Грамматика – довольно чувствительная тема для изучающих языки. Правила устройства любого языка зачастую непонятны и существуют в большом количестве. Будучи людьми, не выросшими в языковой среде, мы не «чувствуем» язык. Начав практиковать преподавание языков примерно 10 лет назад, с тех пор регулярно слышу комментарии: “это сложно”, “я ничего не понимаю”, “как всё это запомнить”, “меня и так все понимают” (моё любимое). Но ближе всего к истине, те, кто задаётся вопросом “Зачем мне это надо?”. Откровенно говоря, этот вопрос сам по себе непростой и состоит из многих частей.
✨Привет, ребята! 👋 С возвращением в мой блог! 💻📚 Если вы здесь впервые — давайте знакомиться! 😊👋 Я — Дарья, 👩🏫🌟 преподаватель английского онлайн в премиум отделе и групповых уроков в крупной онлайн школы. 🏫💎
После прочтения статьи обязательно 🧐 расскажите о своём опыте изучения грамматики!
Что люди думают о грамматике?
Как говорят “So many men, so many minds” (“сколько людей, столько и мнений”). Лично для меня грамматика была одновременно и дверью в изучение английского и в то же время крысиным лабиринтом.
Обычно такой лабиринт можно увидеть в какой-нибудь лаборатории, где крыса за лакомство выполняет какую-то головоломку. И ради вознаграждения она повторяет одно и то же, снова и снова. Но выбраться из лабиринта она не в силах.
В английском языке так много учебных материалов, что было без проблем найти один из самых популярных учебников по грамматике. В дополнение, на YouTube был русскоязычный канал с видеоуроками к этому учебнику. И я шла, урок за уроком по первой части чувствуя что делаю что-то полезное и продуктивное для себя. Позже к учебнику добавились видеоуроки от носителей, до этого был русскоязычный блогер. За счёт того, что используемая лексика в целом похожая при объяснении правил. Я очень быстро начала понимать носителей и о чём они говорят. В те дни, я потратила много времени на эти упражнения бегая в собственном лабиринте. Отчасти прогресс был, однако не такой на какой я рассчитывала. Сегодня оглядываясь назад, я понимаю, что идея была “хорошая”. Но на 25%. Когда я добавила YouTube каналы от носителей, моя идея от хорошей переросла в категорию “очень хорошая” до 35%.
Отходя от личного опыта, могу сказать, что мне встречались студенты, которые игнорируют грамматику, и мне приходится всё время составлять пазл в голове и догадываться о чём они хотели сказать. Представьте картинку с красивым пейзажем хорошего художника пейзажиста. Кто-то взял это картину. Переработал под стиль кубизм и выдал тебе совершенно что-то иное. Идея одна и та же, пейзаж совершенно такой же. Однако форма на столько отличается от оригинала, что я уже не могу узнать оригинальную картину из того, что вижу перед собой.
Всё что переходит в крайности – вредит одинаково.
С моей точки зрения, почему я уделила такое внимание грамматике или другие от неё отмахиваются, в том, что в учебных заведениях от школы до институтов – это простой инструмент оценивания учащихся. Грамматику проще всего загнать под шаблон теста. Учителю легче всего преподавать грамматику, потому что это наиболее простая часть любого языка. С противоположной стороны находятся, те, кому это всё учить.
За деревьями леса не видно. Вроде бы перед нами огромный пласт работы – много деревьев. Эта ситуация нас пугает, потому что мы потерялись среди всего многообразия. У нас не получается увидеть общей картины, потому что мы сконцентрированы на том, что стоит прямо перед нами. Более того лес, на первый взгляд кажется не проходимым. И по этой причине, люди теряют мотивацию при виде такого объема информации. Забывая, что грамматика это всего лишь стволы деревьев, слова - это листва. И всё вместе перерастает в законченную мысль - предложением. Пара таких деревцев и уже рассказ. А огромный лес до горизонта “Война и Мир”.
Зафиксируйте у себя в уме. Одна мысль – одно предложение.
Перехожу от аллегорий к объяснению того, как надо работать с грамматикой.
Как учить грамматику?
Всего вам надо ответить на три вопроса:
- Как строится эта грамматика? (How to form structure?)
- Почему её используют? (Why do people use it)
- За чем мне её знать и как я могу применить её для своих целей? (Why is important to know and how can I use it?)
Захотелось мне вам рассказать о времени “the Past Simple”. Само название вам о чём-то говорит? Название может вам ответить на предыдущие три вопроса? Нет, не может. И следуя от пункта к пункту, могу рассказать
в утверждении, форма глагола Past Simple это форма глагола в прошедшем времени из второй колонки не правильных глаголов. Если глагол правильный, то добавляется окончание ~ed.
Пример: walk - walked
Первое, что мне приходит в голову это слова “скучно”, “рутина”. Дело, в том, что эту форму используют для описания фактов и событий в прошлом, и часто добавляют маркер времени: yesterday, ago, last week и другие. Это не обязательно, но, чтобы у собеседника не возникало вопросов, обычно маркеры добавляют.
Мне это надо, потому что я хочу уметь описывать события из личной жизни, исторические факты, рассказывать цепочки событий в прошлом.
Как итог, на данном этапе, мне и вам понятно, что если мы хотим делиться с окружающими нас людьми рутинными событиями, то нам необходимо знать эту грамматику.
Можно отталкиваться от своих целей, идти к форме грамматики и затем к тому, почему носители её используют.
