В 1972-м году мир увидел одну из самых известных и, пожалуй, самую влиятельную криминальную сагу — он увидел «Крестного отца». Экранизацию одноименного бестселлера Марио Пьюзо поставил молодой и, на тот момент, малоизвестный режиссер Фрэнсис Форд Коппола.
В отличие от картин 30-х годов, вроде «Маленького цезаря», «Крестный отец» не увлекается внешней стороной мафиозной эстетики: здесь нет погонь, перестрелок или увлекательных бутлегерских вылазок.
Сюжет развивается на протяжении второй половины 40-х и первой половины 50-х годов в США. Большой криминальный клан во главе с пожилым Вито Корлеоне представляет собой одну из наиболее влиятельных преступных организаций в Нью-Йорке.
У Вито большая семья, трое сыновей. И если двое старших, Санни и Фредо, активно включены в бизнес своего отца, то Майкл, младший сын, старается держаться независимо, подальше от гангстерских дел.
Но у жизни свои планы, и всему семейству придется пройти через множество испытаний.
Как признавался сам Коппола, он мало знал о мафии, но прекрасно представлял себе, что такое итальянская семья — из этого выросла важнейшая особенность «Крестного отца».
Это фильм не о гангстерах, это фильм о семье. Как говорил сам постановщик, в сюжете об итало-американском криминальном лидере Вито Корлеоне и его сыновьях он увидел "мужской вариант «Короля Лира».
Такая точка зрения на историю позволила глубже взглянуть на личности гангстеров и мир организованной преступности вообще. Коппола сделал ставку на психологические портреты героев и их взаимоотношения.
И режиссер, пользуясь всеми возможными средствами выразительности (от желтовато-мрачной картинки до замечательной музыки итальянского композитора Нино Рота), создает убедительный мир большого семейства итало-американцев.
Помимо этого важной темой фильма становится наследственность - взаимоотношения Вито и Майкла Корлеоне, как отца и сына, достигают действительно эпического размаха.
Коппола усилил концепцию в фильме «Крестный отец-2», где развернул историю параллельно в двух временах: показал жизнь отца (Вито Корлеоне) и сына (Майкла Корлеоне), когда они находились в одном и том же возрасте, постаравшись осмыслить сходные и различные черты этих людей.
Фильм Фрэнсиса Форда Копполы — это человеческая история в своем лучшем проявлении. И еще многие поколения кинематографистов будут учиться у него мастерству рассказа истории.
Так или иначе, можно сказать, что главное достоинство «Крестного отца» состоит в том, что это не фильм о мафии. Это фильм о семье и преемственности.
Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!
Автор статьи: Влад Дикарев