Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Поэта приведёт в восторг и в умиленье»

Тот самый портрет кисти Д.Доу
Тот самый портрет кисти Д.Доу

В предыдущей статье я уже писала, что стихотворение Пушкина «Полководец» вызвало обвинение в умалении заслуг М.И.Кутузова. И поэт, который не часто отвечал на критику, счёл нужным опубликовать в журнале «Современник» (1836 г., т. IV) своё «Объяснение». Чем оно интересно?

Мне кажется, самое главное здесь – в вопросе: «Неужели должны мы быть неблагодарны к заслугам Барклая-де-Толли, потому что Кутузов велик?» Пушкин даёт высочайшую оценку деятельности Кутузова: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории». Напомнив: «Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?» - он будет утверждать: «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один облечён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!» Он напоминает и о ранее написанном стихотворении, посвящённом памяти Кутузова:

В твоем гробу восторг живёт!

Он русский глас нам издаёт;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...

А дальше высказываются мысли, как я думаю, волнующие самого поэта: он – едва ли не единственный в литературе – задумывается о ком, каково в те дни пришлось отстранённому от дел полководцу: «Минута, когда Барклай принуждён был уступить начальство над войсками, была радостна для России, но тем не менее тяжела для его стоического сердца», - и даёт поразительную оценку: «Барклай, не внушающий доверенности войску, ему подвластному, окруженный враждою, язвимый злоречием, но убеждённый в самого себя, молча идущий к сокровенной цели и уступающий власть, не успев оправдать себя перед глазами России, останется навсегда в истории высоко поэтическим лицом».

В «Полководце» поэт напомнит нам и о Бородине:

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца весёлый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,—

Вотще!

Бюст полководца в Сквере Памяти Героев в Смоленске
Бюст полководца в Сквере Памяти Героев в Смоленске

Пушкину больно, что народ «ругался над священной сединою» того, кто спасает его, но ещё больнее другая позиция:

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал...

И приходит он к очень горькому выводу, который, бесспорно, относится не только и не столько к Барклаю, но и говорит о неумении (или нежелании?) современников объективно оценить чьи-либо заслуги:

О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведёт в восторг и в умиленье!

Снова мотив «поэта и черни», мотив, звучавший не в одном пушкинском произведении…

**********

Если несколько отойти от «Полководца» и «Объяснения» к нему, то вспомнится, конечно, и другое упоминание о «вожде несчастливом»:

Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

В дошедшем до нас автографе стоит лишь заглавное Б., но тут, думается, не нужно спорить о расшифровке, а оценка, данная поэтом, ясна.

************

Прошли годы. Заслуги Барклая-де Толли были признаны. Есть в Москве и улица Барклая – рядом с другими, названными в честь его соратников. Но снова вспоминается фрагмент пушкинского «Объяснения»: «Вы упрекаете стихотворца в несправедливости его жалоб; вы говорите, что заслуги Барклая были признаны, оценены, награждены. Так, но кем и когда?.. Конечно, не народом и не в 1812 году». И именно эта недооценка заслуг в своё время и заставляет поэта произносить имя полководца «с участием и умилением».

На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Барклай стоит между А.В.Суворовым и М.И.Кутузовым
На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Барклай стоит между А.В.Суворовым и М.И.Кутузовым

********

А закончить разговор о Барклае мне хочется словами находившегося тогда в непосредственном подчинении у него А.П.Ермолова. Признав, что он, «неловкий у двора, не расположил к себе людей, близких государю; холодностию в обращении не снискал приязни равных, ни приверженности подчинённых», Ермолов, тем не менее, заметит: «Словом, Барклай де Толли имеет недостатки, с большею частию людей неразлучные, достоинства же и способности, украшающие в настоящее время весьма немногих из знаменитейших наших генералов».

Н.П.Охлопков в роли Барклая де Толли
Н.П.Охлопков в роли Барклая де Толли

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь