Найти в Дзене
Библио Графия

Исторический детектив Ежи Эдигея «Фотография в профиль»

Полтора года назад я рассказывала читателям «Библио Графии» о детективе польского автора Ежи Эдигея «Одна ночь в "Карлтоне"». И если «Одна ночь в "Карлтоне"» — это чтение для отдыха, то другое его произведение, «Фотография в профиль», — вполне серьёзное чтение, несмотря на свою принадлежность к детективному жанру. Вы читаете отзыв читательницы Ю, написанный в рамках марафона «Дорогами памяти», который проходил на канале в мае 2025 года. Я читала «Фотографию в профиль» в сборнике детективных произведений восточно-европейских авторов «Осенний безвременник» (М.: Юридическая литература, 1989). Повествование начинается с того, что к М. Рушиньскому приходит клиент. Мечислав Рушиньский -— популярный варшавский адвокат, импозантный мужчина, питающий слабость к противоположному полу, часто бывающий на свиданиях. Курьер сообщает пришедшему в контору адвокату, что его давно дожидается клиент, который похож на сумасшедшего. «Меня зовут Станислав Врублевский» — представился таинственный клиент. А

Полтора года назад я рассказывала читателям «Библио Графии» о детективе польского автора Ежи Эдигея «Одна ночь в "Карлтоне"».

И если «Одна ночь в "Карлтоне"» — это чтение для отдыха, то другое его произведение, «Фотография в профиль», — вполне серьёзное чтение, несмотря на свою принадлежность к детективному жанру.

Вы читаете отзыв читательницы Ю, написанный в рамках марафона «Дорогами памяти», который проходил на канале в мае 2025 года.

Я читала «Фотографию в профиль» в сборнике детективных произведений восточно-европейских авторов «Осенний безвременник» (М.: Юридическая литература, 1989).

Повествование начинается с того, что к М. Рушиньскому приходит клиент. Мечислав Рушиньский -— популярный варшавский адвокат, импозантный мужчина, питающий слабость к противоположному полу, часто бывающий на свиданиях. Курьер сообщает пришедшему в контору адвокату, что его давно дожидается клиент, который похож на сумасшедшего.

«Меня зовут Станислав Врублевский» — представился таинственный клиент. Адвокат обратился внимание на темно-красное пятно на его правой щеке. Далее человек начал клясться, что он именно Станислав Врублевский, инженер, работает в проектном бюро в Варшаве и совершенно разнервничался.

Врублевский протянул книгу адвокату. Тот ответил, что приобрел мемуары Юзефа Бараньского «Я пережил ад и Освенцим», но пока не читал и пояснил, что сам провел почти четыре года в разных гитлеровских концентрационных лагерях, но не в Освенциме.

В книге была фотография гестаповца. Надпись под фотографией гласила: «Рихард Баумфогель, палач Брадомска». На правой щеке гестаповца отчетливо выделялось родимое пятно. Врублевский рассказал, что неожиданно у себя на рабочем столе он обнаружил книгу, которая была раскрыта на странице с фото гестаповца. Коллеги из отдела не здоровались и сторонились его. Некоторые стали в своей речи использовать немецкий слова специально, чтобы это слышал Врублевский.

На третий день инженера вызвали к директору, у которого на столе лежала всё та же книга. Директор поставил в известность Врублевского, что к нему обратились сотрудники, которые заявили, что «не хотят работать вместе с гестаповцем». В издательстве Врублевский получил адрес Ю. Бараньского, автора книги, но тот уехал в отпуск. Потом и сотрудники из других отделов вели себя так как будто Врублевский не существует. А официантка в столовой, подавая инженеру тарелку с супом, не забывала добавлять по-немецки «пожалуйста».

Адвокат посоветовал Врублевскому самому обратиться в милицию, пока она не предприняла встречные шаги. Если сходство случайное, вы докажете свою невиновность, сказал адвокат. Но проблема состояла в том, что у Врублевского, по его словам, не осталось родственников или знакомых со времён оккупации, не считая того периода, когда он служил в Первой армии Войска Польского. Врублевский сказал, что у него имеются награды.

Адвокат отправляет Врублевского к подполковнику Янушу Качановскому, который работает в варшавской комендатуре гражданской милиции. А Я. Качановский в отместку договорился в свою очередь с прокурором, чтобы защитником Станислава Врублевского назначили Рушиньского. Интересно читать про взаимоотношения адвоката и подполковника. Их описания не раз вызовут улыбку у читателя.

И Мечислав Рушиньский и Януш Качановский займутся поисками правды.

В ходе расследования выясняется, что Юзеф Бараньский, автор книги, работает в Институте новейшей истории Польской академии наук; снимок он взял в Главной комиссии по расследованию гитлеровских злодеяний в Польше и сделал с него копии. Архивист рассказал, что когда фотографию нашел Баранский, то на ней уже была надпись «Рихард Баумфогель, палач Брадомска». В поисках правды придется проделать много работы.

Итак, кто же на самом деле Станислав Врублевский? Тот, кого следует судить за преступления военных лет, или тот, кто достойно сражался против гитлеровских войск? Ответ на этот вопрос, вы узнаете дочитав книгу.

Интерес представляют психологические вопросы, затронутые в книге и связанные с проблемами памяти и мнения.

Писатель неоднократно на страницах уделяет внимание зверствам нацистов. Поэтому, на мой взгляд, роман Е. Эдигея достоин внимания в рамках марафона «Дорогами памяти» даже тех читателей, которые скептически относятся к детективам. В книге звучат слова благодарности советским войскам.

Для части читателей развязка покажется неправдоподобной. Но даже если вы окажетесь в их числе, то, я думаю, не пожалеете, что прочитали эту книгу Ежи Эдигея.

В конце книги автор пишет: «"Фотография в профиль" — это не документальная проза. Ведь города Брадомска на карте Польши нет. А любое совпадение имен и фамилий может быть только случайным. Но это, однако, не означает, что описываемые в книге события не имели места в действительности».

«Фотографию в профиль» Ежи Эдигея, вы уже поняли, я рекомендую к прочтению не только любителям детективов.

***

Спасибо читательнице Ю за увлекательный отзыв. История звучит интригующе. Хочется прочитать и узнать, в чём же там было дело.

А вы, друзья, читали книгу Ежи Эдигея «Фотография в профиль»?

Чтобы быть первыми в курсе новостей «Библио Графии», подписывайтесь на мой Телеграм! Если хотите получить доступ к эксклюзивным материалам канала и ранний доступ к отзывам о книгах, оформите подписку на мой Премиум здесь.