Если бы мне пришлось объяснить, кто такой Сергей Иванович Зимин, я бы сказал: это не просто предприниматель из старообрядческой купеческой семьи, а человек, который по-настоящему растворился в искусстве и всю свою жизнь был неутомимым работником оперного дела. Его история — это история настоящего энтузиаста, который не побоялся идти против течения, чтобы подарить Москве и России свой театр, свою оперу и свою страсть.
Корни и становление
Родился Зимин 21 июня (3 июля) 1875 года в селе Зуево, Богородицкого уезда Московской губернии, в семье старообрядцев-беспоповцев — людей, для которых традиции и труд были не пустым звуком. Отец, Иван Никитич Зимин, был основателем одного из крупнейших текстильных производств в России — «Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина». Семейная традиция вроде бы предписывала Сергею Ивановичу стать коммерсантом, но из него, как часто бывает с настоящими увлечёнными натурами, коммерсанта не получилось.
Уже в коммерческом училище он берёт уроки пения, обладая хорошим басом-кантанто, и всё больше увлекается музыкой. Посещает вечера вокальной музыки, знакомится с лучшими педагогами и артистами Москвы, принимает участие в концертах.
Путь к своей опере
Вдохновлённый опытом Мамонтова, с начала 1890-х Зимин посещает «Частную русскую оперу», а после ареста Мамонтова ему даже предлагают возглавить оставшуюся без попечителя труппу. Он отказывается — не считает себя готовым, но уже тогда видит себя продолжателем мамонтовских традиций.
В 1902 году Зимин организует первые концерты оперной музыки в дачном театре в Кускове, а уже в 1903 — общедоступные концерты в Москве. В 1904 году отправляется за границу — Париж, Берлин, Неаполь, Милан — учится, впитывает всё лучшее, что может дать европейское оперное дело.
Вернувшись, он создаёт в Москве свою оперную труппу, которая становится началом легендарного Оперного театра С.И. Зимина. Это был первый по-настоящему крупный частный музыкальный театр в России начала ХХ века.
Опера Зимина: лаборатория русского оперного искусства
Театр Зимина — это не просто сцена. Это настоящая лаборатория, где ставятся все оперы Чайковского, большинство опер Римского-Корсакова, Мусоргского, Даргомыжского, а также западные оперы. На сцене выступают Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Маттиа Баттистини, Матильда Кшесинская. Театр становится центром притяжения для художников-декораторов — Билибина, Головина, Федоровского, Кончаловского. Мамонтовская традиция — ставить оперы русских авторов, искать новое, экспериментировать — становится здесь законом.
Зимин не просто антрепренёр, а человек, который открывает двери театра для любого нового опыта — русского и западного. В год театр ставит по 6–8 новых опер, что для того времени — настоящий подвиг.
Испытания и борьба
Революция, национализация, конфискация имущества, закрытие театра, ликвидация музея — всё это выпадает на долю Зимина после 1917 года. Но он не сдаётся: работает в МХАТе, заведует нотной библиотекой, консультирует Малую государственную оперу, пытается возродить свой театр в 1922 году — и за два года ставит более 20 опер. Но театр вновь закрывают, труппу судят (к счастью, оправдывают), коллекцию картин конфискуют.
Последние годы
В последние годы жизни Зимин работает в Большом театре — инспектором сцены, помощником механика, членом художественного совета, художественным консультантом. До последних дней он остаётся верен своему делу, неутомим и предан опере.
Умер Сергей Иванович Зимин в Москве 26 августа 1942 года, похоронен на Преображенском кладбище.
«Нет ничего более приятного … так любить оперу и так служить этому волшебному искусству, как любил и служил ему Сергей Иванович Зимин, многие годы даривший москвичам радость общения с духовным богатством искусства, музыки, вокала, театра»
Б.А. Покровский
Значение и память
Имя Зимина — это не просто страница в истории русского театра. Это символ подвижничества, веры в искусство, готовности жертвовать всем ради того, чтобы музыка звучала, чтобы театр жил, чтобы у людей была возможность соприкоснуться с настоящим искусством. Его театр уничтожали дважды, но память о нём осталась — как о человеке, который сделал для русской оперы больше, чем многие государственные учреждения вместе взятые.
Сергей Иванович Зимин — пример того, как одна страсть, одна идея, одна любовь к искусству может изменить культурный ландшафт целой страны. И если сегодня мы говорим о золотом веке русской оперы, то в этом золоте есть и его, зиминская, проба.