Почему я поставила разделяющее «или» между словами, вынесенными в заголовок, в то время как каждый писатель, и не только писатель, скажет, что формально эти понятия – синонимы? Неужели перевод иностранного слова на русский язык способен радикально исказить его содержание и смысл?
История вопроса
На первый взгляд, известное сокращение английского сочетания Public Relations – PR (пи-ар) или – «общественные связи» в дословном переводе не вызывают никаких разночтений или расхождений. Казалось бы, вхождение в русский язык сокращения ПИАР, а вместе с ним и гибридного русско-английского Само-пиар – обычная экономия в повседневной речи длинного сочетания.
Содержания этого Пи-ар представляет некую маркетинговую дисциплину, цель которой создать у потребителя представление о товаре, о его ценностной положительной стороне. И предполагается, что процесс ознакомления с товаром, освещение его положительных сторон, достаточно объективен и проводится этично. Мы можем умолчать о его недостатках, но положительные качества должны все же подтверждаться свойствами товара.
Но этика – понятие обтекаемое, потому с течением времени Пиар и сам растекся по двум руслам. Длинное сочетание «связи с общественностью» сохранило значение этичного продвижения товара (или бренда), а сокращенное иноязычное "Пиар" все больше стало ассоциироваться с пропагандой, то есть с неэтичным продвижением товара, бренда или идеи.
Еще худшее значение приобрело слово "Самопиар", предполагающее неэтичное, фальшивое, продвижение самого себя, своей персоны в каком-то сообществе, для какой-то аудитории. Если мы посмотрим в интернете синонимы к слову Самопиар, то найдем такой ряд «Самовосхваление, самовозвеличивание, самовыпячивание». Слово Самопиар уже вошло в русский язык в негативном контексте, и мы не сможем переломить этот негатив, даже добавив прилагательное «правильный или этичный самопиар». Это все равно, что сказать «правильный, этичный хвастун». Тогда как же нам оперировать с изначально нейтральным выражением «общественные связи», важным для каждого писателя, особенно в наш век соцсетей? Бывает ли хороший Самопир?
О советах по самопиару писателей
К написанию не только этой статьи, но и к выбору нового акцента ведения моего канала меня подтолкнул комментарий виртуальной подруги и замечательной писательницы Татьяны Красновой - Татьяна Краснова: витамины для творчества
Татьяне Красновой, как и большинству моих друзей-писателей, как мне самой, органично чужероден Самопиар. И дело тут не в интровертности, как думают многие, избегающие выхода на публику или разговора о своих книгах даже в интернете, а в чуткости к слову, к его значению. Да, да, то самое слово «Самопиар» которое мы все же употребляем для краткости, но не желаем отождествляться с обманом и неэтичностью, составляющей сущность его. Психологи сказали бы, что это слово шевелится в юнгианской Тени, мешая жить счастливо и радостно. И потому каждый разговор на тему самопрезентаций для нас труден.
А если мы посмотрим-почитаем, что пишут в интернете про слово Самопиар, то просто ужас-ужас! Едва набрав в поисковике слово "Самопиар", я наткнулась на ругательную статью с уничижительной иллюстрацией:
В статье собраны все осуждающие моменты явления, среди которых можно выделить главное: «искусственно создают себе высокую популярность». В общем, статья концентрировано отразила восприятие слова Пиар в русском языке. И какая польза вытекает из этого знания для нас, писателей? Каким путем помочь своим книгам и нам, как авторам, приобрести определенную известность?
Прежде всего, откажитесь от понятия Самореклама, Самопиар к себе любимым. И не ищите в интернете сомнительных советов от психологов, набирая в поисковой строке «Как научиться искусству саморекламы», «Нужен ли самопиар?» «Самопиар и selfmade-бренд». Не корите себя на интровертность и трудность установления взаимоотношений с незнакомыми людьми. Ведь начав такие поиски, вы получите сомнительные советы от заморских или наших популяризаторов, как научиться копаться в своей личности. Например, такие:
Вы видите, что я сделала скриншот маленького отрывочка с упоминанием имени автора советов. В этом отрывке я отметила галочкой лишь один, последний, пункт: сообщайте о ваших достижениях, о конкретных фактах. Это нормальный и вполне выполнимый совет! Но все остальные пункты оставьте на случай личного взаимодействия со своим психологом, если уж натура требует. Индивидуальное самокопание в темах, которые я отметила знаком минус в скобочках, не принесет вам никаких психологических выгод.
Продвижение писателя и его книг
Итак, от слова самопиар мы сегодня категорически отказываемся, но ставим перед собой вполне конкретную задачу, вынесенную в заголовок главы.
Прежде всего полезно в разных вариантах знакомить читателей с вашими собственными книгами и публикациями. Необходимо рассказывать о победах в конкурсах, о встречах с читателями, о других книгах и о других писателях, о встречах с ними. Допустимо сообщать и о победах в сторонних конкурсах-мероприятиях для подтверждения экспертности в иной сфере. По мере возможностей я делаю это на своем канале и собираюсь в будущем усилить акцент именно на этой теме.
Но здесь хочу предупредить, что наши личные усилия никогда не сравнятся по результатам с коммерческим продвижением авторов. Я наблюдаю в сетях за продвижением некоторых писательниц, которые раскручиваются от рекламных фирм на коммерческой основе на протяжении десятилетия. Поскольку меня никто не посвящал в тайны своего продвижения, мне и раскрывать нечего: нет конкретной информации. Могу написать лишь о том, что заметно невооруженным глазом.
Главная фишка технологий всех рекламных фирм – очевидна и зрима для всех – это вывод писателя в общественное пространство: проведение им массовых мероприятий, создание общественных объединений, выступление на крупных медийных площадках вне писательской сферы. Самостоятельно ввинтиться в такую деятельность считаю невозможным. Никакому писателю, даже выраженному экстраверту, не хватит ни сил, ни маркетинговых знаний организовать общественное движение или сообщество живьем, а не в сети. Но если писатель одновременно с коммерческой раскруткой повышает свое мастерство, пишет интересные книги, то честь ему и хвала!
Потому возвращаюсь к теме продвижения скромного одинокого писателя. Собираясь при дальнейшем ведении канала сделать упор на эту тему, я думала, как назвать новую рубрику. И обнаружила, что на моем канале такая рубрика давно существует. Но она называлась так блекло - "Продвижение книги" - что я сама ее почти потеряла. А отыскав, обнаружила в ней много материалов о встречах с читателями в библиотеках, о выступлениях на ярмарках, в магазинах и т.п.. Потому я решила раскрыть смысл идеи, лишь слегка расширив заголовок. Пусть будет так: «Продвижение писателя и книги». Ведь писатель является неотъемлемой частью книги ))!
И в дополнение к статье даю ссылки о своем участии в конкурсе статей о рекламе, проведенным Дзен в начале этого года. Именно для подтверждения своей экспертности в теме, как советовала другим авторам )).
Моя статья-победитель конкурса:
Вещественные знаки награды для автора - победителя конкурса: