

Какими были первые ударные БПЛА и управляемые бомбы, примененные впервые более 80 лет назад

Оглавление

Последние залпы Второй Мировой войны отгремели вот уже 80 лет назад. Оружие и технику тех времен уже практически нереально найти вармиях стран мира, однако многие военные технологии, без которых невозможно представить современные конфликты, были впервые опробованы именно тогда.

Изначально я планировал уместить рассказ в одну статью, но уже в процессе написания понял, что это невозможно.

В этой статье я расскажу о боевых БПЛА, корректируемых авиабомбах и первом авиационном боеприпасе с ГСН, выполненной по принципу «сбросил—забыл».

Боевые БПЛА

Interstate TDR-1

Interstate TDR-1
Interstate TDR-1

Первым в мире боевым беспилотным летательным аппаратом, реально примененным в боевых условиях, считается американский Interstate TDR-1, созданный по заказу ВМС США.

Флот хотел получить дистанционно-управляемый торпедоносец, чтобы снизить потери пилотируемых машин, которые при заходе на цель несли высокие потери от зенитной артиллерии кораблей.

Interstate TDR-1 в Музее авиации ВМС США
Interstate TDR-1 в Музее авиации ВМС США

В отличие от других опытов с дистанционным управлением самолетами, оператор TDR-1 вел аппарат, ориентируясь на картинку с телекамеры в носовой части.

Туда установили специально разработанную камеру Block I с разрешающей способностью в 350 строк и миниатюрными габаритами — она помещалась в пенал 66х20х20 сантиметров и весила всего 44 кг. Устройство было разработано компанией RCA под руководством русского эмигранта Владимира Зворыкина.

Та самая камера Block I. Источник фото: https://fai.org.ru/forum/topic/47432-lampovyie-soldatyi-svobodyi-udarnyie-bespilotniki-proekta-option/
Та самая камера Block I. Источник фото: https://fai.org.ru/forum/topic/47432-lampovyie-soldatyi-svobodyi-udarnyie-bespilotniki-proekta-option/

Управление TDR-1 осуществлялось с борта переоборудованного торпедоносца-бомбардировщика TBF Avenger. Задняя кабина была оснащена телеэкраном и джойстиком для управления беспилотником.

Самолет управления на базе TBF Avenger
Самолет управления на базе TBF Avenger

Высота полета устанавливалась дистанционно с помощью наборного диска и контролировалась автоматически благодаря радиовысотомеру. Помимо радиокомандной системы, в систему управления входили также гироскопический автопилот и система гидравлических сервоприводов. Сигналы управления передавались по одной из четырех фиксируемых частот, из-за чего одновременной атаковать одну цель могли не более четырех аппаратов.

Аппаратура дистанционного управления NDR-1.  Источник фото: https://fai.org.ru/forum/topic/47432-lampovyie-soldatyi-svobodyi-udarnyie-bespilotniki-proekta-option/
Аппаратура дистанционного управления NDR-1. Источник фото: https://fai.org.ru/forum/topic/47432-lampovyie-soldatyi-svobodyi-udarnyie-bespilotniki-proekta-option/

Взлетал TDR-1 с аэродрома или палубы авианосца с помощью сбрасываемого шасси. К месту старта аппарат перегонялся как обычный самолет, для чего имелась небольшая кабина с минимальным набором приборов. При подготовке к боевому применению она закрывалась обтекателем.

TDR-1 с кабиной и неубирающимися шасси
TDR-1 с кабиной и неубирающимися шасси

Первые испытания системы телеуправления были проведены в 1942 году, но к боевому применению TDR-1 были допущены лишь в 1944-м, когда уже наступил перелом в войне на Тихом океане и особой необходимости, по мнению командования флота, в беспилотниках не было. Тем более, что надежностью первые боевые БПЛА не отличались.

Вот так выглядела картинка на мониторе оператора беспилотника.  Источник фото: https://fai.org.ru/forum/topic/47432-lampovyie-soldatyi-svobodyi-udarnyie-bespilotniki-proekta-option/
Вот так выглядела картинка на мониторе оператора беспилотника. Источник фото: https://fai.org.ru/forum/topic/47432-lampovyie-soldatyi-svobodyi-udarnyie-bespilotniki-proekta-option/

В первый раз TDR-1 атаковали реальную цель 27 сентября 1944 года. В тот день удалось поразить переделанный в зенитную батарею японский транспорт в районе Соломоновых островов. Всего за последующий месяц на задания ушли 46 дронов, из которых 37 добрались до целей, а 21 совершили успешную атаку. Применялись они исключительно как дроны-камикадзе. Поэтому, учитывая, что управление велось по картинке с камеры от первого лица, TDR-I можно считать первым боевым FPV-дроном самолетного типа.

