Найти в Дзене
Чёрная Бухгалтерия

Обязательная маркировка товаров: что изменилось с 1 июня 2025 года

Оглавление

С 1 июня 2025 года для предпринимателей начали действовать новые правила в сфере обязательной маркировки товаров. Контроль усилился, обязанностей стало больше, а ответственность — серьезнее.

На этот раз нововведения затронули маркировку одежды, молочной продукции, безалкогольных напитков, соков и бытовой химии. Пора во всем разобраться!

В этой статье мы рассказываем обо всех изменениях в обязательной маркировке товаров, которые вступили в силу с 1 июня 2025 года. Листайте, читайте и работайте без последствий.

Также не забудьте нажать «лайк» и подписаться на Чёрную Бухгалтерию в Дзене, чтобы следить за другими полезными публикациями для бизнеса:
Чёрная Бухгалтерия | Дзен

Безалкогольные напитки и соки

С 1 июня 2025 года для производителей подакцизных безалкогольных напитков вводится новая обязанность.

Теперь сведения о кодах маркировки нужно передавать не только при вводе продукции в оборот, но и при ее передаче третьим лицам — по договору купли-продажи, комиссии, агентскому договору и т.п.

Новые правила распространяются на:

  • Безалкогольные напитки, включая напитки с соком, упакованные в банки (в том числе алюминиевые);
  • Безалкогольные напитки с соком в стеклянной или полимерной потребительской упаковке;
  • Соки в потребительской упаковке.

Исключением из правил являются:

  • Напитки, помещенные под таможенные процедуры для вывоза за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • Рекламные или маркетинговые образцы, не предназначенные для продажи;
  • БАДы, спортивное питание, продукция для беременных и кормящих женщин, а также диетическое лечебное и профилактическое питание, имеющие государственную регистрацию;
  • Концентраты, свежеотжатые и замороженные соки.

В связи с этим, предприниматели обязаны:

  1. Передавать в систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки при вводе продукции в оборот;
  2. Сообщать в «Честный знак» данные о кодах маркировки при каждой сделке, предполагающей переход права собственности на товар;
  3. Передавать сведения о кодах маркировки при передаче продукции по договорам комиссии и агентским договорам.
Для производителей и дистрибьюторов это не просто усложнение, а необходимость перестроить учет и логистику. Ошибка или задержка в передаче данных создаст риск попадания под блокировку продаж.

Одежда

С 1 по 30 июня 2025 года поставщики и продавцы обязаны промаркировать всю одежду, приобретенную до 28 февраля 2025 года включительно (постановление Правительства РФ от 31.12.2019 №1956).

Новые правила распространяются на:

  • Кальсоны, комбинации, юбки, трусы, майки, ночные рубашки, пижамы, купальные и домашние халаты, панталоны;
  • Бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, помочи, подвязки;
  • Футболки, майки, нижние рубашки;
  • Одежда и аксессуары для детей младшего возраста;
  • Купальные костюмы из трикотажа или вязки;
  • Перчатки из текстильных материалов (кроме трикотажных и вязаных);
  • Перчатки, рукавицы, варежки и митенки из натуральной или комбинированной кожи;
  • Шляпы и другие головные уборы: фетровые, плетеные, трикотажные, вязаные, кружевные и из прочих текстильных материалов, изготовленные из одного куска; сетки для волос;
  • Гетры, гамаши и аналогичные изделия и их детали.

Обязанности импортеров и продавцов:

  1. До 30 июня 2025 года промаркировать одежду, приобретенную до 28 февраля 2025 года включительно;
  2. До 30 июня промаркировать товары, выпущенные таможней с 1 марта 2025 года по процедурам внутреннего потребления или реимпорта;
  3. Завершить таможенный выпуск немаркированной продукции не позднее 30 июня.
У Чёрной Бухгалтерии есть отдельная тематическая подборка статей, посвященных обязательной маркировке товаров в 2025 году. Рекомендуем к прочтению:
Маркировка товаров | Чёрная Бухгалтерия | Дзен

Молочная продукция

С 1 июня 2025 года производители, поставщики и продавцы молочной продукции обязаны уведомлять систему маркировки «Честный знак» о передаче товаров третьим лицам по гражданско-правовым договорам (постановление Правительства РФ от 15.12.2020 №2099).

