В этом месте застыла история некогда могучей промышленной империи. Уникальные рудники, где когда-то добывали сырье для строительства самолетов и космических ракет, теперь остановлены и забыты. А городок, построенный рядом, как символ советской мечты, превращается в опустевшее место. Жители уезжают отсюда, оставляя свои квартиры с электричеством и отоплением. В них до сих пор сохранились мебель, люстры и предметы быта. И все же здесь продолжают жить те, кто не бросил свои квартиры. Почему же из когда-то промышленно развитого региона сегодня уезжают люди?
Самая жуткая дорога
Выехав из Москвы ранним утром, мы с Катей рассчитывали к обеду быть уже в Мозолево, это где-то 700 километров в пути. Но как это часто бывает в поездках по глубинке, планы начали рушиться с первых часов. Навигатор построил маршрут через Тверскую область, обычная, казалось бы, трасса. Да еще и регионального значения, соединяющая 2 города. Но что с ней может быть не так?
Асфальт начал исчезать на глазах. Временами дорога превращалась в один сплошной водоем. А потом опустился густой туман, и пришлось ехать со скоростью человеческого бега. По обочинам стояли заброшенные остановки с номерами эвакуатора. А вокруг километры вымерших деревень.
Жуткие улицы города-призрака
На следующее утро мы приехали в Мозолево. Что же осталось в этом городке сегодня? Сразу на въезде нас встречают первые полуживые дома, один из которых полностью брошен. В этом городке осталась действующая котельная и работающий дом культуры. Детский сад, школа и интернат - закрыты. По всем этим местам мы пройдемся.
Со стороны может показаться, что место совершенно вымерло: пустые жуткие улицы, темные окна в домах, многие из которых были заколочены. Но здесь все еще теплится жизнь.
Что здесь добывали при СССР?
В этих местах раньше добывали бокситы. Внешне - это обычные камни, но именно из них получают алюминий — металл без которого совершенно невозможно представить современный мир. Сначала их добывают из земли, а затем с помощью технологий превращают в чистый металл — алюминий. Алюминий используют везде — ложки, вилки, чайники, запчасти для машин и так далее.
Вообще история бокситов началась еще в царские времена, в XIX веке. Именно тогда были разведаны первые месторождения. Но по-настоящему масштабная добыча началась в советское время. В 1930-х годах в Ленинградской области стартовала активная разработка бокситовых месторождений. Металл был сначала особенно нужен для самолетов, а потом для космоса. Именно благодаря бокситам появился целый город Бокситогорск.
Здесь начали массово разрабатывать бокситы и построили заводы по их переработке. И со временем район превратился в один из крупнейших центров алюминиевой промышленности. Вокруг Бокситогорска начали активно строиться поселки и деревни. Возводили многоэтажные дома, строили школы, больницы, магазины, все, что нужно было для комфортной жизни, там было. И одним из таких городков было Мозолево-1, который рос со всеми остальными вокруг.
Масштаб места при СССР
Спустя некоторое время мы нашли старожила этого городка - Валентину Александровну. Ей было около 80 лет, и в это место ее направили медиком:
- Когда я сюда приехала, здесь ни света, ни дороги не было, автобусы сюда не ходили. Глушь была смертельная, ходил только поезд на Рудник №7, где добывали бокситы. В этом месте со всего района дети учились: по 400 человек в школе было и по 100 человек жило в интернате.
"В этом месте со всего района дети учились"
- Здесь было 9 ферм молочно-товарных. - продолжает Валентина Александровна. - Такой совхоз был: "Красное знамя" носил! В общем работали люди, почему и дома такие построены. Культуру мы продвигали, а какая у нас самодеятельность была... У меня и дед ходил, мы все пели. В общем, тогда мы как-то жили, а теперь существуем.
"В общем работали люди, почему и дома такие построены".
Исследуем заброшенные квартиры
В этих домах очень много брошенных квартир, которые по сути никому не принадлежат. Но в них до сих пор есть отопление, электричество и вода, но непонятно, кто за всё это платит. Квартиры были абсолютно нетронутыми, даже посуда лежала на своих местах.
"Купили квартиру и не живут". Почему?
В этом городке я был несколько лет назад и местные жители мне рассказали, что многие тут покупают задёшево квартиры только для прописки:
- Эти квартиры уже куплены переселенцами. Они покупают их, в основном, только для прописки. Они оседают где-то все в Санкт-Петербурге. - рассказывает жительница. - У нас тут под сто пустых квартир!
"У нас тут под сто пустых квартир!"
Как грабят квартиры в городе-призраке
Спереди я увидел опустевший многоквартирный дом с забитыми окнами. Было видно, что в нем до последнего жил человек, так как многие окна были целыми. Выглядел он жутко, но все же зашел внутрь. Но кроме вывороченной металлической двери, я больше там ничего не обнаружил.
Руины местной инфраструктуры
Я направился, в так называемый, центр городка. Раньше здесь стоял торговый центр, а рядом с ним 4 магазина, сельсовет и большая пекарня. Сейчас же от всего этого осталась лишь груда кирпичей.
В одном подъезде - одна живая квартира
Затем я снова вернулся к Валентине Александровне:
- Девять квартир в подъезде, но живут только в трех: на первом этаже — одна, на втором — одна и на третьем — одна. Остальное все пустое. И в каждом подъезде почти так. Вот, понимаете, так обидно, что столько лет отдано, он сорок лет отработал, и я, и сейчас мы никому не нужны.
Вот, понимаете, так обидно, что столько лет отдано, он сорок лет отработал, и я, и сейчас мы никому не нужны.
- Страшно конечно. - говорю я.
- Стыдно! Мне вот, например, стыдно, когда ко мне приезжают гости издалека, что я живу в таких условиях. Хотите я покажу, в квартире уже карниз упал с кирпичами - дом рушится.
Мне вот, например, стыдно, когда ко мне приезжают гости издалека, что я живу в таких условиях.
Зачем в квартире печка?
- А это что за труба у вас?
- А это вот печка дровяная, отопление же у нас плохое было. Принесем дров, потопим - вот вам и тепло. Мы сами печку сделали, зять из Пикалево трубы привез. У нас почти у каждого такие печки были.
"А это вот печка дровяная, отопление же у нас плохое было".
Нетронутая квартира с отоплением и водой
Затем Валентина Александровна показала заброшенную квартиру:
- Милости просим! - заходим в квартиру и она зажигает свет. - Это вот здесь жили, оба умерли - сначала жена умерла, потом муж. Видите, что творится - здесь все время текло, и я каждые полгода ремонт делала. Видите, уже скоро окно вывалится на улицу. Вот что страшно-то.
"Видите, что творится - здесь все время текло, и я каждые полгода ремонт делала".
- А сейчас эта квартира кому принадлежит? - спрашиваю я.
- Тем, кто умер.
- То есть уже ничейная?
- Ничейная квартира! Здесь умер хозяин квартиры. Он был глухой и ни ел, ни пил ничего. Потом мне звонят и спрашивают: "А кто его хоронить будет?" Видимо, как безродного похоронили. Вот такие у нас дела.
Кто платит за отопление в брошенной квартире?
Тем временем, я потрогал батареи, и они оказались теплыми:
- Я поверить не могу, что такие горячие батареи. А кто по идее за это может платить? - спрашиваю я у Валентины Александровны.
- Никто не платит. Вот нам прибавляют и прибавляют.
Еще одна нетронутая квартира
Затем мы зашли в еще одну заброшенную квартиру:
- Здесь тоже хозяйка умерла. Вы только не пугайтесь. Здесь есть вода, но газ отключен. Бабуля питерская здесь жила. Мне однажды дочка звонит, и говорит, что Зинаида Алексеевна потерялась, она пошла гулять и исчезла. как будто и не было ее.
"Освободите меня от капремонта"
Кстати говоря, в этим домах, несмотря на то, что течет крыша, с жителей до сих пор берут за капремонт около 1000 рублей. Пенсионеры, которым по-хорошему нужно приплачивать за проживание в таких местах, отдают более 20 000 рублей в год на ремонт дома.
- Все облезло, я все зафотографировала, - рассказывает Валентина Александровна, - и поехала в управляющую компанию. Я написала заявление, что освободите меня от этой платы, я буду откладывать эти деньги по 900 рублей каждый месяц, накоплю, найму и мне сделают ремонт. Вы знаете, меня и обвинили. Они мне пишут, что я виновата в том, что у нас такой подъезд.
"Они мне пишут, что я виновата в том, что у нас такой подъезд".
Огромная заброшенная школа и интернат
Я был в шоке, когда я увидел заброшенную школу. Она была невероятно огромного размера со старинной лепниной. Стало сразу понятно, насколько этот городок раньше был большим. К сожалению, внутри школы было всё разграблено.
Заброшенный детский сад
Я прошел немного вперед и увидел еще одно основательное, кирпичное здание. Это оказался совсем недавно закрытый детский сад. Я заглянул в окно и увидел рисунки. На территории садика сохранилась детская площадка и место для прогулок. Зрелище было невероятное, казалось, что из здания вот-вот выбегут дети и будут здесь играть.
Нашли бывший железнодорожный мост
Рядом я увидел заброшенный ж/д мост, раньше по нему ходил поезд, возил рабочих до бокситных рудников. Но после того, как бокситы перестали добывать, железную дорогу разобрали.
Вывод
Время идет, заводы останавливаются, поселки пустеют, а дороги зарастают травой. Но это не значит, что все было зря. Здесь жили люди, строили, любили, верили в завтрашний день. И пока об этом помнят, место продолжает жить!
Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели:
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