Передвижники (ТПХВ)
Товарищество Передвижных Художественных выставок (дальше будем называть сокращенно ТПХВ) образовалось в 1871 г. Его историю мы обязательно подробнее рассмотрим в одной из предстоящих статей, а пока предлагаю сразу перенестись в тот самый Золотой век.
Итак, 30 апреля 1890 г. - принят новый устав ТПХВ (свод внутренних законов). Почитать подробнее его положения можно тут. Именно он стал одним из главных катализаторов для дальнейших изменений не только в живописи, но и во всей русской культуре.
Художники, которые были членами товарищества с самого его образования, окончательно утвердили свое господство. Молодые художники, в свою очередь, оказались без прав, что не могло не вызывать недовольство. Старшие мастера создали Совет из 8 человек, который занимался управлением, хранением денег, выдачей ссуд. Именно они устраивали выставки, тщательно отбирали на них картины (из 148 могли пропустить лишь 40).
Изначально членами товарищества могли стать художники, которые попали путём баллотировки на общем собрании. Теперь членом сообщества мог стать только тот, кто будет предложен на собрании Советом. В этот же момент появился запрет участвовать членам товарищества в выставках других объединений.
В этот же день художники написали заявление, в котором говорилось о желании экспонентов (молодым мастерам, которые участвуют в выставках) также участвовать в жизни ТПХВ. Над этой петицией особенно работал С. В. Иванов. Предложение было отвергнуто. Из-за разногласий Товарищество покинули И. Е. Репин, В. М. Васнецов и многие другие.
Начиная с 1890 гг. многие отмечали, что на выставках передвижников не появляется ничего прогрессивного. После этого в истории передвижничества начался сложный период.
Мир искусства
(Санкт-Петербург)
Помимо уже противоборствующих ТПХВ и Академии художеств в 1880- х гг. появляется поколение с новыми модернистскими идеями. Расслоение внутри ТПХВ предвещало перегруппировку и возникновение новых союзов художников, что как раз стало характерным для рубежа веков. Одним из таких объединений был «Мир искусства».
Название появилось не сразу, изначально так был назван только журнал. Появление союза считается задолго до первого издания и выставок. До 1890 г. художники, музыканты, литераторы собирались для споров и разговоров.
В 1890 г. было уже создано «общество самообразования», на встречах которого сотрудничали, проводили лекции и занимались творчеством. Состав был разнообразен, существовали должности: члены-учредители, спикеры, секретари, почетные вольные общники. Организация не была идеальной. Лекции посещалась непостоянно, лекторы зачастую отказывались от своих обязанностей. В 1893 г. появилось желание открыть журнал. Особое место в развитии общества «Мир искусства» отводится С. П. Дягилеву.
Первая выставка прошла в январе 1898 г. Она вызвала достаточно противоречивые впечатления у публики, многие начали называть участников «Мир искусства» декадентами. Художники обижались и сильно переживали из-за этого. И. Е. Репин и вовсе вышел из объединения
Первый номер журнала вышел в 1899 г. В первых же номерах были сформулированы основные идеи, которые станут для объединения ключевыми. Во главе всего ставился индивидуализм. Л. С. Бакст предложил оттиск для афиш и газет в виде орла. Объясняя это тем, что союз, как орел «выше всего земного». С 1905 г. журнала не стало. Выставки прекратились на год ранее. Причиной для распада А. Н. Бенуа считал объединение с выставками «36 художников».
36 художников
(Москва)
Общество «выставок 36-ти художников» появилось в 1901 г. Его появление стало инициатором для ещё одного этапа перестановки художественных сил. Среди участников были не только известные для московской публики художники. В ней поучаствовали некоторые члены «Мир искусства». Посетителям выставка понравилась в первую очередь своим разнообразием. Произошло объединение "36 художников" и "Мира искусств". Это было вызвано желанием объединить усилия для развития современного искусства, защиты интересов художников и продвижения новых идей в живописи.
После объединения никто не предполагал, что взгляды на
искусство Москвичей и Санкт-петербуржцев достаточно сильно разнились и
сосуществовать вместе они не могли. Раскол начался уже в 1908 г.
Союз Русских художников (СХР)
12 февраля 1903 г. прошла новая выставка «Мир искусства», на которой выставлялись также и члены «36-ти». После достаточно большого количества отрицательных комментариев, стало понятно, что следует провести реформу . Уже через день А. Н. Бенуа объявил о создании нового союза, им стал Союз Русских художников (далее – СРХ). В новый союз вошло 38 человек, члены «Мир искусства», «36-ти» и ТПХВ.
В уставе выделялся пункт, в котором провозглашалось равенство всех членов общества. Все участники с того момента имели право выставляться без жюри, правда, только первые 10 лет, это делалось для сохранения активности.
На рубеже XIX-XX веков Россия переживала эпоху перемен и обновлений в области искусства. От ярких и смелых идей Передвижников, стремившихся сделать искусство доступным и близким народу, до формирования Союза русских художников, объединяющего сторонников национальных традиций и классического мастерства, — все эти объединения отражали богатство и многообразие русского художественного наследия. Они способствовали развитию новых направлений, расширяли границы творчества и формировали уникальный облик русского искусства на мировой арене. Этот период стал важной страницей в истории культуры страны, показав, что искусство — это мощный инструмент выражения национальной души и источником вдохновения для будущих поколений.
Может быть интересно 😉:
А какое ваше любимое объединение художников и почему?) Пишите в комментариях