«Место Встречи Дискотека-4». Сторона 2. Советские металлисты на марше.
Отечественный хард-рок быстро сориентировался в перестроечных музыкальных трендах и стал заметным явлением в рок-музыке. Кто-то появлялся в результате трансформации обычного ВИА в рок-группу, кто-то заявлял о себе впервые, но все стремились заполучить свою минуту славы. Сейчас о многих именах мы и не вспомним, а кто-то до сих пор бороздит протоптанную дорожку. Уже и хаер стал седым, и голос заметно просел, но стадионы собирают.
Когда я пришел из армии в конце мая 1988 г., то мне все было в диковинку. Уходили мы в 1986 г., когда Советский Союз еще дышал по указам ЦК КПСС, а вернулись в совершенно другую страну. Вылезшие повсюду, как ядовитые грибы после кислотного дождя, видеосалоны. Бойкая торговля самосшитыми штанами-бананами на центральной улице Урицкого -- в Иркутске это такая торгово-пешеходная топталовка, как Арбат в Москве. Политические митинги на сквере Кирова и возле Торгового комплекса на рынке. Наперсточники со своими картонками на каждом углу в центре. Очень много цыган и нищих.
Мои друзья тоже почти одновременно стали возвращаться из армии. Нам надо было срочно наверстывать пропущенное время. Столько всего изменилось. Подхватывать настроение. ТВ-«Взгляд»-КВН. Кино, музыка, книги. Мы тогда активно читали все модные новинки, что были на слуху. Возле киосков стояли очереди за свежими газетами и журналами. Все гоняются за толстыми журналами для интеллигенции «Новый мир» с романом Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». А нам надо было чего-то попроще.
Мой приятель Вовка выписывал кучу интересных журналов и дал почитать «Парус» 1988 г. «Там есть, что почитать. Рекомендую повесть «Авария» — интересная штука!» Я проглотил ее за полчаса. Сюжет был в духе времени. Борзая девчонка Валерия-Авария, вся на понтах и нервах с родаками, вечно попадает в ментовку, а потом ее папаша вытаскивает оттуда. В школе рамсит с учителями и тусуется с металлистами и панками. Прочитал и забыл на какое-то время про нее.
А потом вышел фильм «Авария — дочь мента» — премьера была в 1990 г., и мы на него сразу же сходили в кинотеатр. Так как там были смещены некоторые акценты, убраны часть сцен и изменен финал, то фильм мне тогда не зашел. Девчонка получилась очень противная и с упитанным лицом с круглыми щеками – хотелось ей от души врезать за все ее выкрутасы и сказать, что сама виновата. Ее сыграла будущая жена священника и актера Ивана Охлобыстина молодая актриса Оксана Арбузова.
Дело в том, что в нашей общей стране, чем дальше было от столиц и центров, тем меньше было таких молодежных поветрий, как неформальные движения — металлисты, любера, панки, стиляги, рокеры. Они, конечно, были, но не в таких количествах, как мы видели в Москве и Питере. Чтобы дружными колоннами ходили биться друг с другом, пугать вечерами прохожих на центральных улицах своим видом. Нет! В начале 80-х редкий металлюга доходил у нас до середины Брода (молодежно-хипповое название улицы Карла Маркса в Иркутске).
Помните, в «АССЕ» милиционер запирает в обезьянник Бананана из-за серьги-фотки, а там его начинают прессовать гопник. Это яркий пример того, что происходило в обычной советской России. Попробуй выйти на улицу в провокационном виде с вызывающими причиндалами – менты моментально свинтят и еще накатают всякие нехорошие письма на работу и в институт.
Потом по городу разлетались жуткие слухи, что 20 апреля (день рождения Гитлера) наши доморощенные панки устроили перфоманс с прослушиванием песни группы «Чингисхан» — «Москау, Москау! Закидаем бомбами – будет вами олимпиада! Аха-ха-ха-ха!» для целой улицы. Ужас какой-то! Что творили!
