С 1 июня 2025 года для предпринимателей начали действовать новые правила в сфере обязательной маркировки товаров. Контроль усилился, обязанностей стало больше, а ответственность — серьезнее.
На этот раз нововведения затронули маркировку одежды, молочной продукции, безалкогольных напитков, соков и бытовой химии. Пора во всем разобраться!
В этой статье мы рассказываем обо всех изменениях в обязательной маркировке товаров, которые вступили в силу с 1 июня 2025 года. Листайте, читайте и работайте без последствий.
Также не забудьте нажать «лайк» и подписаться на Чёрную Бухгалтерию в Дзене, чтобы следить за другими полезными публикациями для бизнеса:
Безалкогольные напитки и соки
С 1 июня 2025 года для производителей подакцизных безалкогольных напитков вводится новая обязанность.
Теперь сведения о кодах маркировки нужно передавать не только при вводе продукции в оборот, но и при ее передаче третьим лицам — по договору купли-продажи, комиссии, агентскому договору и т.п.
Новые правила распространяются на:
- Безалкогольные напитки, включая напитки с соком, упакованные в банки (в том числе алюминиевые);
- Безалкогольные напитки с соком в стеклянной или полимерной потребительской упаковке;
- Соки в потребительской упаковке.
Исключением из правил являются:
- Напитки, помещенные под таможенные процедуры для вывоза за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- Рекламные или маркетинговые образцы, не предназначенные для продажи;
- БАДы, спортивное питание, продукция для беременных и кормящих женщин, а также диетическое лечебное и профилактическое питание, имеющие государственную регистрацию;
- Концентраты, свежеотжатые и замороженные соки.
В связи с этим, предприниматели обязаны:
- Передавать в систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки при вводе продукции в оборот;
- Сообщать в «Честный знак» данные о кодах маркировки при каждой сделке, предполагающей переход права собственности на товар;
- Передавать сведения о кодах маркировки при передаче продукции по договорам комиссии и агентским договорам.
Для производителей и дистрибьюторов это не просто усложнение, а необходимость перестроить учет и логистику. Ошибка или задержка в передаче данных создаст риск попадания под блокировку продаж.
Одежда
С 1 по 30 июня 2025 года поставщики и продавцы обязаны промаркировать всю одежду, приобретенную до 28 февраля 2025 года включительно (постановление Правительства РФ от 31.12.2019 №1956).
Новые правила распространяются на:
- Кальсоны, комбинации, юбки, трусы, майки, ночные рубашки, пижамы, купальные и домашние халаты, панталоны;
- Бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, помочи, подвязки;
- Футболки, майки, нижние рубашки;
- Одежда и аксессуары для детей младшего возраста;
- Купальные костюмы из трикотажа или вязки;
- Перчатки из текстильных материалов (кроме трикотажных и вязаных);
- Перчатки, рукавицы, варежки и митенки из натуральной или комбинированной кожи;
- Шляпы и другие головные уборы: фетровые, плетеные, трикотажные, вязаные, кружевные и из прочих текстильных материалов, изготовленные из одного куска; сетки для волос;
- Гетры, гамаши и аналогичные изделия и их детали.
Обязанности импортеров и продавцов:
- До 30 июня 2025 года промаркировать одежду, приобретенную до 28 февраля 2025 года включительно;
- До 30 июня промаркировать товары, выпущенные таможней с 1 марта 2025 года по процедурам внутреннего потребления или реимпорта;
- Завершить таможенный выпуск немаркированной продукции не позднее 30 июня.
У Чёрной Бухгалтерии есть отдельная тематическая подборка статей, посвященных обязательной маркировке товаров в 2025 году. Рекомендуем к прочтению:
Молочная продукция
С 1 июня 2025 года производители, поставщики и продавцы молочной продукции обязаны уведомлять систему маркировки «Честный знак» о передаче товаров третьим лицам по гражданско-правовым договорам (постановление Правительства РФ от 15.12.2020 №2099).
