Найти в Дзене

Метаморфозы культурной жизни конца XIX – начала XX вв.

В прошлой статье мы разобрались, в чём отличие на первый взгляд одинаковых определений, связанных с культурой. Культурная жизнь включает в себя всё, что окружает человека, это любая деятельность, связанная с художественными потребностями общества. Культура является её итогом, а искусство - ядром. Для того, чтобы точно определить искусство, надо прежде всего перестать смотреть на него, как на средство наслаждения, а рассматривать искусство, как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы не можем не увидеть, что искусство есть одно из средств общения людей между собой" - Л.Н. Толстой. " Культурная жизнь рубежа веков в сравнении с предыдущим периодом претерпела большое количество изменений. Начиная с 1890-х гг. с особой силой развернулась борьба нового со старым. В культуре начала появляться творческая индивидуальность, увеличилось количество молодежи в искусстве, участились выставки, с особой силой выражались символизм, импрессионизм, мистицизм и декадентство.

В прошлой статье мы разобрались, в чём отличие на первый взгляд одинаковых определений, связанных с культурой.

Культурная жизнь включает в себя всё, что окружает человека, это любая деятельность, связанная с художественными потребностями общества. Культура является её итогом, а искусство - ядром.

Для того, чтобы точно определить искусство, надо прежде всего перестать смотреть на него, как на средство наслаждения, а рассматривать искусство, как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы не можем не увидеть, что искусство есть одно из средств общения людей между собой" - Л.Н. Толстой. "

Культурная жизнь рубежа веков в сравнении с предыдущим периодом претерпела большое количество изменений. Начиная с 1890-х гг. с особой силой развернулась борьба нового со старым. В культуре начала появляться творческая индивидуальность, увеличилось количество молодежи в искусстве, участились выставки, с особой силой выражались символизм, импрессионизм, мистицизм и декадентство. Люди проявляли интерес к музеям, театрам, обучению, из-за чего произошло развитие науки и возросло количество образованного населения.

Для культуры того периода характерен синтез смежных искусств. Художники участвовали в создании декораций и костюмов для театральных спектаклей. Поэты (например, Александр Блок) часто сотрудничали с композиторами, что способствовало созданию новой музыкальной поэзии.

В. Васнецов. Палаты царя Бердея. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка", 1885 г.
В. Васнецов. Палаты царя Бердея. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка", 1885 г.
М. Врубель. Эскизы костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко", 1897 г.
М. Врубель. Эскизы костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко", 1897 г.

Внутреннее оформление интерьера также изменилось, теперь здания включает в себя элементы живописи, скульптуры и декоративного искусства.

Такие перемены можно объяснить появлением творческих объединений, которые интересовались сразу несколькими видами искусства.

Народ желал стать ближе к культуре, процветал натурализм (направление, которое стремилось показывать жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания), демократизация (свобода). Произошло снижение интереса к социальным вопросам в искусстве, которые раньше имели достаточно весомое значение. На первый план с тех пор выходит изображение эмоций и чувств. Одной из главных проблем становится утверждение красоты творческой личности. В начале 1900-х гг. важное место начинает занимать историко-революционная тема. Все вышеперечисленное мы с вами обязательно еще рассмотрим более подробно в отдельных статьях.

Исаак Ильич Левитан. Владимирка, 1892.
Исаак Ильич Левитан. Владимирка, 1892.

В итоге, на рубеже XIX-XX вв. в корне изменились все сферы искусства, именно из-за этого данный период был назван серебряным.

“Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство” - Л.Н. Толстой:

#ТопБЛОГ #РоссияСтранаВозможностей