И наши учителя в школе шепотом-полунамеками и со страшными глазами рассказывали нам, что такую гадкую молодежь всю выгнали из комсомола и школы, и всем выдали справки вместо аттестатов зрелости. Понятно, что воспитанные в таком духе, мы даже помыслить не могли, чтобы вместо песни «И Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди!» распевать «We all living in yellow submarine!»
Всю основную информацию о происходящем в стране мы получали из журналов, фильмов и программы «Взгляд». В том числе и металлистов мы увидели в первый раз не живьем, а в кино. Весьма развернуто и красочно нам преподнесли это в таких лентах, как «Взломщик», «Меня зовут Арлекино», «АССА» и «Авария – дочь мента».
Правда, упомянутые там рок-музыканты были панками, а именно старейшая панк-группа «Чудо-Юдо», образованная в Москве еще в 1983 г. Именно на ее концерт идет героиня фильма Авария. Но для всей основной массы граждан СССР – что панки, что металлисты, что рокеры… Все одно! Ряженные клоуны в кожанках с петушиными прическами и идиотскими манерами. Как там актер Гармаш, вечный кинопролетарий в фильме «Стиляги» говорил в своей привычной сермяжной манере.
Обычная народная рабочая среда не принимала молодежный протест 80-х и сквозь насупленный прищур смотрела на все происходящее во время перестройки. Это как болезнь, ветрянка, ею должны переболеть в юном возрасте, чтобы потом жить нормально. Кто-то увлекался тяжелым роком и оставался верен своим юношеским пристрастиям до самых седин. А большинству нравилась сопутствующая энергетика, концертная ажитация, общность духа – наперекор старшему поколению. Сейчас с ностальгией вспоминают про юную придурь.
Я спокойно принял тогда тяжелый рок – сразу увидел свои интересы в мощных рок-стариках, таких как «Deep Puple», «Led Zeppelin» и др. Наших я мог послушать, но только выборочные композиции у «Арии», «Черного Кофе», «Круиза». Поэтому вторую сторону пластинки «Место Встречи Дискотека-4» я прослушал спокойно, без ярко выраженного фанатства, скорее в информационно-ознакомительных целях. Сейчас, она слушается уже с некоторым интересом и удивлением – смотри-ка, неплохо играли!
Сторона 2. Сторона 1.
Чем дольше девушка смеется над шутками мужчины, тем дольше у нее не было секса.
7. Синтез-труппа Игоря Гранова «Скоморох» (Игорь Гранов – Александр Тесаров).
Вовремя уловив ветер перемен и свежие тренды, руководитель ВИА «Голубые Гитары» Игорь Гранов преобразует коллектив под новой концепцией эстрадного театра и модным названием «Синтез-труппа Игоря Гранова». На ВФГ «Мелодия» выходят пластинки с новыми песнями синтез-труппы, означая собой полное размежевание со старым репертуаром ВИА.
Перепробовав в период от 1985-1988 гг. всю палитру музыкальных стилей от новой волны, синти-попа до хард-рока коллектив Игоря Гранова словно искал своей лицо. Поэтому вышли такие разные пластинки, как диск «Телешоу» 1985 г., пластинка «Песни из мюзикла Панорама» 1988 г. и несколько миньонов. Потом под названием «ИГРА» (Игорь ГРАнов) вышло три магнитоальбома. Песня «Скоморох» явно выбивается из всего творчества коллектива – яркий пример качественного хард-рока с высоким темпом исполнения. Жаль, что это практически все, что связывает группу с хэви-металл.
Не хочу я, папенька,
Тот цветочек аленький.
Привези мне, папенька,
Все пласты Металлики.
8. «Круиз» «Рок Навсегда!» (Валерий Гаина – Ольга Чайко).
Пожалуй первая советская хард-рок группа, чья дебютная пластинка «Круиз-1» представила облик музыкантов-металлистов именно так, как они выглядели. Культовое хэви-металл-трио (Гаина-Васильев-Ефимов) в цепях и заклепках смотрелось на обложке аутентично и стильно.
А вот с заглавной песней магнитоальбома «Рок Навсегда!» 1986 г., ставшего основой для винила, не так повезло. Руководство «Мелодии» строго-настрого запретила саму песню и такое название альбома – в результате пластинка 1987 года вышла без нее. Но даже в таком виде диск «Круиз-1» стала бестселлером, и по воспоминаниям Валерия Гаины, его продажи достигли отметки в 12 миллионов дисков.