Новые правила распространяются на:

  • Молоко и сливки, включая сгущенные;
  • Пахту, свернувшееся молоко и сливки, йогурт, кефир, молочную сыворотку;
  • Сливочное масло и молочные пасты;
  • Сыры и творог.

Исключением из правил являются:

  • Молочная продукция, помещенная под таможенные процедуры для вывоза за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • Рекламные или маркетинговые образцы, не предназначенные для продажи;
  • Продукция с массой нетто 30 граммов и менее;
  • Детское питание для детей до 3 лет, а также специализированное диетическое лечебное и профилактическое питание.

В связи с этим, производители, поставщики и продавцы обязаны:

  1. Направлять в систему «Честный знак» уведомление о сделке, предусматривающей переход права собственности на молочную продукцию (не позднее дня передачи продукции третьим лицам);
  2. В этот же срок отправлять уведомления о передаче продукции по договорам комиссии, агентским договорам, договорам подряда и поручения.
Таким образом, с 1 июня любая передача молочной продукции третьим лицам — это триггер для обязательного уведомления «Честного знака».

Бытовая химия

С 1 по 30 июня 2025 года поставщики и продавцы обязаны промаркировать бытовую химию, приобретенную до 30 апреля 2025 года (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 №1681).

Новые правила распространяются на:

  • Мыло в виде брусков, кусков или формованных изделий;
  • Моющие средства в потребительской упаковке;
  • Поверхностно-активные органические вещества (ПАВ) и средства для мытья кожи — жидкие или кремовые;
  • Бумагу, вату, войлок, фетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством;
  • Чистящие пасты и порошки.

Обязанности импортеров и продавцов:

  1. До 30 июня 2025 года промаркировать товары, приобретенные до 30 апреля 2025 года;
  2. До 30 июня промаркировать продукцию, выпущенную таможней с 1 мая 2025 года для внутреннего потребления или реимпорта;
  3. В срок до 30 июня передать в систему «Честный знак» сведения о кодах маркировки, нанесенных на продукцию.
Как и в случае с одеждой, промедление с маркировкой автоматически делает товар нелегальным к продаже. Поэтому мы рекомендуем уделить особое внимание партиям, завезенным до мая.

Разрешительный режим реализации безалкогольных напитков

С 1 июня 2025 года вступает в силу новый разрешительный режим реализации безалкогольных напитков (постановление Правительства РФ от 21.11.2023 №1944).

Теперь продавцы обязаны отказывать покупателям в продаже продукции, если в системе маркировки «Честный знак» выявлены нарушения правил маркировки.

Разрешительный режим распространяется на:

  • Безалкогольные напитки в банках, включая алюминиевые;
  • Сокосодержащие безалкогольные напитки в банках, включая алюминиевые;
  • Безалкогольные напитки, включая сокосодержащие, в стеклянной и полимерной потребительской упаковке;
  • Соки в потребительской упаковке.

Таким образом, магазины обязаны отказывать в продаже напитков, если:

  1. Сведения о их маркировке отсутствуют в системе «Честный знак»;
  2. Они запрещены к реализации по решению органов государственного контроля;
  3. По ним нет данных о вводе в оборот в системе маркировки;
  4. Маркировка выполнена с нарушением правил;
  5. Срок годности является истекшим.
На практике торговые точки обязаны обеспечить онлайн-доступ к системе маркировки. Это может потребовать либо обновления кассового ПО, либо внедрения дополнительного оборудования.

Если вы хотите развивать бизнес, не отвлекаясь на частые нововведения и сложности с ведомствами — обратитесь к Чёрной Бухгалтерии!

Наша команда заберет на себя ведение учетов, расчет налогов и взносов, подачу отчетности, коммуникацию с ФНС и другие задачи с учетом всех изменений, чтобы вы работали без ошибок и штрафов.

Узнайте больше о компании, ознакомьтесь с услугами и оставьте заявку уже сейчас — на сайте чёрнаябухгалтерия.рф.

-2