Несмотря на неплохие показатели, в конце 1944 года проект закрыли, поскольку флотское командование решило, что успешно закончит войну без таких экзотических средств.

Подвеска авиабомбы под TDR-1
Подвеска авиабомбы под TDR-1

К этому моменту построили 189 TDR-1. Часть аппаратов позже использовали в качестве летающих мишеней, а также есть информация, что некоторое число бортов продали гражданским в качестве обычных самолетов после снятия камеры и аппаратуры управления.

Управляемые (корректируемые) авиабомбы

Над созданием управляемых авиационных бомб во время Второй мировой войны активно работали в разных странах, но только в Германии и США они были приняты на вооружение и довольно успешно применялись в боевых действиях.

Расскажу о трех типах: Fritz X, Hs 293 и Azon.

FX 1400 (Fritz X)

Изделие создано на основе бронебойно-фугасной бомбы PC 1400, которая несла 300 кг взрывчатого вещества и предназначалась для поражения железобетонных укреплений и кораблей.

Fritz X в одном из британских музеев
Fritz X в одном из британских музеев

Бомба сбрасывалась с самолета с высоты 4500-6500 метров, после чего благодаря аэродинамическим поверхностям планировала в сторону цели. Оператор визуально наблюдал полет боеприпаса и мог с помощью кнюппеля корректировать точку падения, но весьма незначительно: примерно 500 м по дальности и 350 м по направлению. Поэтому перед сбросом летчику необходимо было достаточно точно прицелиться.

Вид сзади
Вид сзади

Корректировался полет бомбы по радиоканалу, а чтобы оператор мог нормально ее видеть, в хвостовой части размещалась фара и дымные трассеры. Сбрасывать Fritz X можно было на расстоянии до 5 км от цели.

Оператор корректирует полет Fritz X с помощью кнюппеля (джойстика)
Оператор корректирует полет Fritz X с помощью кнюппеля (джойстика)

Впервые новые бомбы использовали в бою летом 1943 года, во время высадки союзников в Сицилии, применяли их только самолеты Do 217K-2 или He-177A 100-й бомбардировочной эскадры «Викинг». Но настоящий звездный час Fritz X настал 9 сентября, когда после попадания двух бомб ушел на дно флагман итальянского флота линкор «Рим», пытавшийся после заключения перемирия уйти в Мальту для сдачи союзникам.

Через два дня, 11 сентября, после попадания одной Fritz X получил серьезные повреждения американский легкий крейсер «Савана». Корабль удалось спасти, но на восемь месяцев он выбыл из боевого состава. 13 и 16 сентября немцам удалось поразить британские корабли: легкий крейсер «Уганда» и линкор «Уорспайт» оба набрали воды, потеряли, ход, но остались на плаву и были отбуксированы в Мальту для ремонта.

Легкий крейсер «Саванна» в момент поражения бомбой
Легкий крейсер «Саванна» в момент поражения бомбой

Впоследствии эффективность Fritz X резко упала, поскольку Союзники начали выставлять помехи средствами РЭБ. Но еще несколько кораблей и судов все равно удалось уничтожить или повредить.

Всего было выпущено 1386 бомб, из которых удалось применить в бою лишь малую часть.

Hs 293

Hs 293A
Hs 293A

Henschel Hs 293* в целом по своей концепции повторяла Fritz X, но благодаря некоторым решениям могла считаться более совершенной. Среди них полноценные крылья и жидкостный ракетный двигатель, который после отделения работал в течение 10 секунд, добавляя бомбе к скорости, полученной от носителя, (около 360 км/ч) дополнительные 190 км/ч.

*Серийно выпускались и применялись в боевых действиях модификации Hs 293A-0 и Hs 239A-1, но для упрощения текста оставлю общее обозначение Hs 293.

Hs 293
Hs 293

При этом ракетный ускоритель добавили не для увеличения дальности, а в первую очередь для более быстрого появления бомбы в области видимости у оператора, корректировавшего полет. В отличие от Fritz X, для этого самолету не требовалось снижать скорость и делать горку.

Оператор корректировал полет бомбы по двум осям: по высоте и крену, руль направления отсутствовал. Чтобы минимизировать крен в продольной оси, в систему управления был введен гироскопический прибор, а для балансировки в канале управления по высоте, использовался прибор, учитывавший информацию о скорости изделия, полученную от прибора воздушного давления.

