Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Чудеса залетной жизни. Продолжение. Часть 5.

Оглавление

Исканян Жорж

Ил-76. Фото из Яндекса. Спасибо автору
Ил-76. Фото из Яндекса. Спасибо автору

Уважаемый читатель! В предыдущем рассказе я, конечно, оговорился. Минимум по ветру у командира не бывает, а есть он только у самолетов, для каждого типа свой. Но, с другой стороны, решение на вылет принимает именно КВС.

Так что я немного согрешил. Каждый командир вправе сам решать какой ветер для него подходит, а какой нет.

Как-то раз прилетели в Анадырь под завязку. Заказчицей рейса была Светлана, очень эффектная и обаятельная женщина. Занималась этим бизнесом она одна и весьма успешно! Поговаривали, что муж ее погиб, а там кто его знает, как на самом деле. Я восхищался этой женщиной!

Все у нее было организовано четко, выгрузка, заправка, отдых экипажа, премиальные и даже подарки для нас. К операторам она относилась особенно доверительно и душевно. После каждой выгрузки незаметно опускала в карман старшего оператора круглую сумму со словами: - Спасибо, ребята!

В тот раз мы прилетели в канун 8 марта. Вечером посидели в гостинице душевно вместе со Светой, официантками и обслугой и, распрощавшись, легли спать. Вылет определили на 10 утра 7 го марта. Светлана собиралась лететь с нами в Москву, у нее там намечалось праздничное мероприятие в ресторане.

Утром, как обычно, умылись, позавтракали и командир, Валерка Волков, позвонил на "метео" узнать погоду. Глядя в окно, можно было без труда определить, что улетим мы вряд ли. Все самолеты стояли на приколе, а "колдун" (полосатый сачок для определения скорости и направления ветра) развивался почти горизонтально над землей.

За завтраком женщины, с которыми вчера сидели, сказали, чтобы мы оставались, потому что вечером намечался грандиозный банкет, к которому уже всё было готово.

Была пятница и если бы мы не смогли улететь в этот день, то пришлось бы куковать до понедельника, т. к. Анадырь по выходным не работал.

Проходя через зал аэровокзала с вещами к выходу на перрон, мы разволновали сидевших по задержке пассажиров. Они встрепенулись и провожали нас вопросительными взглядами. Лед тронулся?

Пришли на самолет вместе со Светланой. Решили на всякий случай вызвать тягач и запросили вышку о погоде. Ничего не поменялось. Ветер дул порывами до 24 метров в секунду хотя и под углом. Нам подходил ветер не больше 12 метров в секунду. В Норильске ветры постоянно, особенно в конце полосы. Там из-за оврага ветер дует с особой силой. В этом овраге лежали обломки Ил-76, который самонадеянно решил взлететь, невзирая на предупреждение и мощном сдвиге ветра.

Провожающим покинуть самолет! - объявил я нескольким гражданским поднявшимся на борт для напутствия улетающим. Какой-то мужчина прощался с молодым парнем, сопровождавшем наш груз до Анадыря:
- Ну ладно, Леша, будь здоров! Хорошо вам долететь, хотя я переживаю, в такой ветер взлетать - самоубийство!

Парень явно нервничал и побаивался, а слова провожающего вогнали его в ступор, и он пролепетал: - Счастливо оставаться.... - Больше они уже не увидятся... - добавил я перчинки.

Леша побледнел.

После того, как все посторонние покинули самолет, я втянул стремянку и включив тумблер на закрытие двери, закрыл ее. Тягач медленно потащил нас ближе к полосе на предварительную стоянку. Аэропорт закрывался с 17 часов. Погоду запрашивали каждые полчаса, но ветер и не думал затихать, а даже наоборот, слегка усилился - 18 метров, порывы до 25. Ждали и пили чай. Я уплетал умопомрачительную вяленую крупную Корюшку - Зубатку, презентованную Светланой каждому члену экипажа по коробке. Рыбка была почти вся с икрой, малосольные, просто бомба! Заставил себя остановиться, потому что так можно и всю коробку уговорить.

Время шло неумолимо, и я уже склонялся к тому, что через часика полтора мы дружной компанией пойдем на банкет.

16:30. Валерка шептался со Светой о чем-то. Из его разговора я услышал:
- Не переживай, я смогу...

Светлана подошла к радисту и одела гарнитуры после того, как радист связался с вышкой: - Мальчики, сделайте, как договаривались, за мной не заржавеет, вы знаете!