Представляете, как легко? Всего три вопроса! Список тем, будет зависеть от ваших целей, жизненного опыта, желаемых результатов в будущем. И у каждого будет свой список грамматических тем.
И чтобы разобраться и понять, каким этот список будет. Исходя из истории которую я описала выше, просто сборника тем и упражнений недостаточно. Важно сформировать своё представление о нужных и не нужных темах. И это можно сделать только одним способом. Вы уже наверняка догадались – окружить себя языковой средой, где вы будете достаточно получать input (входящая информация). Наш мозг заточен, чтобы находить общие закономерности и паттерны для облегчения своей работы, для того, чтобы дать ему возможность это сделать. Нам необходимо обеспечить его достаточным количеством информации на иностранном языке получаемой из разных источников.
О том, как выбирать материалы под свои цели я писала в этой статье.
Таким образом вы понимаете свои слабые стороны и над чем вам надо работать. В качестве первого шага, выделите три темы (20%), которые помогут вам понимать прочитанное и услышанное на 80% лучше. Используйте принцип Парето на начальном этапе.
В идеале 25% затраченного времени вы должны уделять на изучение грамматики и лексики и 75% на imput – чтение и прослушивание.
Попробуйте следующее упражнение, которое называется templating.
Практикуйтесь с шаблонами
Templating это мощный метод, где вы находите примеры предложений с нужной вам грамматической темой. За основу вы берёте начало предложения, если это время и заканчиваете его по-разному. Для примера возьмём the present perfect:
Template: “I have never…”
Completions:
I have never eaten snake.
I have never been to New Zealand.
I have never seen ‘Titanic’.
Напишите 5 предложений в комментариях, убедитесь что эти примеры о вас и рассказывают о вашей жизни для лучшего запоминания.
Можно улучшить и усложнить упражнение и использовать маркеры времен или практиковать не только утверждения, но и вопросы и отрицания, если практикуете времена.
I have … this week.
I haven’t … yet today.
My … has been living … for …
Вы можете создать шаблоны для любой темы, такие как модальные глаголы, предлоги, инверсия и так далее. Проверьте свои примеры с учителем или в приложении по языковому обмену, чтобы избегать ошибок.
Учите грамматику в контексте - это основное правильно изучения теории.
Единственный недостаток у методики “трёх вопросов” в том, что нужно быть очень осознанным в том, что делаешь. Научиться видеть свои сильные и слабые стороны. И уметь развивать свои “слепые зоны”. А это очень сложно, информацию условно можно разделить на три части:
- что знаю
- знаю, что не знаю (это то, что я могу узнать с чьей-то помощью)
- то, что не знаю (и узнать не могу по этой причине)
И дополнительный нюанс, что когда вы начинаете учить любой язык пласт информации настолько объёмный, что это деморализует. В этот момент лучшее, что вы можете сделать – это найти список грамматики для своего уровня по системе CEFR в интернете или в учебнике по грамматике. И иметь этот список под рукой. Сам по себе он бесполезен, полезным он становится в тот момент, когда информация проходит три стадии из категории “то, что не знаю” в “знаю, что не знаю” и далее вы изучаете тему и отвечаете на три вопроса. Это вам поможет не перегрузить себя и не потерять информацию.
Если читая или смотря фильм, вы забыли какую-то форму или структуру, загляните в словарь или учебник. Сделайте одно или два упражнения на 5-10 минут. Если забудете в следующий раз, загляните снова. В этом нет ничего страшного, ошибаться и забывать – это нормальный учебный процесс.
Составление своих примеров
Следующее, что вам необходимо сделать, это составить примеры с новой грамматической темой о себе и о своей личной жизни или семье. Предложения или запись в дневнике. Этот последний шаг, который поможет вам использовать теорию и перевести её из категории пассив, в категорию актив.
Добавлю, еще одну деталь. Что составляя свои собственные примеры с новой грамматической темой, вы убираете страх перед использованием чего-то нового и неизвестного. Распространённая ошибка моих студентов, в том, что они не используют новую тему в речи. И как следствие, не пропустив новый кусочек информации через себя и через призму своего мировоззрения. Так и остаются с новой и чужой и поэтому “страшной” информацией, которую не хочется включать в свою в жизнь.
Не переживайте, если у вас есть достаточно imput, даже если вы не стали использовать новую тему с первых дней, вам эти формы будут постепенно приходить то из одного источника, то из другого. Дело в том, что уйдёт больше времени на то, что данная тема, за которую вы взялись, станет своей и родной.
Так или иначе вы привыкнете к использованию: вторых форм глаголов, инговых окончаний с to be и без, to be going to и всего другого. Главное следовать правилу “25 на 75%”
Остались вопросы? Пишите в комментариях!
💖 Урок пришёлся по душе? Поддержите меня! Ставьте ❤️, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые уроки! Каждый твой комментарий и лайк вдохновляет меня создавать ещё больше полезных материалов. ✨
Друзья я мечтаю о поездке в свою страну мечты - Великобританию! 🐟🍟
Вы можете сказать "Thank you" не только словами! Поддержите меня донатом перейдя по ссылке — ваша помощь приближает меня к мечте побывать в Лондоне и мотивирует меня создавать ещё больше крутых материалов об английском языке! 💫
💌 P.S. Какая тема вас интересует больше всего? Пишите в комментариях — самые популярные запросы станут следующими уроками! Давайте учить английский вместе!