Hs 293
Hs 293

При высоте сброса в 1400 метров Hs 293 могла улететь на 12 км. Чтобы оператор не терял бомбу из вида, в хвостовой части разместили блок трассеров, которые горели на протяжении 100-110 секунд. Боевая часть состояла из фугасной авиабомбы SC 500 с тонкостенным стальным корпусом и разрывным зарядом повышенного наполнения (294 кг взрывчатого вещества, то есть порядка 60% от общей массы).

Сброс Hs 293 с бомбардировщика He 111 во время испытаний
Сброс Hs 293 с бомбардировщика He 111 во время испытаний

Впервые Hs 293 задействовали в ударе по реальным целям 25 августа 1943 года, когда 12 бомбардировщиков Do-217E-5 группы II./KG100 атаковали британскую эскортную группу, осуществлявшую противолодочное патрулирование в районе мыса Финестере (атлантическое побережье Испании). В результате получили повреждения два британских шлюпа.

Hs 293 под крылом Do 217
Hs 293 под крылом Do 217

Всего же с помощью Hs 293 немцам удалось поразить более 30 кораблей, из которых больше половины ушло на дно. Среди них был британский войсковой транспорт «Рона», потопленный в Средиземном море у берегов Алжира 25 ноября 1943 года. В результате погибли 1138 человек, большинство из которых были американскими солдатами. Также несколько раз Hs 293 использовались при попытках уничтожения мостов в Нормандии в августе 1944 и мостов через Одер в апреле 1945.

В боевых вылетах Hs 293 применялись с самолетов He 177, Do 217 и Fw 200. В испытаниях также задействовались и He-111.

Еще до высадки в Нормандии союзникам удалось значительно снизить эффективность немецких корректируемых бомб с помощью выставления помех каналам управления.

Чтобы противостоять этому, разрабатывались модификации Hs 293B с управлением по проводам и Hs 293D с телекамерой. Обе версии в боевых действиях не применялись.

Hs 293B с проводным управлением
Hs 293B с проводным управлением

Всего же было выпущено порядка 1000 Hs 239.

Azon

Перейдем к американским разработкам. Название этого боеприпаса пошло от принципа его наведения: azimuth only, то есть «только по азимуту». Фактически Azon представлял собой комплекты для переделки стандартных 1000- и 2000-фунтовых фугасных авиабомб в корректируемые. Для этого на их хвостовую часть монтировался блок коррекции, поэтому можно сказать, что Azon является дальним предком JDAM и УМПК.

Azon VB-1. Блок коррекции установлен на 1000-фунтовой бомбе AN-M65
Azon VB-1. Блок коррекции установлен на 1000-фунтовой бомбе AN-M65

Поскольку коррекция осуществлялась только по азимуту, Azon мог нормально применяться только по протяженным целям, например, дорогам и мостам. Именно для уничтожения последних боеприпас и задействовали.

Azon сбрасывались с дооборудованных аппаратурой управления бомбардировщиков B-24, при этом за один заход можно было сбросить только одну бомбу. Сначала управление осуществлялось с того же борта, с которого сбрасывали, но позднее перенесли на другой самолет, что повысило эффективность.

Пульт, с которого корректировался полет Azon. Направления «вверх» и «вниз» остались от первоначального назначения устройства — для управления беспилотными мишенями
Пульт, с которого корректировался полет Azon. Направления «вверх» и «вниз» остались от первоначального назначения устройства — для управления беспилотными мишенями

С июня по сентябрь 1944 Azon активно использовались в Европе: ими атаковали мосты в Италии и Франции. Из-за особенностей применения бомб (необходимость действовать ниже и делать повторные заходы) цели в Германии, где было особенно мощное ПВО, не рассматривались. Наиболее успешным был налет 22 июня на территории Франции, в ходе которого удалось уничтожить мосты в Сомюре и Торусе.

Уничтоженный мост в Сомюре. Источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/113551.html
Уничтоженный мост в Сомюре. Источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/113551.html

Из-за несовершенства конструкции и других причин не во всех вылетах удавалось добиться хотя бы попадания по цели, однако в целом эффективность Azon все равно превосходила результаты обычных бомб при горизонтальном бомбометании.

Звездный час корректируемых боеприпасов настал немного позже, с декабря 1944 года, в Бирме, где с помощью Azon уничтожались мосты для нарушения японской логистики. Там очень слабое ПВО позволяло работать еще ниже, благодаря чему удавалось чаще добиваться точных попаданий.

Один из мостов в Бирме, выведенных из строя корректируемыми бомбами. Источник фото: https://fonzeppelin.livejournal.com/113551.html
Один из мостов в Бирме, выведенных из строя корректируемыми бомбами. Источник фото: https://fonzeppelin.livejournal.com/113551.html

Так, к марту 1945 года на мосты в Бирме сбросили 413 бомб, из которых 87 попали, разрушив 24 моста.

Бомба с системой наведения по принципу «сбросил-забыл»

ASM-N-2 Bat

Закончить статью хочу настоящим хай-теком того времени. С апреля 1945 года американцы на Тихом океане начали атаковать японские корабли корректируемыми авиабомбами ASM-N-2 Bat (далее просто Bat), которые наводились не вручную, а с помощью активной радиолокационной (!) головки самонаведения.

ASM-N-2 Bat под крылом PB4Y Privateer
ASM-N-2 Bat под крылом PB4Y Privateer

То есть бомба располагала небольшой радиолокационной станцией, которая после выбора цели оператором и сброса наводилась на цель дальше самостоятельно, без внешних команд. Для Второй мировой войны это было очень круто, поскольку радары в то время еще были на заре своего развития и компактными габаритами не отличались.

Теоретически ГСН Bat могла обнаруживать цели на дистанции до 46,3 км (25 морских миль), однако в реальности взять на сопровождение сухогруз водоизмещением в 10000 тонн можно было только с 12-13 миль (22,22-24,08 км). В любом случае, немецкие корректируемые бомбы с радиокомандным управлением такими параметрами похвастаться не могли и близко.

ASM-N-2 Bat без головного обтекателя
ASM-N-2 Bat без головного обтекателя

Bat применялись с самолетов PB4Y Privateer (флотская версия B-24), оснащенными небольшим набором дополнительного оборудования. Сброс осуществлялся с высоты не менее 1500 метров и скорости не менее 270 км/ч.

Наведение не было полностью автоматическим: сначала цель обнаруживалась радаром самолета, после чего включалась ГСН бомбы, данные с которой выводились на осциллоскоп. Оператор ориентировал ее на цель, после чего отфильтровывал другие, более близкие или дальние цели, которые обнаруживала радиолокационная станция в составе ГСН. Только после этого осуществлялся сброс бомбы.

Кстати, чуть не забыл, боевая часть представляла собой ту же 1000-фунтовую бомбу AN-M65, что у Azon, но со снятым оперением.

ASM-N-2 Bat подвешивается под крыло с помощью подъемника
ASM-N-2 Bat подвешивается под крыло с помощью подъемника

Уже в первом боевом вылете 23 апреля 1945 года проявилась серьезная проблема: если удар наносится по месту, где много целей, например, порту, ГСН может легко переключиться на другой объект. В тот день по стоявшему на якоре японскому судну выпустили три бомбы с дистанции от 13 до 17 км. В итоге две попали, но не туда, уничтожив небольшой транспорт и буксир, а третья поразила большую емкость с топливом на берегу.

Позднее проявилась еще одна особенность: если два корабля шли рядом, ГСН Bat не различала две цели, а определяла одну и ложилась точно между судами.

PB4Y Privateer с двумя ASM-N-2 Bat
PB4Y Privateer с двумя ASM-N-2 Bat

Всего в попытках атак на японские суда американцы истратили 33 Bat, из которых 14 по разным причинам были сброшены в море без запуска, то есть по целям запущено всего 19. Из них четыре поразили цели и еще в четырех случаях удалось добиться близкого попадания: для управляемого оружия с самонаводящейся ГСН времен Второй мировой войны статистика более чем достойная.

Возможно, что при действиях против более крупных кораблей в открытом море попаданий было бы больше, но в то же время ГСН Bat обладала низкой помехоустойчивостью, ее работа нарушалась даже работой корабельных РЛС сантиметрового диапазона. Тем не менее, на вооружении ASM-N-2 Bat продержалась аж до 1953 года.

На этом всё. Спасибо, что дочитали статью, надеюсь, было интересно.

Следующая часть рассказа о современных военных технологиях, появившихся впервые еще во Вторую Мировую, скорее всего, выйдет через неделю. Подписывайтесь на канал и канал в Telegram, чтобы не пропустить ее.

https://t.me/ivanartuchannel
https://t.me/ivanartuchannel

При желании автора можно поддержать рублем через кнопку под статьей или по ссылке.