Найти в Дзене
Георгий Дзенисов

Тысячелетние тайны Дроздовки

Заключительная часть «дроздовского» цикла про наши работы на побережье Баренцева моря. О древних стоянках, саамских поселениях, каменных лабиринтах и перспективах создания научно-исследовательского института «Древности Дроздовки». За два сезона в Дроздовской губе Кольская археологическая экспедиция довольно подробно ещё раз обследовала близлежащие окрестности. В итоге мы хотя бы в первом приближении познакомились с таким количеством объектов, что у нас родилась шутка о создании научно-исследовательского института «Древности Дроздовки». С институтом, может, мы и погорячились, но соответствующую табличку изготовили и на камеральную лабораторию повесили. Вход в камералку В этом регионе представлены памятники на любой, самый изысканный археологический вкус. Расскажу о наиболее интересных. Новые открытия В первую очередь мы, конечно, осмотрели прилегающие к раскопу и лагерю территорию. На соседней с нашим раскопом поляне, отделённой небольшим ручьём, почти сразу после прибытия нами была обн

Заключительная часть «дроздовского» цикла про наши работы на побережье Баренцева моря. О древних стоянках, саамских поселениях, каменных лабиринтах и перспективах создания научно-исследовательского института «Древности Дроздовки».

За два сезона в Дроздовской губе Кольская археологическая экспедиция довольно подробно ещё раз обследовала близлежащие окрестности. В итоге мы хотя бы в первом приближении познакомились с таким количеством объектов, что у нас родилась шутка о создании научно-исследовательского института «Древности Дроздовки».

С институтом, может, мы и погорячились, но соответствующую табличку изготовили и на камеральную лабораторию повесили.

Вход в камералку
Вход в камералку

В этом регионе представлены памятники на любой, самый изысканный археологический вкус. Расскажу о наиболее интересных.

Новые открытия

В первую очередь мы, конечно, осмотрели прилегающие к раскопу и лагерю территорию.

На соседней с нашим раскопом поляне, отделённой небольшим ручьём, почти сразу после прибытия нами была обнаружена ещё одна первобытная стоянка, получившая название Кумжа-10.

Сбор подъёмного материала на стоянке Кумжа-10
Сбор подъёмного материала на стоянке Кумжа-10

Честно говоря, не припомню памятника, где в таких количествах в подъёмном материале встречались наконечники стрел. Сразу 5 штук на небольшом в общем-то участке.

Стоянку «посадили на план», сделали фотографии и оставили для будущих исследователей.

Жилища типа гресбакен

Ещё один объект располагался на левом берегу реки Кумжи, напротив лагеря. Именно там в 1992 году, по выражению В.Я. Шумкина, «впервые для Кольского полуострова были археологически опознаны жилища типа гресбакен».

Абрам Давыдович Столяр в жилище типа гресбакен. 1992 г. Фото: К. Хельског
Абрам Давыдович Столяр в жилище типа гресбакен. 1992 г. Фото: К. Хельског

Лично для меня главная проблема с этими самыми пресловутыми гресбакенами заключается в том, как их сфотографировать, чтобы передать размеры и масштаб.

Без нормальных фотографий «на пальцах» очень тяжело на лекции объяснить студентам, о чём я говорю. Клиповое сознание, опять же, никуда не денешь.

Свой шанс сделать нормальные кадры я сделал во время поездки в соседнюю Шурицкую губу.

Шурицкая губа. На краю гресбакена. Автопортрет
Шурицкая губа. На краю гресбакена. Автопортрет

Кроме пары гресбакенов, в этом живописном месте мы обнаружили несколько саамских объектов. Так что пришлось делать обстоятельную топосъёмку.

Природы в Шурицкой губе ну очень красивые!

Шурицкая губа
Шурицкая губа

Саамские памятники

На протяжении долгого времени наш маршрут из лагеря на раскоп проходил мимо ярко-выраженного саамского жилища.

У саамского жилища. Автопортрет
У саамского жилища. Автопортрет

В конце второго полевого сезона, когда основной раскоп был закончен, мы решили раскопать это жилище. Благо, что по масштабу работ этот объект выглядел намного проще.

Кумжа-6 жилище-15
Кумжа-6 жилище-15

Раскопки действительно заняли непродолжительное время, культурный слой оказался очень тонким, а находки включали в себя несколько десятков костей плохой сохранности (оленя?) и один (!) кусочек цветного металла.

Единственная находка в саамском жилище
Единственная находка в саамском жилище

Такой скудный набор говорит только о том, что жили саамы небогато, а будучи полукочевниками и часто перемещаясь с места на место, оставляли после себя не очень много следов.

Осталось только дождаться итогов радиоуглеродного и рентгенофлуоресцентного анализов (по более чем скромному набору инвентаря датирован такой памятник может быть хоть IX веком, хоть XIX).

«Прозваниваем» культурный слой. Фото Е.М. Колпаков
«Прозваниваем» культурный слой. Фото Е.М. Колпаков

Для примера, в своё время Нина Николаевна Гурина решила раскопать два саамских жилища в соседней Нерпичьей губе. Результат оказался нулевым.