Понять строгих цензоров «Мелодии» можно – в своей программной композиции «Круиз» выдает «Рок собирает под знамена силы Добра» и провозглашает «Полный духом жесткий рок, победит в войне любой!» Весьма пафосно-милитаристское произведение, пугающее несистемного слушателя угрозой «Но вы, те, кто предал рок, мы идем на вас войной!» Двойное упоминание войны явно диссонировало с миролюбивыми планами «Мелодии». Удивительно, что всего через год песню все-таки издали на этой пластинке.
— А зачем в вашей рок-группе три гитариста?
— Понимаете, во всех наших песнях три аккорда. И каждый из гитаристов знает только один…
9. «Рок-Ателье» Криса Кельми «Сверх Плана» (Крим Кельми – Павел Смеян).
Звучит узнаваемый хриплый вокал Павла Смеяна, прославленного песнями из «Мэри Поппинс», в стиле рок-куплетов а-ля Кузьмин. Песня-шутка «СверхПланРок» удачно вписалась в трек-листе «Дискотеки» после пафосного гимна «Круиза» и разрядила накал металлических страстей. Может быть поэтому ее телепремьера состоялась в дебютном выпуске молодёжной вечерней ТВ-программы «Взгляд» в октябре 1987 г.
Сама песня будет переиздана потом только на CD-альбоме «Я Пел, Когда Летал» 2001 г. Удивительно, что Павел Смеян, исполнивший песню, ушел из группы еще в 1984 г. Что говорит только о прозорливости Криса Кельми, любившего компилировать фонограммы своих бывших вокалистов в новых альбомах и видеоклипах «Рок-Ателье».
Металлерский анекдот:
«Идут два рэпера. Один в кепке, другого тоже отметелят».
10. Валерий Шаповалов «Рок-Лаборатория» (Валерий Шаповалов).
Популярный музыкант и исполнитель сатирических песен Валерий Шаповалов с ироническим треком «Рок-лаборатория, рок-амбулатория, рок-консерватория, рок-фантасмагория». Еще одна веселая попытка взглянуть со стороны на модное перестроечное «рок-поветрие».
Уместна ли здесь эта песня? Вторая подряд шутка уже снижает нацеленность на строгое соответствие хард-рок стилистике всей пластинки «Место Встречи Дискотека-4». Уместнее было бы поставить что-нибудь из «Арии» или «Мастера», даже «Черный Кофе» подошел бы лучше.
Но ведущий дискотеки Артур Макарьев решил позабавить слушателя треком из одноименного магнитоальбома Валерия Шаповалова 1986 г. Тогда «Мелодия» была благосклонна к Валерию Шаповалову и издала два больших LP – «Звездный Свет» 1987 г. и «Стой, Кто Идет!» 1989 г. Также он засветился на предыдущем выпуске «Место Встречи Дискотека-3» с двумя своими песнями.
Hа могиле поп-культуры нам сыграет Сепультура!
11. Синтез-труппа Игоря Гранова «Балтика» (Игорь Гранов – Леонид Дербенев).
Еще одна песня в тяжелом стиле от коллектива Игоря Гранова. Композиция «Балтика» вошла на большой концептуальный диск группы «Песни из мюзикла Панорама» 1988 г. Несмотря на кажущуюся простоту мелодии и несложный припев песня демонстрирует высокий темп исполнения и неплохие гитарные соло. Жаль, что вместе со «Скоморохом» -- это все, что есть у группы из хард-рока.
И анекдот напоследок.
Юный металлист ссорится с родителями:
— Мне надоело постоянно быть с вами, всегда приходить вовремя! Я хочу романтики, свободы, пива, девчонок! Я ухожу, и не пытайтесь меня удержать!
Сын решительно идет к выходу. У двери его догоняет отец.
— Папа, я же сказал: не пытайтесь меня останавливать!
— Я не останавливаю, сынок. Я с тобой!
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной.
Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.