Найти в Дзене
Культурный рассвет

"Гангстерленд": бандитские войны как международные отношения

Когда-то давно, при разговоре о "Слове пацана", мы отметили, что создатели сериала не сделали никакой реальной попытки преодолеть буквальный быт уличной шпаны и выйти на уровень более значимых обобщений, которые помогли бы лучше понять окружающее общество. Спустя полтора года можно сказать, что этот шаг сделали кинематографисты из другой страны, хоть и несколько в ином контексте: Ронан Беннетт показал взаимоотношения английских бандитов с неожиданного ракурса в "Гангстерленде". Сериал с Томом Харди и Пирсом Броснаном в главных ролях уже успел наделать шума. Тем более, что в маркетинге активно используется имя Гая Ричи, который, на самом деле, снял всего два эпизода. Однако меня в данном случае интересует совсем другое. Что мы обычно видим в гангстерском кино? Традиция "Крестного отца" предлагает тему наследственности и семьи. Традиция Мартина Скорсезе вращается вокруг преданности и жизни по "понятиям". Традиция того же Гая Ричи тяготеет к абсурду и манерности. Ронан Беннетт касается

Когда-то давно, при разговоре о "Слове пацана", мы отметили, что создатели сериала не сделали никакой реальной попытки преодолеть буквальный быт уличной шпаны и выйти на уровень более значимых обобщений, которые помогли бы лучше понять окружающее общество.

Спустя полтора года можно сказать, что этот шаг сделали кинематографисты из другой страны, хоть и несколько в ином контексте: Ронан Беннетт показал взаимоотношения английских бандитов с неожиданного ракурса в "Гангстерленде".

Сериал с Томом Харди и Пирсом Броснаном в главных ролях уже успел наделать шума. Тем более, что в маркетинге активно используется имя Гая Ричи, который, на самом деле, снял всего два эпизода.

Однако меня в данном случае интересует совсем другое. Что мы обычно видим в гангстерском кино? Традиция "Крестного отца" предлагает тему наследственности и семьи. Традиция Мартина Скорсезе вращается вокруг преданности и жизни по "понятиям". Традиция того же Гая Ричи тяготеет к абсурду и манерности. Ронан Беннетт касается и того, и другого, и третьего.

Но также он делает важное концептуальное дополнение - взаимоотношения гангстерских кланов здесь явно напоминают взаимоотношения государств. У этих организаций есть своя внешняя и внутренняя политика, есть свои харизматические лидеры и чуть ли не целые кабинеты министров. Есть даже до известной степени классовое расслоение, потому что помимо первых лиц есть также администраторы среднего уровня и рядовые бойцы.

Весь этот сложный механизм находится в постоянном движении и развитии. Организация Харриганов, управляемая дуэтом пожилых Конрада и Мэйв (Пирс Броснан и Хелен Миррен), в борьбе за свои интересы постоянно сталкивается с организацией Ричи Стивенсона (Джефф Белл) - и, несмотря на откровенную взаимную неприязнь, оба клана стараются сохранять баланс, не сваливаясь в открытое вооруженное противостояние.

Беда в том, что внутри организации (в центре внимания сериала именно Харриганы, поэтому их общественная структура разработана подробнее) есть свои противоречия интересов, свои "голуби" и "ястребы", свои либералы и консерваторы. Если Конрад Харриган мечтает отобрать рынок у Ричи Стивенсона всякими хитрыми комбинациями, то Мэйв Харриган с упорством, достойным лучшего применения, провоцирует большой конфликт, дабы решить все проблемы "маленькой победоносной войной".

-2

В это же самое время Гарри Да Соуза (Том Харди), главный решала семьи Харриганов, и его друг Кевин Харриган (Пэдди Консидайн), как своего рода дипломатическая группа, пытаются лавировать между всеми острыми углами, чтобы добиться целей семьи наименее опасным путем - и все их усилия идут прахом из-за самодурства руководителей верхнего уровня.

С каждым витком ставки всё больше и больше повышаются, потому что развитие противоречий имеет свою логику. И аллюзию на международные отношения практически напрямую проговаривает герой Пирса Броснана: "Это уже не просто война. Это ядерная война".

Однако, нащупав важный и актуальный подтекст, создатели "Гангстерленда" либо не дожали его, либо планируют сделать это позже, если сериал будет продлен на второй сезон. Здесь перед нами вновь встает во весь рост первородный грех любого сериала: так как коммерческая логика требует эксплуатировать любой успешный продукт до полного истощения, никогда неизвестно, когда история по-настоящему закончится - а значит, нет полной ясности по сверхзадаче. Увидим

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!