Здесь я расскажу, что получается, если при анализе дебиторской задолженности применять инструменты риск-менеджмента.
Анализом дебиторской задолженности я занимаюсь с 1998 года. 25 лет это был только и исключительно правовой дью дил. Экономику я тоже считал, но это происходило в формате коэффициентного анализа, в котором дебиторка зашита очень глубоко. Настолько глубоко, что что-то вразумительное именно о дебиторке сказать нельзя. Собственно экономические подходы к анализу дебиторки я начал изучать относительно недавно (например, два раза в СПАРК-Интерфаксе). Даже что-то публиковал на эту тему (см., например, в моем профиле в ВК пост от 2 ноября 2023 г. и др.)
Год назад, перелопачивая очередные авгиевы конюшни, я неожиданно для себя понял, что на дебиторку нужно смотреть не через призму права или экономики, а через призму рисков. Точнее, через призму риск-менеджмента. Это был тот редкий случай в моей практике, когда я сначала изучил теорию, и лишь потом применил её на практике. Чаще всё происходило с точностью до наоборот. Если коротко, то риск-менеджмент я изучил несколькими годами раньше в рамках программы подготовки руководителей проектов ГК «Росатом». Примерный список документов, посвященных риск-менеджменту, найдете в конце текста.
Триггером к применению технологий риск-менеджмента к дебиторке стала статья «риск доктора» Дэвида Хиллсона “The Risk Breakdown Structure (RBS) as an aid to effective risk management”, представленная им еще в 2002 году на 5-й конференции PMI Europe. Идея Хиллсона проста, как всё гениальное (Хиллсона называют «риск доктором» потому, что огромное количество его идей впоследствии было включено в PMBoK*).
Всеми стандартами по риск-менеджменту в качестве обязательного предусмотрен этап анализа рисков. В PMBoK 6th это не просто анализ, а «качественный анализ», включающий категоризацию рисков. Категоризация может быть осуществлена с использованием этой идеи Хиллсона, а именно, с использованием иерархической структуры рисков (см.раздел 11.1.3.1 PMBoK 6th). Или, по-другому, с использованием метода декомпозиции рисков – Risk Breakdown Structure (RBS). Декомпозиция как инструмент используется в управлении проектами не впервые. Пожалуй, первое использование – при декомпозиции работ в программе Polaris в 1957 году (work breakdown structure, WBS). В 2004 году WBS был включен в 3-ю версию PMBoK. Сегодня для проектов по разработке новых продуктов используют структуру декомпозиции продукта (PBS), для анализа стоимости – CBS (cost BS), и так далее. Т.к., в структурах Росатома я плотно занимался именно WBS, декомпозиция рисков «легла на мозг» без дополнительных усилий. Сложнее оказалось совместить, казалось бы, несовместимое – RBS и дебиторку. Почему? Все, кто оказывает профессиональные услуги в части управления дебиторкой, сосредоточены на организационно-юридической процедуре: Кто отвечает за управление дебиторкой? Как мотивируются менеджеры? и т.п. Декомпозицией не занимается никто. Тем неожиданнее оказались результаты, когда я к дебиторке применил методику RBS. Самым неожиданным для меня стало понимание того, что на дебиторке можно зарабатывать. Ещё одним неожиданным результатом стало осознание того, что кредитор с дебитором должны сотрудничать, а не перетягивать канат. Результаты своих инсайтов я оформил в виде такой схемы:
Побочным результатом моих изысканий стала «Дорожная карта внедрения бизнес-процесса управления дебиторской задолженностью». Если у вас проблема с дебиторкой не решена, смело обращайтесь – начнем с того, что я вам вышлю «дорожную карту».
* - руководство по управлению проектами
В следующих публикациях:
1. Почему отсутствие бизнес-процесса не является риском? Или все же это риск? А если риск, то какой? И почему его нет в моей схеме? (подсказка – это управленческий риск, а моя схема про технические риски, i.e., связанные с качеством самой ДЗ)
2. Как я проводил декомпозицию рисков и почему получил вот такой результат, а не иной? (встаём на позиции PMBoK 6th и смотрим, что получилось)
3. Как работает матрица рисков? Что такое дрейф рисков в матрице рисков? (очень наглядно на примере ДЗ)
4. Как работает 1 правило «Проверяй контрагентов» (тут за нас все придумала ФНС России)
5. Как работает правило «Зарабатывай на дебиторке» (чистая экономика, ничего больше)
6. Что за правило такое «Светофор» и какая от него польза (кстати, светофор у меня получился зачётный, сам не нарадуюсь)
ну и т.д., и т.п. Список тем буду пополнять по мере публикации постов.
P.S. Вам удобнее будет следить за публикациями, если вы подпишетесь на канал "Анатомия бизнеса" в Дзене.
P.P.S. Обещанный список документов по риск-менеджменту:
1. ISO 31000 Risk management – Guidelines.
2. ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство.
3. IEC 31010:2019 Risk management – Risk assessment techniques.
4. ГОСТ Р 58771 – 2019. Менеджмент риска. Технологии оценки риска.
5. Приказ ГК «Росатом» №1/1292-П от 07.10.2021 Об утверждении Единого отраслевого кодекса Госкорпорации «Росатом» и её организаций по управлению проектами в рамках группы процессов «Управление инвестиционно-проектной деятельностью».
6. Руководство к своду знаний по управлению проектом (Руководство PMBoK). Шестое издание.
7. Hillson, David. The Risk Breakdown Structure (RBS) as an aid to effective risk management. 19-20 June 2002, France.
© Овчинников А.В., 2025