Нерпичья губа-3. Саамские жилища без находок
Нерпичья губа-3. Саамские жилища без находок

И дело, скорее всего, просто в отсутствии металлоискателя. Да и где бы Кольская археологическая экспедиция нашла его в 1980-е годы? А второй раз раскопать эти жилища уже не получится.

Есть памятники археологии, к которым можно приступать только на определенном уровне развития материально-технической базы. Главное, чтобы раньше до них не добрались «любители металлопоиска» и прочая сволочь.

Нерпичья губа – часть Дроздовской губы
Нерпичья губа – часть Дроздовской губы

Каменные лабиринты

Ещё один рабочий день экспедиции был заложен на обследование и фиксацию четырёх лабиринтов в соседней губе Варзина. Хотя, как сказать «день заложен»… Изначально был разговор про «работу на полчаса, даже шанцевый инструмент необязательно брать». Реальность оказалась несколько сложнее.

Расчистка лабиринта
Расчистка лабиринта

С расчисткой лабиринтов мы хоть и не за полчаса, но справились и получили возможность сделать хорошие современные фотографии и чертежи.

Про «загадочные» лабиринты обязательно расскажу в другой раз. Кстати, в момент, когда мы заканчивали расчистку последнего лабиринта, нас накрыло таким дождём, что не помогла никакая защита – все вымокли насквозь. Любители «чувствовать энергетику и силу земли», обязательно напишите в комментариях, что бы это значило.

Варзинские лабиринты
Варзинские лабиринты

А ведь Варзина – это же ещё и место загадочной гибели экспедиции сэра Хью Уиллоби в 1554 году…

«Памятный знак в честь английского адмирала Хьюго Виллоуби и его команды зимовавших в бухте Варзина на двух кораблях и погибших здесь в 1554 году». Фото А.М. Киселева
«Памятный знак в честь английского адмирала Хьюго Виллоуби и его команды зимовавших в бухте Варзина на двух кораблях и погибших здесь в 1554 году». Фото А.М. Киселева

Усть-Дроздовка

Стоит признать, что все-таки была у нас одна максимально праздная, почти туристическая поездка в основание Дроздовской губы, где на поселении Усть-Дроздовка-3 в 1990-е годы работала российско-норвежская экспедиция.

В поездке ограничились осмотром состояния известных памятников и сделали роскошные фотографии, где вся Дроздовка выглядит как на ладони.

Губа Дроздовка
Губа Дроздовка

Новые исследования Маяка-2

Вишенкой на торте стали новые исследования Маяка-2. По моему глубокому убеждению, археологи делятся на две категории – тех, кто работал на Маяке, и тех, кому это ещё предстоит.

Остатки маяка, некогда давшего название легендарному памятнику
Остатки маяка, некогда давшего название легендарному памятнику

Самое известное поселение первобытных людей на Кольском полуострове, вошедшее во все учебники, как ни странно, не имело даже хорошего топографического плана.

Топоплан и определение границ раскопа заняли у нас полных три дня. Чтобы убедиться, что часть поселения можно продолжать исследовать, заложили траншею на краю раскопа Н.Н. Гуриной.

Вердикт по итогам наших работ однозначный – Маяк-2 можно продолжать исследовать, но уже на новом, современном уровне. Памятник себя ещё не исчерпал.

Вид на поселения Маяк и Маяк-2
Вид на поселения Маяк и Маяк-2

А ведь есть ещё горы костей животных из раскопа, которые не смогли вывезти даже в советские времена. Сейчас они уже заросли дёрном, вот археологи будущего удивятся, если их найдут.

Кости животных из Маяка. 1990-е гг. Фото: К. Хельског
Кости животных из Маяка. 1990-е гг. Фото: К. Хельског

Вместо заключения

Из памятников археологии на Дроздовке пока не найдены только наскальные изображения. Но, учитывая археологический потенциал этих мест, не удивлюсь, если они там в скором времени будут обнаружены. Дроздовка ещё явно не сказала своего последнего слова в Кольской археологии.

Мы всё ещё любим археологию и Дроздовку
Мы всё ещё любим археологию и Дроздовку

На этом рассказ о древностях Дроздовки я заканчиваю. Уже стартовал археологический сезон 2025 года, а значит, новые открытия не за горами.

Рассвет над Дроздовкой
Рассвет над Дроздовкой

1 часть Губа Дроздовка – археологическая жемчужина Кольского полуострова

2 часть Как работают археологи на берегу Северного Ледовитого океана

3 часть Древнее жилище, «Царь-нож» и янтарные сокровища: что скрывает поселение Кумжа-8

Георгий Андреевич Дзенисов, начальник Мурманской археологической экспедиции
Подписывайтесь на канал https://t.me/dorogamikolskogo или на группу в ВК https://vk.com/dorogamikolskogo
При желании автора можно поддержать на Бусти
Ваша поддержка помогает мне продолжать писать, работать и исследовать https://boosty.to/dzonya