Первым примером нового подхода к сельскому строительству конца 70-х стал посёлок Софьино в Московской области.
Будущие жители организовали ЖСК, и на их деньги был построен благоустроенный посёлок с малоэтажными домами. Проектирование вели архитекторы Мосгипрониисельстроя под руководством Юрия Васильевича Лопаткина.
Софьино интересен и новаторством подхода, и разнообразием применённых проектов (кирпичные, блочные, панельные; на одну, на несколько семей – всего 57 самых разных проектов), и глубиной проработки каждого здания, и качеством благоустройства.
«Хотелось сделать что-то действительно хорошее – вспоминала спустя десять лет Людмила Бозина, главный инженер проекта – Ведь вот парадокс: на зарубежных конкурсах наши молодые архитекторы и проектировщики занимают ведущие места, а у нас повсюду, в основном, какие-то невыразительные постройки. И всё потому, что преобладает строительный диктат. А здесь нам дали свободу».
План посёлка сложился сам собой: старинная аллея с вековыми липами, которая вела через поле к уже существовавшей застройке, стала главной улицей посёлка. Вдоль неё авторы разместили сгруппированные в несколько очередей строительства жилые дома.
Застройка компактными очередями позволяла избежать распространённой проблемы: при прекращении финансирования между построенными домами оставались пустыри. Здесь же, хотя часть застройки не была воплощена в жизнь, посёлок сохраняет цельную среду.
Центр стал местом размещения школы, магазина и семейного клуба – новой типологии, предложенной архитекторами:
Экспериментальное строительство посёлка предполагало в том числе «формирование общественного центра с учётом традиций сельского досуга». И, как можно понять, авторы посёлка хотели вернуть в сельскую жизнь крестьянские общественные трапезы, песни и танцы, которые традиционно справлялись в одной из хат, а также на улице. Только теперь для подобного досуга было выделено специальное здание. Любопытно, что застройка вдоль протяжённой улицы выбрана в том числе в развитие этого замысла – в надежде возродить сельские гуляния.
За основу для клуба был взят некий типовой проект 4-комнатного дома, который повергся существенной переделке. В первом этаже архитекторы В. Россоловский, Ю. Лопаткин, А. Ануров и инженер В. Сафрончик расположили каминный зал, предназначавшийся для проведения торжественных мероприятий и семейных вечеров:
А второй этаж заняли зал для отдыха и комната для детей:
Скромные размеры клуба (вместимость – 60 человек) помогали сохранить уютную атмосферу. За внутреннюю отделку первого этажа отвечал Александр Ануров, а за второй этаж – болгарские архитекторы и строители (болгары в истории Софьино появляются не случайно: во время войны неподалёку погиб учившийся в Москве и пошедший на фронт болгарский комсомолец. Ему поставили памятник; и потому между болгарами и местными жителя поддерживались связи).
Архитекторы Мосгипрониисельстроя своими руками сделали витражи по мотивам народных сказок для нижнего уровня, а верхний болгары оформили в своём национальном стиле (мебель, светильники, декор). Снаружи здание было покрыто красной черепичной кровлей.
Эта типология – семейный клуб – потом внедрялась архитекторами Мосгипрониисельстроя и в других посёлках: в Новых Подосинках и в Вельяминово; был создан проект для колхоза «Ленинское знамя». Та же идея нашла воплощение в проектах сельских клубов в изделиях Буньковского завода и других предприятий.
Клуб, к большому сожалению, до нашего времени не сохранился: судя по панорамам, в 2012-2013 годах он был заменён новым зданием.
Неподалёку необычно роскошная для села школа на 345 учащихся с плавательным бассейном и зимним садом. Фасады отделаны красным кирпичом и белым известняком. Архитекторы И.И. Ионов, Г.М. Жилина, инженеры Л.Г. Бозина, В.М. Аксенов создали столь удачный проект, что он был положен в основу разработки зональных проектов для Московской области.
