Скажем и мы пару слов про “Слово пацана”. Но на романтизации бандитизма или запредельной популярности сериала останавливаться не станем: об этом уже сказано немало верного и неверного на просторах интернета. Куда интереснее рассмотреть в контексте этого материала мировоззрение Жоры Крыжовникова и других создателей произведения.
Если вдруг кто-то выпал из информационной повестки последних полутора месяцев, то в общих чертах напомним, о чем сериал. На дворе 1988-й год, поздний СССР, уже началась Перестройка. И в Казани (Татарская АССР) к этому времени успели сформироваться молодежные банды, контролирующие те или иные районы города, живущие по неформально установленным понятиям, идентифицирующие себя как “пацаны” и относящиеся ко всем остальным гражданам как к “чушпанам”.
В основном история вращается вокруг трех персонажей. Интеллигентный школьник Андрей попадает в банду “Универсамовских” ради получения защиты от регулярных притеснений таких же малолетних бандитов. Другой школьник Марат состоит в том же самом “Универсаме”, потому что его старший брат, Вова по прозвищу “Адидас” - известная личность в банде. Наконец, сам Вова “Адидас”, только вернувшись из Афганистана, вновь вливается в уличную атмосферу, стараясь направить дела “универсамовских” в новое русло.
Первым делом стоит отметить высокое ремесленное исполнение по крайней мере первых 3-х серий: они сделаны увлекательно и даже в какой-то степени волнующе. Однако ремесленная сторона дела даже в российском кино находится на более или менее приемлемом уровне. Загвоздка в том, что кино - это не только яркие картинки и выверенный ритм. Всякий художник сознательно или бессознательно воплощает через творчество определенные социальные настроения. И вот здесь мы подходим к важнейшей особенности “Слова пацана”, которая хоронит весь гигантский потенциал сериала.
Эта особенность - дробность мышления, неумение взглянуть на материал “общим планом”. Андрей, Вова “Адидас”, Марат и другие герои фильма живут в конкретном обществе в конкретную историческую эпоху и ничего об этой эпохе мы не узнаем. Да, в кадре висят портреты Горбачева, стоят бюсты Ленина, повсюду транспаранты с уже истлевшими комсомольскими лозунгами, а из кассетных магнитофонов играет “Ласковый май”. Всё лишь декорации - они отличаются от живой реальности, как чучело медведя отличается от медведя. Внутри бутафории невозможно разобраться в истинных причинно-следственных связях.
Почему Вова и Марат, будучи сыновьями привилегированного отца, становятся видными фигурами бандитской улицы? Какое влияние на социальные обстоятельства оказывает война в Афганистане? В чем корни “Казанского феномена”? Ответов на эти вопросы у создателей нет. Шпана остается просто шпаной, поэтому они ищут ответы в любви, дружбе и предательстве, чем сразу загоняют себя в ловушку пресловутой “человеческой истории” российского сериала.
При таком подходе даже пересъемка последней серии ничего не спасла и спасти не могла. Между тем, историю можно было бы вывести на куда более высокий уровень. Связать судьбу “пацанов” с судьбой страны, ее прошлым и будущим. Каким-то же образом эта шпана родилась в недрах советского общества на рубеже Застоя и Перестройки. И ведь герои "Слова пацана" должны будут стать героями "Бандитского Петербурга" всего через несколько лет, где будут делить уже не дворы, девчонок и видеосалоны, а заводы, верфи, банки и месторождения. А оттуда уже и до современности рукой подать.
Как ни парадоксально, Жора Крыжовников болеет той же болезнью, что и Ридли Скотт. В этом отношении российская и зарубежная культуры находятся примерно на одном уровне мышления: по обе стороны границы творческая интеллигенция в массе своей бродит в потемках множества событий, явлений и фактов, не в состоянии увязать их в сколь-нибудь ясную систему, а потому вынуждена спасаться то банальными нравоучениями, то саморефлексией, то ссылками на фрейдизм, то разного рода метафизикой.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!