- Хорошо! Понял! - сказал диспетчер, - для экипажа последний прогноз: ветер 12 метров, временами порывистый до 18.

Волков тут же среагировал: - Вышка, разрешите запуск!

- Вышка, запуск разрешаю...

Быстро прочитав карту, запустились. Запросили руление на исполнительный. Заняли исполнительный и запросили разрешение на взлет. Вышка не возражала. Самолет содрогался от порывов ветра. Светлана стояла в кабине позади кресла инженера и напряженно смотрела вперед, вдоль полосы. Взревели четыре турбины. Командир удерживал машину на тормозах, и она стояла на бетоне твердо, готовая к старту, послушная воле человека, который, наверное, знал, что делает. Но вот, тормоза отпущены и теперь уже вступил в смертельную схватку ветер, до этого момента беспомощный, пока самолет находился на земле, а сейчас пришло его время показать эти наглецам, кто здесь хозяин.

От мощного порыва ветра, машину начало сносить с полосы в сторону, но командир знал как с этим бороться, просчитав все заранее. С большим трудом он вернул самолет на середину ВПП, но самое трудное было впереди. Как только машина потеряла контакт с полосой, оторвавшись от нее, на нее, со всей своей силой набросился яростный воздушный удар. Весь экипаж с ужасом наблюдал, как эта громадная махина, в которой он находился, словно бумажный самолетик, подхваченный порывом ветра, беспомощно понеслась влево от полосы прямо на дома. Мне даже показалось, что я увидел стоящих женщин у окна с широко открытыми от страха глазами.

Наш Илюха пронесся над крышами строений, перепугав всех и перепугавшийся сам, а конкретнее сам экипаж.

Нам повезло. Ураганный порыв ветра ослабел. Потратив на нас все свои силы, он решил чуток передохнуть и вот этого чутка командиру хватило, чтобы механизация и двигатели помогли ему использовать набегающий поток воздуха для своего рода трамплина. Машина уверенно стала на курс и понеслась все выше и выше, подальше от этого гиблого места.

Все вздохнули с облегчением. Стало весело. Было такое ощущение, что все отлично знали про закономерный удачный исход этой авантюры, но я-то видел, как у некоторых дрожали пальцы на руках от нервного потрясения. Валерка Волков старался не смотреть коллегам и Светлане в глаза, видно понимал, что чудом выскочили из этой передряги. Спустившись вниз, когда мы заняли 10 тысяч метров, он, смакуя горячий кофе задумчиво сказал:
- Не иначе кто-то в экипаже заговоренный!

А ведь я это уже слышал, - вдруг вспомнил я. Через девять часов мы приземлились во Внуково. Шли без посадки.

Вот и решайте, есть у командира минимум по ветру или нет?

Мне вспомнился еще один случай, но он не связан с ветром, а он скорее говорит о великолепном профессионализме человека.

Дело было осенью, когда тепло сменялось похолоданием, а дожди туманом. Мы возвращались домой из Краснодара порожняком. В Краснодар доставили коммерческий груз, состоящий сплошь из вина и коньяка с водкой. Ящики со спиртным стояли аккуратно составленные на шести поддонах, накрепко обвязанные швартовочными сетками. Самые стремные в полете, первый и последний поддоны. Им особое внимание, потому что при взлете весь груз смещается назад, а при торможении во время посадки, вперед. У опытных операторов есть много способов и идей, как избежать неприятностей из-за этого.

Прилетев в Краснодар, мы с Игорем Креневым обнаружили, что на последнем поддоне, около рампы, нижние ящики подломились из-за ветхости тары, поэтому крайние ряды как бы завалились назад, но сетка держала крепко и при грамотной рас швартовке проблем бы не было.

Приехали грузчики, подогнали машину к рампе, для чего рампу пришлось опустить вровень с кузовом. И черт дернул сопровождающего груз проявить инициативу. Пока мы с Игорем объясняли грузчикам, как лучше снять проблемные ящики, этот деятель отцепил сетку на последнем поддоне. Я только успел крикнуть: - Беги!

Стена ящиков с коньяком рухнула точно на то место, где еще две секунды назад копошился сопровождающий. Раздался страшный грохот вперемешку со звоном разбитых бутылок. Коньячная река потекла вниз по рампе.

Какое-то мгновение мужики грузчики опешили, но спустя секунды один из них побежал к кабине крикнув на ходу товарищам: - Снимайте б@дь майки, собирайте жидкость!