Другими акцентами в застройке стали музыкальная школа и кафе:
Первая и часть второй очереди состоят из кирпичных домов по разным проектам: архитекторы собрали немалое число разных типовых и экспериментальных проектов в одном месте для их проверки перед применением по всему Подмосковью.
В этих проектах кухня размером не менее 10 м2, рассчитанная на использование в качестве столовой; большая общая комната связана с верандой или террасой.
У каждого дома и каждой квартиры свой участок земли, распланированный под огород, фруктовый сад и зону отдыха. Заборы должны были заменить выросшие кустарники.
Многие дома испорчены пристройками, но в основном сохранность выше, чем в других местах, застраивавшихся, например, буньковскими домами. Похоже, кирпичные дома более отвечают представлениям их жителей о том, как должен выглядеть современный коттедж, чем, панельные.
Большая часть домов были отделаны жёлтым лицевым кирпичом со вставками из красного кирпича. Где-то с его помощью имитируются наличники; в других домах красные вставки объединяют несколько окон по горизонтали или вертикали.
А иные дома могут похвастаться деревянными деталями: крыльцами, причелинами, полотенцами или всё теми же наличниками. Словом, модернистские элементы сочетаются с приёмами деревянного зодчества, создавая оригинальную архитектуру.
Часть домов проектировали сами авторы посёлка, часть были разработаны другими организациями несколькими годами ранее, однако до этого никогда не были применены в строительстве.
Например, проект повторного применения 14974 – незначительно переработанный типовой проект 144-16-8. Дом на две квартиры в двух уровнях. Спроектирован Р. Сахаровой и В. Корсаковым в ЦНИИЭПграждансельстрое. Это как раз один из тех проектов, которые были выпущены за десять лет до строительства Софьина, но ни разу не были построены.
Ещё один дом ЦНИИЭПграждансельстроя – проект 144-16-24/1 (архитектор В. Масютин и инженер Л. Лохина). Несмотря на внушительные размеры, в нём только одна квартира с четырьмя комнатами. За такой поистине особняк его владельцу пришлось заплатить почти 33 тысячи рублей.
Внутри – большая кухня, большая общая комната, гараж, мастерская и хозяйственная кладовая.
Сейчас дом изменён до неузнаваемости, так что нет особого смысла его показывать.
Другой проект – 184-85-51/1 – с уличного фасада выглядит скромно:
Но его главный акцент – окно ведущей на мансарду лестницы – находится сбоку:
Разработанный авторами всего посёлка одноквартирный дом с гаражом (проект 184-16-18/77) – архитекторы Ю. Лопаткин, Г. Костин, А. Ануров, инженеры В. Сафрончик, В. Фомин:
Стоил такой дом, хотя и меньше, чем проект Масютина, но тоже недёшево: 24,5 тысячи рублей.
С его жёлтым фасадом контрастировал соседний дом, выложенный из красного кирпича:
Но из кирпичных домов наиболее заметны в первой и второй очередях – четырёхквартирные дома индивидуального проекта 18325, входящего в серию 85:
Их снова разрабатывали те же авторы, что и сам посёлок: К.Б. Денисова, Ю.В. Лопаткин, Г.С. Костин вместе с инженером Л.Г. Бозиной.
Вход посередине фасада ведёт ко все четырём квартирам. Однако первое впечатление обманчиво: за дверь не обычный подъезд, а прихожая на 4 квартиры. У каждой квартиры своя лестница на второй этаж. Лоджия над входом относится к одной из квартир. Зайти в квартиры можно было не только через парадный вход, но и через террасы в торцах дома.
Проект был повторён в других посёлках Московской области, застраивавшихся в те же годы и в откорректированном виде вошёл в Строительный каталог под шифром 144-85-60.13.87.
Неподалёку был построен один мансардный дом на одну квартиру из перспективного материала – газосиликатных блоков – по проекту архитекторов М. Кацнера, В. Никифорова, Е. Евстигнеева и инженера М. Исидорова (ЦНИИЭПграждансельстрой).
