Найти в Дзене
Муки Зву

«Место Встречи Дискотека-4»: Весь в шипах, весь в цепях – кто стучится в дверь моя?! – Это в кожаных ремнях группа «Дип Пурпле»!

В 80-е годы государственная студия грамзаписи «Мелодия», получив отмашку наверху, наконец-то начала выпускать ту музыку, что нравилась молодежи. Появилась ныне уже легендарная серия «Архив Популярной Музыки», стали выпускать лицензионные пластинки известных рок-музыкантов, прорывались в продажу более оперативные релизы «братьев-демократов» из соцстран. Иногда появлялись неожиданные пиратские сборники, созданные редакторами «Мелодии» на свой вкус и цвет. Это был 1989 г. Когда в магазине «Мелодия» я взял в руки эту пластинку, то первая мысль – наконец-то! «Мелодия» начала выпускать то, что надо молодежи. Трек-лист первой стороны обещал слушателю сборник самых именитых коллективов зарубежного хард-рока. И все первые звезды – «Deep Purple», «AC/DC», «Status Quo», «Rolling Stones». Даже наличие своих доморощенных хард-рокеров на второй стороне пластинки не портило впечатления. Обложка пластинки «Место Встречи Дискотека-4» с торсом металлиста в кожаной косухе и майке с заклепками была весьма
Оглавление

Это просто праздник какой-то для любителей музтяжмета. Хард-рок дискотека с элементами старины.

В 80-е годы государственная студия грамзаписи «Мелодия», получив отмашку наверху, наконец-то начала выпускать ту музыку, что нравилась молодежи. Появилась ныне уже легендарная серия «Архив Популярной Музыки», стали выпускать лицензионные пластинки известных рок-музыкантов, прорывались в продажу более оперативные релизы «братьев-демократов» из соцстран. Иногда появлялись неожиданные пиратские сборники, созданные редакторами «Мелодии» на свой вкус и цвет.

Это был 1989 г. Когда в магазине «Мелодия» я взял в руки эту пластинку, то первая мысль – наконец-то! «Мелодия» начала выпускать то, что надо молодежи. Трек-лист первой стороны обещал слушателю сборник самых именитых коллективов зарубежного хард-рока. И все первые звезды – «Deep Purple», «AC/DC», «Status Quo», «Rolling Stones». Даже наличие своих доморощенных хард-рокеров на второй стороне пластинки не портило впечатления.

Обложка пластинки «Место Встречи Дискотека-4» с торсом металлиста в кожаной косухе и майке с заклепками была весьма актуальной в конце 80-х. Сейчас, глядя на нее, сразу вспоминаются группы неформалов, разом заполнивших пространство Советского Союза во время перестройки. Многие юнцы, ставшие ныне достойными и почтенными гражданами, тогда ходили по улицам и пугали своим металлическим одеянием случайных старушек. Те крестились при их приближении и на всякий случай плевались «Тьфу! Срамота!»

Облачившись в звенящие цепями прикиды, простой советский металлист прогуливался в компании себе подобных рептилоидов, сопровождая прогулки прослушиванием злобных металлоидных запилов по магнитофону «Электроника-302», включённому на полную громкость. Особый шик вносили безопасные бритвы и булавки, воткнутые в самые неожиданные места одеяний. Проклепанные ремни и напульсники служили доброй защитой от нападений гопников.

Дикое удовольствие доставляло металлистам посещать дискотеки, где они щемили «попсятину», поклонников «Модерн Токинг» и «Ласкового Мая». Они врубали свою музыку и давили децибелами хэви-металлических новинок ошалевшую публику. При этом обычно становились в круг или ряд и начинали трясти своими немытыми хаерами (мытые хуже раскручивались). Они размахивали «козой» из пальцев и выкрикивали рефрен из песен. А если был концерт хэви-метал группы, то весь зал сходил с ума.

Металлист страны Советов был существом по-хорошему всеядным, поэтому слушал и «Deep Purple», и «Black Sabbath», и «Motorhead» с «Nazareth». Особым уважением пользовались «Metallica», «Iron Maiden» и почему-то «Kiss» и «AC/DC», которых очень не любила советская пресса -- типа, «Kiss» -- это на самом-то деле «Kinder SS», а «AC/DC» -- «Antichrist / Devil’s Child», и вообще какие-то они не такие.

Комсомольцам везде мнились фашисты-сатанисты и их пособники. На самом деле, металлисты просто хотели выделяться среди прочих молодежных неформальных групп, и были абсолютно безвредны по сравнению с теми же футбольными фанатами. Разве что свои граффити малевали.

Все подъезды и стены были разрисованы молниями и логотипами названных групп. Так как «AC/DC» было короче остальных, то рисовали его чаще. Помните, раньше у подъездных гопников было такое дебильное развлечение – прижигать спички к потолку. Рядом с таким уродством красовались надписи известных рок-групп, сделанные зажигалками.

Рядовому металлисту «в железяках» в одиночку пройти по улице было не просто, особенно в рабочем микрорайоне, таком, как наш Юбилейный. Возле любого дома его могла ожидать группа гопников, способная «спросить» за прикид, и ваще, чего ты делаешь в нашем районе? Гопники в регионах часто брали на себя функцию люберов и занимались радикальной «чисткой» рядов меломанов.