Мужики поняли его задумку и началось групповое мытье рампы Майками. А самый умный уже прибежал с пустым ведром, и все принялись отжимать туда свое нижнее белье. Ведро наполнилось быстро, и кто-то притащил резиновое, сделанное из камеры. Когда поток иссяк, довольные грузчики убрали быстро осколки и повеселевшие от запаха коньяка, стали выгружать самолет.

Обратно летели ночью, пустыми, только стопка из шести поддонов мирно лежала около рампы.

Командиром был Попов Игорь Николаевич. Уже довольно пожилой мужчина, интеллигентный и очень порядочный, всегда одевал очки и всех коллег в экипаже называл "мальчиками". Вторым пилотом летел Серега Овечкин - эталон настоящего летчика! Лучшего я не встречал за всю свою долгую летную жизнь. Подлетали к Домодедово. Погода хуже некуда! Минимум у Попова был самый лучший, поэтому, когда диспетчер сообщил метеоусловия, наш командир в них укладывался. Сплошная облачность, нижняя кромка 60 метров, видимость с ОВИ 800 метров, временами 500. Многие борта уходили на запасной аэродром после неудачной попытки произвести посадку. Перед нами шел борт Ту-154. Попов принял решение идти на посадку, а там, как видно будет (в буквальном смысле). Подходили к дальнему приводу. Молоко сплошное! И Игорь Николаевич испугался!

- Сережа, - обратился он виновато к Овечкину, - может ты попробуешь?

- Не волнуйся, Николаич, - прочеканил каждое слово Сергей, - взял управление на себя!

Мы неслись к земле в сплошной белой мгле, которая от включенных фар стала еще белее и ослепительнее.

- Фары выключить! - скомандовал Сергей и правильно сделал! Сквозь белесую муть еле улавливались размытые световые пятна от огней на земле.

Тушка, уже пройдя ближний привод, не выдержала и ругаясь ушла на запасной. Мы остались одни. Где-то далеко за нами заходил на схему Ил-86. Его экипаж наверняка ориентировался на нас, получится или нет?

Пролетели дальний, напомнивший нам о своем существовании прерывистой морзянкой. Ничего не видно!

Сергей слился с приборами в одно целое и в окно не смотрел, в отличии от нас, которые все глазоньки из глядели в надежде увидеть землю.

Частой звонкой дробью просигналил ближний привод.

- ВПР, - доложил Овечкин диспетчеру.

- Решение? - спросил диспетчер напряженно (он уже знал, что метеоусловия ухудшились и облачность превратилась в туман, повисший рваными хлопьями над полосой.

- Садимся, - уверенно и спокойно ответил второй пилот.

Штурман начал отсчет оставшихся метров до земли:

- Двадцать, пятнадцать ....

Инженер держал руки наготове, готовый в любую секунду толкнуть РУДы от себя до конца вперед, на взлетный режим.

- Десять метров! - доложил штурман и в эту же секунду в разрывах тумана буквально всплыла полоса, сияющая разноцветными посадочными огнями. Мы выскочили на нее точно по центру, в самом ее начале! Сергей подвел машину к полосе так нежно и аккуратно, что мы даже не почувствовали момент касания с бетоном. Заhулили на свою родную стоянку, вырубили двигатели. Тишина!

- Сережа, - обратился Попов к Овечкину, - я снимаю шляпу! Высший пилотаж! Ты уже готовый командир!

- Да ладно тебе, Николаич! - улыбнулся смущенно наш герой, - где мне до тебя? Повезло просто, в разрыв попал, а так уже готовился уходить на запасной, - сказал Сергей и засмеялся.

- Нет, Сергей, это не везение, а мастерство, профессионализм высшей категории! - очень серьезно ответил Попов.

Над нашими головами пророкотал Ил-86, уходя на запасной.

А я стоял и не знал, что с этим командиром, Овечкиным Сергеем, я пролетаю в одном экипаже пять лет. Человек с большой буквы! В прошлом году Сергей ушел из жизни. Царствие ему небесное.

Прилагаю его последнюю фотографию, буквально за месяц до смерти.

-2

----------------

P.S. Уважаемый читатель! Буду благодарен любому участию в моем проекте по изданию новой книги. Каждому обещаю переслать в эл. виде мою книгу Чудеса залетной жизни. Просьба указывать эл. почту.

Мои реквизиты: Карта Мир, Сбер N 2202 2036 5920 7973
Тел. +79104442019 Эл. почта:
zhorzhi2009@yandex.ru

Спасибо! С уважением, Жорж Исканян.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Исканян Жорж | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен