Вторая часть «дроздовского» цикла. Про полевую романтику и о том, что ждет волонтера/студента-практиканта в археологической экспедиции на Кольском полуострове.
Путешествие в Дроздовку в 2023 году, как и почти полвека назад, начинается с «Клавдии Еланской» – легендарного судна, ставшего для кольских археологов таким же неизменным атрибутом, как лопата или пропахший дымом от костра рюкзак.
С 1977 года этот теплоход исправно курсирует вдоль побережья, доставляя людей и грузы в труднодоступные уголки Кольского полуострова.
После 12-14 часов пути (если повезёт с погодой) «Еланская» бросает якорь в Дроздовке. Причала здесь нет, и, похоже, после упразднения села в 2013 году уже не будет.
Выгрузка превращается в отдельное приключение: гермомешки с оборудованием, ящики с провизией, личные вещи – все приходится переправлять на берег в лодках, а затем вручную поднимать по крутой 20-метровой террасе.
Когда последний рюкзак принесён на место будущего лагеря и установлены первые палатки, наступает момент для традиционного первого тоста – за советскую актрису Клавдию Николаевну Еланскую.
«Археологическая жемчужина» – не просто красивый эпитет. Даже вырыть яму… скажем так, санитарного назначения – проблема, потому что все побережье губы – один сплошной археологический объект.
Само место, где мы организовали лагерь на два полевых сезона, нетипичное для Кольского полуострова – здесь нет ни дров, ни пресной воды.
Воду нашли в 15 метрах от лагеря, вырыв ямку на склоне, где сочится влага. В «микроручей» вставили шланг с трубкой, направленной в ведро. Получается примерно два ведра воды в час.
В последствии систему модифицировали: вырыли ещё одну яму поглубже и перекачивали воду в лагерь с помощью насоса.
Дрова в виде топляка есть на противоположном берегу губы, но возить их регулярно энергозатратно и неэффективно, поэтому мы ограничились 2-3 поездками, чтобы обеспечить самые базовые нужды. Зато все участники экспедиции освоили процесс приготовления пищи на примусе типа «шмель».
Сердце полевого лагеря – армейская 10-местная палатка «Памир», выполняющая функции столовой, кухни, кают-компании и лекционного зала. Если становится совсем холодно, в ней начинают топить печь, которая сжигает основной запас дров и магнитом притягивает к себе всех – от новичков до начальника экспедиции.
А когда начинается дождь и поднимается ветер, курящих даже просят не ходить на улицу. Некурящие стоически переносят запах сигаретного дыма и не дают выпускать тепло. Курящие проникаются таким отношением, всей толпой не курят, а дым выпускают в отверстие для печной трубы.
О погоде
Что такое лето на берегу Баренцева моря? Температура нередко опускается до +6°C. В ясный вечер термометр может показывать ноль, а перед сном в палатке замечаешь, что изо рта идёт пар.
Моряна – так мы называем местную погодную напасть: с моря приходит туман с противной моросью, ветер поднимается, и резко падает температура.
Характерный штрих полевого сезона в Дроздовке – впервые я использовал все тёплые вещи, которые взял с собой.
Последний аргумент против непогоды: когда становится совсем плохо, Елена Николаевна совершает маленькое чудо – готовит лобио (настоящее грузинское, а не то, что предлагают в интернет-рецептах), Антон Игоревич варит глинтвейн, и в «Памире» становится уютно и даже умиротворённо.
Через несколько дней погода сменяется на тёплую, но если кто-то думает, что это приносит облегчение, то напрасно. Говорят, что на побережье комаров и мошки меньше, чем во внутренних районах Кольского полуострова. Не верьте этому.
Ещё одно неочевидное следствие жары в тундре – раннее пробуждение. Солнце быстро нагревает палатку, а ты, обливаясь потом, пытаешься поспать ещё.
А вечером после 17:00 начинается «налёт». В такие вечера оборудование на раскопе убирают настолько быстро, насколько это вообще в человеческих силах, после чего все ускоренным шагом, не задерживая ни на одно мгновение, идут в «Памир».
Ждём, когда уже задует ветер. На берегу моря так-то находимся. И ветер действительно поднимается! Вот только здесь погода, можно сказать, без полутонов. Ветер задувает так, что начинают ломаться палатки.