Новые правила распространяются на:
- Молоко и сливки, включая сгущенные;
- Пахту, свернувшееся молоко и сливки, йогурт, кефир, молочную сыворотку;
- Сливочное масло и молочные пасты;
- Сыры и творог.
Исключением из правил являются:
- Молочная продукция, помещенная под таможенные процедуры для вывоза за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- Рекламные или маркетинговые образцы, не предназначенные для продажи;
- Продукция с массой нетто 30 граммов и менее;
- Детское питание для детей до 3 лет, а также специализированное диетическое лечебное и профилактическое питание.
В связи с этим, производители, поставщики и продавцы обязаны:
- Направлять в систему «Честный знак» уведомление о сделке, предусматривающей переход права собственности на молочную продукцию (не позднее дня передачи продукции третьим лицам);
- В этот же срок отправлять уведомления о передаче продукции по договорам комиссии, агентским договорам, договорам подряда и поручения.
Таким образом, с 1 июня любая передача молочной продукции третьим лицам — это триггер для обязательного уведомления «Честного знака».
Бытовая химия
С 1 по 30 июня 2025 года поставщики и продавцы обязаны промаркировать бытовую химию, приобретенную до 30 апреля 2025 года (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 №1681).
Новые правила распространяются на:
- Мыло в виде брусков, кусков или формованных изделий;
- Моющие средства в потребительской упаковке;
- Поверхностно-активные органические вещества (ПАВ) и средства для мытья кожи — жидкие или кремовые;
- Бумагу, вату, войлок, фетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством;
- Чистящие пасты и порошки.
Обязанности импортеров и продавцов:
- До 30 июня 2025 года промаркировать товары, приобретенные до 30 апреля 2025 года;
- До 30 июня промаркировать продукцию, выпущенную таможней с 1 мая 2025 года для внутреннего потребления или реимпорта;
- В срок до 30 июня передать в систему «Честный знак» сведения о кодах маркировки, нанесенных на продукцию.
Как и в случае с одеждой, промедление с маркировкой автоматически делает товар нелегальным к продаже. Поэтому мы рекомендуем уделить особое внимание партиям, завезенным до мая.
Разрешительный режим реализации безалкогольных напитков
С 1 июня 2025 года вступает в силу новый разрешительный режим реализации безалкогольных напитков (постановление Правительства РФ от 21.11.2023 №1944).
Теперь продавцы обязаны отказывать покупателям в продаже продукции, если в системе маркировки «Честный знак» выявлены нарушения правил маркировки.
Разрешительный режим распространяется на:
- Безалкогольные напитки в банках, включая алюминиевые;
- Сокосодержащие безалкогольные напитки в банках, включая алюминиевые;
- Безалкогольные напитки, включая сокосодержащие, в стеклянной и полимерной потребительской упаковке;
- Соки в потребительской упаковке.
Таким образом, магазины обязаны отказывать в продаже напитков, если:
- Сведения о их маркировке отсутствуют в системе «Честный знак»;
- Они запрещены к реализации по решению органов государственного контроля;
- По ним нет данных о вводе в оборот в системе маркировки;
- Маркировка выполнена с нарушением правил;
- Срок годности является истекшим.
На практике торговые точки обязаны обеспечить онлайн-доступ к системе маркировки. Это может потребовать либо обновления кассового ПО, либо внедрения дополнительного оборудования.
Если вы хотите развивать бизнес, не отвлекаясь на частые нововведения и сложности с ведомствами — обратитесь к Чёрной Бухгалтерии!
Наша команда заберет на себя ведение учетов, расчет налогов и взносов, подачу отчетности, коммуникацию с ФНС и другие задачи с учетом всех изменений, чтобы вы работали без ошибок и штрафов.
Узнайте больше о компании, ознакомьтесь с услугами и оставьте заявку уже сейчас — на сайте чёрнаябухгалтерия.рф.