В доме наряду с пятью жилыми комнатами и помещениями для скота и птицы запроектированы комната для хозяйственных работ и мастерская. В дополнение ко всему этому к дому можно были пристроить хозяйственный сарай: этот дом – первая реализация «растущего дома».
Аккуратно выложенные неоштукатуренные блоки с расшитыми швами сочетаются с деревянными наличниками, благодаря чему дом и сегодня выгодно отличается от массы современных домов из различных мелких блоков.
Во второй очереди в дополнение к кирпичным появились панельные дома Буньковского экспериментального завода: по проекту РБ-1 и проекту с балконом с неизвестным шифром:
При каждом доме – небольшой участок. Чтобы сараи и прочие хозяйственные постройки не портили внешний вид, архитекторы сгруппировали их в одно сооружение с эффектной волнистой крышей, расположенное посередине между всеми дворами:
В следующих очередях застраивалась противоположная сторона главной улицы. По результатам законченного ранее строительства был сделан вывод: «национальный русский колорит выражен недостаточно ярко». И потому в проектах третьей очереди деревянный декор расцвёл пышным цветом.
Вдоль улицы стоят кирпичные дома по проекту 184-85-52/1 (Мосгипрониисельстрой, арх. В.М. Россоловский):
Но преобладают в третьей очереди панельные дома. Рядом со школой, огибая её полукругом, выстроились 2-этажные панельные дома серии 1Р-303 проекта 18351:
Проект разработан в Мосгипрониисельстрое специально для Софьино.
В глубине стоят похожие на него панельные малоэтажные дома – серий 1-466А и 121. Отличия – в планировках и архитектурных деталях:
Дома этих серий поддерживают начатую домами 85 серии тему резных полотенец. Но, если у домов серии 1-466А они, как положено, украшают фронтоны (см. рис. 53 и 54), то у домов серий 1Р-303 и 121 они расположены на торцах (см. рис. 55) – так, перерабатывая наследие русского зодчества, архитекторы искали образ усадебного дома в панельном домостроении.
В самой дальней части немного виден за пристройками ещё один панельный дом:
В другом тупике – дом серии 90ТС с четырьмя квартирами в двух уровнях:
В россыпи жемчужин индустриального домостроения, разбросанных по посёлку, одна из главных – дом 90 серии с большой скатной кровлей и лоджиями:
Здесь же стоит первый дом Буньковского завода второго поколения (об этих проектах будет отдельная статья) с, кажется, дошедшим до максимума увлечением деревянными элементами:
Рядом – 1-квартирный дом серии 1-466А Мосгипрониисельстроя (проект 15025):
По другую сторону от центра со школой и семейным клубом должен был вырасти большой массив многоквартирных домов. Эти планы не сбылись.
Многоквартирная застройка представлена несколькими построенными ранее простенькими типовыми домами:
Однако с ними провели небольшую работу: двухэтажкам добавили лоджии с фронтонами. А к одному из домов была пристроена обращённая на центр посёлка эффектная башня, на которой некогда располагались часы:
Не до конца реализованным оказался и общественный центр посёлка: должны были построить большое здание с торговый центром, с кафе, с танцевальным залом, с фойе для проведения выставок, с клубом со зрительным залом на 400 мест. Но оно превратилось в долгострой и было достроено только лет пятнадцать назад.
По итогам эксперимента панельные дома на несколько квартир серий 1р-303, 121 и 1-466А не получили большого распространения: их отмели по теплотехническим соображения (они хуже держали тепло, к тому же протапливать такие дома в отсутствие центрального отопления должны были сами жители). А кирпичные, блочные и панельные Буньковского завода – примерно половина от построенных в Софьино проектов – возводились потом по всей области, а также в других регионах вплоть до Хабаровска.
После первого примера комплексная застройка пришла и в другие населённые пункты области: Новые Подосинки, Вельяминово, деревни Большое Телешово, Новые Борки, Бородинское Поле – о них я напишу отдельно.
_____________
Сергей Волков