В холод даже мытьё посуды становится испытанием. Но гуртом и батьку бить легче – поэтому вокруг дежурных всегда собирается целая бригада помощников.
Проще всего помыться самому. Тут главное подгадать так, чтобы этот процесс проходил на отливе, тогда ноги не сводит судорогой. Девушкам и вовсе из пары тентов соорудили вполне пристойную баню.
Связь
Единственная ниточка, которая связывает экспедицию с большой землёй, – спутниковый телефон с ограниченным лимитом времени в 150 минут.
Драгоценные минуты связи берегут для координации с «Клавдией Еланской», поэтому раз в три дня телефон включают, и представителю экспедиции в городе уходит эсэмэска с лаконичным текстом «у нас все хорошо». Дальше этот текст расходится по заранее составленному списку рассылки родственникам участников экспедиции. И родственники перестают волноваться. По крайней мере, нам так хочется думать.
В ответ экспедиция получает короткое сообщение с прогнозом погоды на следующие три дня. Прогноз чаще всего не в нашу пользу, зато с ним приходят весточки от родных и проскакивают короткие новости о том, что происходит в «том» мире.
Соседи по тундре
Постепенно местные обитатели к нам привыкают. В лагерь заходит важенка с оленёнком, лисы пытаются утащить что-нибудь съестное если не с кухни, то хотя бы из мусорной ямы, но больше всех досаждают мыши, которые портят продукты, грызут палатки и личные вещи.
На воде появляются тюлени – их черные блестящие головы то тут, то там всплывают у берега и с любопытством наблюдают за нами. Интерес, впрочем, вполне взаимный.
А потом наступает день, когда тундра оживает по-настоящему: на побережье выходит стадо северных оленей. В этот момент все как по команде хватают фотоаппараты и начинают подкрадываться к ним на расстояние фотовыстрела, стараясь не спугнуть животных. Здесь очевидное преимущество получают владельцы беспилотных летательных аппаратов.
Но все равно воздушное пространство остаётся за птицами. Преобладают чайки, кулики и мелкие воробьиные. Давшие название местности дрозды поют в немногочисленных зарослях.
И все-таки время от времени ловишь себя на мысли – «хорошо бы бродящему в окрестностях лагеря медведю сегодня не захотеть познакомиться с нами поближе...»
Экспедиционный досуг
69 вечеров за два полевых сезона, не считая дождливых дней, нужно как-то заполнять. Понятно, что сегодня у каждого человека с собой на телефоне есть подборки книг, фильмов, сериалов и музыки. Но все время сидеть в палатке, закутавшись в спальник, невозможно. Да и разряжается техника довольно быстро, а генератор запускают далеко не каждый день.
Чтобы как-то разнообразить повседневный быт, участникам экспедиции читают лекции. Не только по археологии, но, например, по морским узлам (вещь, как выяснилось, страшно полезная).
В хорошую погоду совершаются выезды для знакомства с местными археологическими памятниками. Впрочем, это уже часть рабочей программы, а не экскурсионное праздношатание по окрестностям, поэтому об этом подробнее в следующей части.
Среди простых развлечений неожиданно популярны воздушный змей и мыльные пузыри (я серьёзно). А из азартных игр первое место без шансов для других занимает домино.
Целое событие – это выезд на морошку в выходной день. Остров в губе, подписанный на картах как Морошковый, полностью оправдывает своё название. Лично я к этой ягоде совершенно равнодушен, поэтому просто ограничусь фотографиями.
Другое дело черника. Это королева северных ягод, безраздельно царящая в окрестностях Дроздовки. Неприхотливая, щедрая, сладкая, она растёт везде: среди камней, рядом с раскопом, в трещинах скал. Вот фотографий черники у меня почти нет. А с другой стороны, чего её фотографировать? Её есть надо!
Самое главное, конечно, экспедиционные праздники. Для нас это не просто даты в календаре. Тут важен как процесс подготовки, так и само мероприятие. Какие-то рейтинги тут неуместны, поэтому расставляю их просто в хронологическом порядке:
День рождения Владимира Яковлевича Шумкина. Начальник Кольской археологической экспедиции, стараниями которого Дроздовка когда-то начиналась как важнейший археологический комплекс, встречает этот день в Санкт-Петербурге, принимает поздравления и ждёт нашего звонка. Только после этого, 10 июля, начинается ужин, а первый тост обязательно поднимается за здоровье начальника экспедиции.
