В 1888 году в России произошло неожиданное для всех событие, — крушение царского поезда Александра III. Сам император и его семья чудом остались живы, но трагедия навсегда вошла в историю российских железных дорог.
Официальная версия крушения — нарушение норм технической эксплуатации.
Александр III поддержал именно эту версию: при прохождении царского поезда было допущено превышение скорости.
В составе шли два паровоза с разными характеристиками:
✔️ у одного конструктивная скорость была 82 км/ч;
✔️ у второго — 58 км/ч,
Состав должен был ехать 40 км/ч.
Версия о теракте тоже рассматривалась
В неё верили высокопоставленные лица: министр юстиции Николай Муравьёв, военный министр Владимир Сухомлинов и ряд газет.
Но официально государь настаивал на версии трагической случайности. В итоге обсуждение других причин постепенно сошло на нет.
Но возникает вопрос: почему причиной признали только превышение скорости?
70 км/ч — это нормальная скорость для тех лет. Да, пути в Российской империи уступали европейским по качеству, но не настолько, чтобы просто развалиться от обычного хода поезда.
Почему в официальной версии нет уточнения о другом важном факторе — устаревшей геометрии пути?
Что случилось под Харьковом?
Поезд следовал из Крыма в Москву. На участке в районе села Першотравневое (сейчас это Харьковская область) состав внезапно сошёл с рельсов.
Об этом событии я узнал ещё в студенческие годы на лекции по дисциплине «История железных дорог России». Преподаватель рассказал, что состав потерпел крушение из-за превышения скорости.
С тех пор прошло много лет. Недавно мне вновь попалась информация об этом событии, и я решил посмотреть место аварии на картах.
Место крушение выглядит непримечательно — прямая линия пути
Место выделено красным прямоугольником — сейчас здесь построен храм.
Стрелками на карте показаны кривые участки пути. Получается, что крушение произошло на прямом участке, сразу же после прохождения кривой.
Нас интересует нижняя кривая, потому что именно после её прохождения всё случилось.
Радиус этой кривой — около 2000 метров
Это вполне себе хорошее значение для железных дорог — такие кривые не считаются опасными.
От конца этой кривой до места остановившегося состава тянется прямой участок длиной примерно 1450 метров. Это типичное расстояние для тормозного пути современного тяжёлого поезда. Но стоит помнить: царский поезд был совсем другим. Длина состава — всего 302 метра, а вес — около 490 тонн.
Но даже для такого относительно лёгкого состава участок длиной 1450 метров — это пространство, на котором поезд вполне мог начать терять скорость и тормозить естественным образом.
Что происходило в тот момент в вагонах?
По воспоминаниям очевидцев, пассажиры ощутили три характерных толчка:
✔️ Первый — был сильным;
✔️ Второй — оказался ещё сильнее.
✔️ Третий — слабый, после которого состав окончательно остановился.
Почему мы вообще говорим про кривую?
Здесь стоит разобраться в цифрах.
При скорости 70 км/ч на кривой радиусом 2000 метров возникает центробежное ускорение всего лишь 0,19 м/с².
Это очень мало, чтобы опрокинуть вагон — особенно если путь исправный. Но это — в идеальных условиях.
А если были внезапные толчки или рывки, всё меняется. Помните, пассажиры вспоминали именно про них?
Смотрите картинку ниже — она поможет лучше понять особенности участка, где произошла авария.
Мне очень нравится читать дореволюционную железнодорожную литературу.
Недавно наткнулся на работы, посвящённые криволинейным участкам путей на русских дорогах. И там описан важный недостаток того времени.
На многих линиях использовали простую круговую кривую без переходной кривой.
Это означало резкий переход: прямая дорога внезапно переходила в изгиб с определённым радиусом — без плавного соединения. Из-за этого поезд испытывал резкие инерционные толчки — вагоны и пассажиров толкало в сторону.
✔️ Что важно — с ростом скорости толчки усиливались не просто пропорционально, а в квадрате.
Поэтому при быстром движении такие участки становились настоящей проблемой.
Кстати, переходные кривые с плавным изменением радиуса начали применять в Европе только после 1870-х годов. Наше же событие — произошло в 1888 году.
Была ли на том участке переходная кривая или нет — сегодня уже не узнать.
Однако, литература 1905 года, указывают, что большинство царских железных дорог страдали от отсутствия переходных кривых.
Ниже вы можете увидеть картинку с переходными кривыми — они выделены голубым цветом.
Превышение скорости, без сомнений, сыграло свою роль — именно оно могло вызвать раскачку поезда на кривой из-за отсутствия плавного перехода.
Но действительно ли там была переходная кривая или нет — сейчас трудно сказать. Было бы хорошо когда-нибудь это точно выяснить.
А вы как думаете, возможно ли сегодня узнать об этом? Где бы могли сохраниться данные о пути?