Это конечно, была чистого вида вкусовщина – ну как можно навязать свои предпочтения другому человеку?! Кто-то фанатеет от розовых соплей «Миража» и «Ласкового Мая», а кому-то подавай альбом с казаками на обложке группы «Accept» -- «Russian Roulette». Кстати, любовь к «Ласковому Маю», показанная в нашумевшем сериале «Слово пацана», была не актуальна в наших весях. У нас любой серьезный «поцык на раене» никогда бы не признался в таком фанатстве – высмеяли и поставили на место.

Листая старые винилы. Выпуск 61: «Место Встречи Дискотека. Выпуск 4» 1988 г. «Мелодия» LP.
Листая старые винилы. Выпуск 61: «Место Встречи Дискотека. Выпуск 4» 1988 г. «Мелодия» LP.

Возвращаясь к пластинке, надо сказать, что формат дискотеки был удобен для подачи пиратского набора популярных зарубежных рок-групп. Никто – никому – ничего не должен, паузы заполнены диджейским трепом, а сами композиции звучат в несколько урезанном виде.

Это был вариант, подсмотренный у братушек-болгар, выпустивших ранее подобную дискотеку на виниле «Балкантона». Назывался он «Пулсираще Ноти» («Пульсирующие Ноты») -- было издано 3 выпуска. Там набор исполнителей был побогаче и посвежее нашего, прочитать можно здесь «Пульсираще Ноти».

Сам трек-лист носил разнобойный характер – старики «Deep Purple», Jimi Hendrix и «Rolling Stones» cоседствовали с относительно свежими песнями «AC/DC», «Status Quo» и «Foreigner». Стилевое разнообразие пластинки от блюза до хард-рока нельзя было назвать выверенным и грамотным. Но для того времени это была настоящий праздник, праздник настоящей западной рок-музыки.

«Место Встречи Дискотека. Выпуск 4» 1988 г. «Мелодия» LP.

Сторона 1.

— Чего это у вас басист такой активный?
— Он не активный. У него просто шнур не изолирован.

01. «AC/DC» «For Those About to Rock (We Salute You)» («Для Тех, Кто Любит Рок (Мы Приветствуем Вас)») (Angus Young/Malcolm Young/Brian Johnson).

Открывает сборник австралийская группа «AC/DC» своим заглавным хитом одноименного альбома 1981 г. с пушкой «For Those About to Rock (We Salute You)». Композиция настолько выделялась на фоне остальных песен пластинки, что была позднее выпущена синглом. Как я уже говорил выше, неимоверная любовь советского меломана-металлиста к «AC/DC» зиждилась не только на забойных риффах группы, но и полном соответствии духа и буквы материала хард-рокеров в школьных кепках. Высокий вольтаж песен «AC/DC», замешанный на скрипуче-писклявом вокале Брайана Джонсона, был как пение райских птиц для слуха, измученного запилами трэш и дэт-металла.

А сама песня четко следовала традициям исполнителей тяжелой музыки. Это был хит-боевик, которым раскачивают публику, вводя ее в состояние исступления и полной экзальтации. Настоящий рок-гимн с отличным гитарным вступлением, запоминающимся припевом и заканчивающей тему канонадой. Название песни было парафразом знаменитого клича римских гладиаторов «Ave, Caesar, morituri te salutant» («Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!»). Эпическое «Для Тех, Кто Любит Рок (Мы Приветствуем Вас)» сразу заводит слушателя и готовит к настоящему празднику тяжмет-рока.

У любовницы-оптимистки мужик наполовину холост.

02. «Status Quo» «She Don't Fool Me» («Меня Не Провести») (Rick Parfitt/Andy Bown).

Хит-сингл «Меня Не Провести» («Она Меня Не Обманет») старинной британской группы «Status Quo» с альбома «1+9+8+2» 1982 г. Старый, добрый рок’н’ролл – уважительно говорят поклонники группы о тяжелом буги коллектива, презирая всех, кто говорит, что «Status Quo» заложники одной песни «In The Army Now». Уважаю их мнение и музыку настоящих рок-профессионалов, но не могу по памяти напеть ни одной другой песни. А кстати, вот и другая.

Любовные сомнения по поводу своей возлюбленной испытывает лирический герой песни – «Я знаю, что она знает, что я знаю, что она меня не любит». Такой многослойный посыл стареющего мужика, пустившегося во все тяжкие из-за мезальянса с молодой стервой. И все-таки он надеется, что она его не обманет! Да-да, надежды юношей питают, отраду… скуфам подают!

— Скажите, пожалуйста, вас ваша работа удовлетворяет?
— Вы знаете, иду на работу — вижу: девки хорошие стоят — хочется. Иду с работы, те же девки стоят, но уже не хочется. Значит, удовлетворяет.

03. «Rolling Stones» «(I Can't Get No) Satisfaction» («Удовлетворение») (Mick Jagger/Keith Richards).