День взятия Бастилии.День памяти борьбы с ненавистным феодализмом не может быть проигнорирован наиболее прогрессивной частью человечества, волей судеб оказавшейся на побережье Дроздовской губы.
День этнографа. Профессиональный праздник наших близких и дорогих коллег, поэтому нельзя просто так взять и пройти мимо дня рождения Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
День Военно-Морского флота. Последнее воскресенье июля – особенный день в Мурманской области.
Смена состава участников экспедиции. Время от времени «Клавдия Еланская», курсирующая из Мурманска на восток области и обратно, забирает некоторых участников экспедиции и привозит новых людей. С отъезжающими можно передать более обстоятельную весточку родным, а новоприбывшие получают внеплановое дежурство на кухне.
Дни рождения участников экспедиции. Отличные праздники, важно только заранее позаботиться о подарке.
День археолога. Наш профессиональный праздник, поэтому подготовка к нему проходит особенно тщательно. В 2024 году праздник начался с загадки: перед отъездом супруга вручила мне таинственный свёрток с надписью «Вскрыть 15 августа». Внутри оказалась новая белая чистая(!) футболка.
Ещё одна форма времяпрепровождения в хорошую погоду – созерцание Дроздовской губы.
Ради интереса нашёл в полевом дневнике меню какого-то из праздничных ужинов:
- Салат с печенью трески (на второй год супруга выдала в дорогу три банки)
- Салат с колбасным сыром (главное не забыть тёрку)
- Бутерброды (с чем не указано)
- Птифуры (с французского petit four – «маленькая печь», изысканный десерт. В нашем случае с салом и горчицей)
- Глинтвейн (по-моему, в праздничный добавляется чуть больше спирта, но утверждать не буду)
Полевая кухня
В обычные дни питание в экспедиции стандартное, калорийное и без изысков.
Утром в обязательном порядке каша. На обед – суп. Причём суп варится на два дня. На ужин макароны/греча/рис c тушёнкой и обязательно салат.
Со временем возрастает потребность как-то разнообразить нехитрый рацион. Здесь вне конкуренции кашники из недоеденной на завтрак овсянки.
К концу экспедиции припасы заканчиваются и приходится резко затягивать пояса. В своё последнее дежурство лично пришлось варить «рассольник» из риса, солёных огурцов и двух банок строго лимитированной тушёнки.
Зато в Дроздовке родилась новая традиция под названием «five o’clock». Каждый день в 5 часов на раскопе выдаётся шоколадка. Если большая часть сотрудников в лагере, то можно получить до трех долек.
Так день за днём по одному распорядку работает экспедиция. Подъем – завтрак – раскоп – обед – раскоп – ужин – отбой.
А потом приходит долгожданная «Клавдия Еланская».
На теплоходе экспедиция разбегается по каютам, а там душ, кровать с постельным бельём и пиво в баре. После тундры небольшой, в общем-то, корабль кажется огромным круизным лайнером.
Так в самых общих чертах сегодня выглядит повседневный быт археологической экспедиции на берегу Северного Ледовитого океана.
Бюджет одного такого мероприятия составляет примерно 500 тысяч рублей. В них входит оплата билетов, питание, бензин и лабораторные анализы.
Отработав 20 лет в поле на Белом, Баренцевом и Черных морях, могу только добавить, что сам факт организации подобной экспедиции с имеющимися у нас ресурсами – это серьёзный логистический подвиг.
А о том, как проходили исследования, какие открытия были сделаны и что за сюрпризы нас ждали на раскопе, читайте в следующей части.
1 часть Губа Дроздовка – археологическая жемчужина Кольского полуострова
3 часть Древнее жилище, «Царь-нож» и янтарные сокровища: что скрывает поселение Кумжа-8
4 часть Тысячелетние тайны Дроздовки
Георгий Андреевич Дзенисов, начальник Мурманской археологической экспедиции
Подписывайтесь на канал https://t.me/dorogamikolskogo или на группу в ВК https://vk.com/dorogamikolskogo
При желании автора можно поддержать на Бусти
Ваша поддержка помогает мне продолжать писать, работать и исследовать https://boosty.to/dzonya