Уже летом 1941-го Черчиллю и Рузвельту стало ясно, что СССР – это вовсе не колосс на глиняных ногах, невзирая на тотальные неудачи Красной Армии на фронтах. Только в СССР можно было провернуть то, что провернул советский народ в самых жестоких условиях начала войны – ему удалось быстро эвакуировать основную часть советской промышленности в безопасное место, и так же быстро, а, кроме того, очень эффективно ее развернуть против Гитлера. А тот, кто всем этим процессом руководил – настоящий Гигант, а кто у нас тогда был этим Гигантом?
Недавно я посмотрел документальный фильм про Вторую Мировую войну от англо-канадско-голландской компании Off the Fence BV, и там в числе всего прочего появился рассказ о том, как сильно поразили Черчилля и Рузвельта темпы эвакуации промышленности СССР из европейской части страны за Урал в первые месяцы Великой Отечественной войны. Мол, результаты первой волны эвакуации убедили этих двух западных лидеров, что СССР с такой постановкой дела никогда не будет разгромлен, как бы Гитлер не изгалялся.
И как бы это было одним из факторов, прямо повлиявшем на необходимость предоставления СССР скорейшей военной помощи.
То есть, если бы СССР не удалось в такие короткие сроки перевезти в безопасные места такое огромное количество промышленных предприятий и рабочих для них, то будущие союзники пальцем о палец не ударили бы, чтобы помешать Гитлеру завершить блицкриг на Востоке.
И на самом деле, только в первые три месяца войны на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию было успешно перемещено 1350 предприятий, а всего до осени – почти 2600. Вместе с ними было эвакуировано более 12 миллионов рабочих и членов их семей, и это не считая более 1,5 тысяч колхозов и совхозов вместе с их материальной частью и людскими ресурсами. А всего за первый год войны было эвакуировано 25 миллионов человек и еще больше самых разных предприятий.
Но что самое главное – большинство этих предприятий практически моментально начали производство на новых местах, не менее интенсивное, чем оно было до войны. В 1942 году эвакуация предприятий продолжилась, и была еще более успешной, чем в 1941-м, но в любом случае все эти перемещенные предприятия уже зимой 1942-го дали фронту столько, сколько не могла выпустить даже промышленность Третьего Рейха, не подвергавшаяся никакой эвакуации и бомбардировкам.
Вот именно это и убедило Черчилля и Рузвельта в том, что с такой организацией дела именно СССР станет тем тараном, который способен разгромить Гитлера, потому что Великобритания этого сделать была не в состоянии даже в самых радужных мечтах. А Америка еще не начала масштабное производство, какое она показала уже после вступления США войну.
Да, Америка нарастила свое производство, но нескоро. Американцы раскрутились только в 1943-м, и это прекрасно можно увидеть по масштабам поставок в СССР, которое своего пика достигло только в 1944-м, да и то, все эти поставки составили не более 10% от того, что эвакуированная советская промышленность смогла произвести самостоятельно.
Конечно, многие материалы, которые поставили американцы, были в СССР дефицитом, но дело-то ведь не в материалах, а в промышленности, которая эти материалы использовала. Если бы Сталину эту промышленность не удалось быстро и эффективно переместить в 1941-м, то толку от этих материалов было бы немного. А на самом деле, в СССР уже в 1942-м производилось всего, чего нужно для войны, на порядок больше, чем поступало из США и Великобритании.
О том, что помощь в материалах от союзников была недостаточной, говорит хотя бы тот факт, что, несмотря на поставки алюминия, нашим авиаконструкторам приходилось использовать вместо металла дерево, для чего были разработаны именно «деревянные» типы самолетов. И только за три года деревянных Ла-5 и ЛаГГ-3 советская эвакуированная промышленность произвела почти столько же, сколько американцы произвели с того же года своих лучших металлических истребителей P-51 «Мустанг».
И что, Ла-5 был хуже «Мустанга»? Нисколько не хуже, так что и без американского алюминия советские авиаконструкторы обошлись бы очень легко.
Но я не об этом, а о том, что советская эвакуированная в сложных условиях 1941 года промышленность раскрутилась гораздо быстрее, чем раскрутилась промышленность американская в самых тепличных условиях. Но Черчилля и Рузвельта темпы советской военной промышленности в 1942-м уже не удивляли, потому что они увидели, как быстро и организованно она эвакуируется в самом начале войны. И этот процесс их так поразил, что потом они уже ничему не удивлялись. Ни в одной другой стране такое попросту не было бы возможно. Отсюда и уважение этих западных лидеров к Сталину, а Черчилль к тому же испытывал к нему самый настоящий страх. Человек, способный ТАКОЕ организовать, и на самом деле был Гигантом, с большой буквы.
А Сталин и на самом деле был Гигантом. До самого 1942-го Красная Армия воевала и начинала одерживать свои победы за «собственный кошт», еще тогда, когда помощь от Запада была мизерной. Да, были огромные потери Красной Армии в технике и ресурсах, но они Гитлеру никак не помогли. Только в 1942-м эвакуированные советские заводы произвели танков больше, чем их поступило от союзников за все время войны.
И кто скажет, что это были плохие танки? В основном это были лучшие в мире танки, хоть и произведенные эвакуированной в спешке и в плохих условиях советской промышленностью.
Поэтому вполне можно считать, что Вторую Мировую войну выиграл именно Сталин, потому что если бы не организованная им эвакуация, результаты которой так поразили Черчилля и Рузвельта, то и не было бы никакой победы «антигитлеровской коалиции» в этой войне. Гитлер бы просто захватил в1941-м большую часть промышленности СССР, а восстановить всё с нуля в таких сложных условиях, в каких СССР вступил в войну – это дело совершенно безнадежное. Как пример, который я приводил выше – очень долгая раскрутка потенциала США, которому даже в тепличных, то есть совершенно благоприятных условиях понадобилось больше года.
А Сталин добился того, что промышленность СССР, перемещенная за тысячи километров в условия максимально жесткие, начала давать эффект уже в том же 1941-м, а в 1942-м она раскрутилась на полную мощь.
И пусть кто-то скажет, что все это зависело не от руководителя этого процесса?
А кто был руководителем? Какой гений всё это провернул буквально за несколько месяцев?
Я уже его указал выше, но давайте снова догадаемся - с одного раза.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Как на Сталина навешивают всякие мифы, к которым он не имел никакого отношения