Ну что сказать, визитная карточка британской группы № 2 «The Rolling Stones» стала не только поколенческим гимном 60-х, но и заняла 2-е место среди 500 лучших песен всех времен и народов. Легенду появления главного риффа песни в голове Кита Ричардса после концерта с дракой рассказывать не буду – это описано уже сотни раз. Журнал «Newsweek» назвал вступительный гитарный рифф песни следующими словами: «пять нот, которые потрясли мир». Итак, 1965 год, «Rolling Stones» – «Satisfaction!»

«Эта песня была той, которая на самом деле сделала «The Rolling Stones», превратила нас из одной из второстепенных групп в группу-гигант, группу-монстр. Вам всегда нужна одна песня. Мы не были американцами, а Америка — это было круто, и нам всегда хотелось добиться здесь успеха. Производило очень большое впечатление, как эта песня и популярность группы становились всемирными… Это характерная мелодия, действительно, что-то вроде великого произведения классической живописи — вроде подписи, которую все знают. У неё очень запоминающееся название. У неё очень запоминающийся гитарный рифф. У неё великолепный гитарный звук, который в то время был оригинальным. И она уловила дух времени, что для таких вещей очень важно… Что было отчуждённостью. Или, может быть, даже намного больше, но что-то вроде сексуальной отчуждённости. Отчуждённость здесь не совсем точное слово, но другого слова не могу подобрать». (М.Джаггер).

Жена следователя всегда находила улики измены мужа, а если не находила, то подкидывала.

04. Jimi Hendrix «Hey Joe» (Jimi Hendrix).

Дебютный сингл Джими Хендрикса и его группы «The Jimi Hendrix Experience» 1966 г. открыл дорогу к мировой славе и закрепил за Хендриксом статус одного из величайших гитаристов всех времён. Его уникальный стиль игры, включающий яростные риффы и эмоциональное исполнение, вывел «Hey Joe» на новый уровень.

Текст «Hey Joe» рассказывает драматичную историю мужчины, решившего покончить с жизнью жены, узнав об её измене. Хотя сюжет кажется мрачным, исполнение Хендрикса добавляет песне глубину и эмоциональность, передавая всю боль и отчаяние героя.

Песня была написана в начале 60-х Билли Робертсом и исполнялась вначале в в фолк-роковой манере. Однако, именно версия Хендрикса придала песне новый, мощный звук и сделала её всемирно известной.

«Hey Joe» оказала огромное влияние на рок-музыку и стала одной из самых исполняемых песен в истории рока. Её каверы записывали многие музыканты, включая «Deep Purple» и «The Byrds», однако версия Хендрикса остаётся самой знаковой.

Британский журнал «New Musical Express» включил данную композицию в исполнении «The Jimi Hendrix Experience» в свой список «500 величайших песен всех времён», разместив её в нём на 496-ю позицию.

Ночь. Непроглядная тьма. По полю идет наркоман, ему на встречу — другой. Первый спрашивает:
— Слушай, я вот понять не могу, сейчас что на небе светит — луна или солнце?
— Да я не знаю, я не местный…

05. «Deep Purple» «Black Night» («Темная Ночь») (Blackmore/Gillan/Glover/Lord/Paice).

Согласно канонической истории «Темно-лиловой» группы сингл для презентации альбома «In Rock» 1970 г. был написан буквально в пьяном угаре. Как признавались сами музыканты, для создания «Темной Ночи» были взяты рифф из одной старой мелодии, название от другой песни, ритм – от третьей. Сделанная по принципу «левой ногой» композиция стала эталоном хард-рока и одной из самых узнаваемых мелодий «Deep Purple». На мой вкус – слишком примитивная и простая как валенок песня.

Как остановить драку двух слепых? Нужно крикнуть: «Ставлю на парня с ножом!»

06. «Foreigner» «Tooth and Nail» («Зубами И Когтями») (lou Gramm, Mick Jones).

Композиция «Зубами И Когтями» открывает пятый альбом «Agent Provocateur» («Агент-Провокатор») 1984 г. хард-рок группы «Foreigner» («Иностранец»). Американо-британская группа «Foreigner» считается основателями хард-н-хеви и софт-металла. Почему из всего альбома взята эта песня, непонятно. Ведь главным в альбоме стала баллада «I Want to Know What Love Is», ставшая хитом № 1 у группы. А «Tooth and Nail» всего лишь первый трек на этом концептуальном альбоме.

Перевод названия песни «Зубы На Полку» ведущим дискотеки забавен – на самом деле он «Зубами И Когтями». Ведь там идет речь о влюбленном парне, готовом драться зубами и когтями за свою любовь. «Я буду биться не на жизнь, а на смерть!»

Окончание стороны 1. Продолжение.

Для тех, кому интересна тема хард-рока на моем канале рекомендую прочитать следующие статьи

«Deep Purple» «April»

«Rock Aid Armenia» «The Earthquake Album»

«Led Zeppelin»

Анекдот в тему.

Встречаются два металлиста, один другому говорит: – Слышь, а тебе никогда не хотелось помыться, снять с себя все это железо? – Да ты знаешь, я пробовал как-то, но у меня уже 3 года как все "молнии" заржавели...

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной.
Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал
МУКИ ЗВУ.