Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

«Чёрный ксеноархеолог» — приключенческая НФ, инопланетяне и религия

«Чёрный ксеноархеолог» — вещь специфическая и при этом очень спорная. В том самом смысле, что во время чтения с персонажами хочется подискутировать. Про что фантастика Юрия Максимова и как читается — давайте разбираться. Спасибо за «лайк» и подписку. А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» вкусностей ещё больше! События романа разворачиваются в XXIV столетии. Человечество, давно вышедшее в космос, активно исследует руины и артефакты, оставшиеся от представителей внеземных цивилизаций. Среди них — неккарцы, загадочно исчезнувшие всего за несколько столетий до начала освоения землянами других планет. Молодого ксеноархеолога Сергея Светлова уговаривают поучаствовать в незаконной экспедиции. Уникальная возможность изучить артефакты пришельцев позволяет закрыть глаза на сомнительный статус этого предприятия. Однако находка выходит за все мыслимые рамки прошлых исследований: Сергей узнаёт, как именно погибли неккарцы, а также понимает, что то же самое может грозить людям. Молодому учёному предст

«Чёрный ксеноархеолог» — вещь специфическая и при этом очень спорная. В том самом смысле, что во время чтения с персонажами хочется подискутировать.

Про что фантастика Юрия Максимова и как читается — давайте разбираться.

Обложка «Чёрного ксеноархеолога» от Nova Fiction.
Обложка «Чёрного ксеноархеолога» от Nova Fiction.

Спасибо за «лайк» и подписку. А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» вкусностей ещё больше!

События романа разворачиваются в XXIV столетии. Человечество, давно вышедшее в космос, активно исследует руины и артефакты, оставшиеся от представителей внеземных цивилизаций. Среди них — неккарцы, загадочно исчезнувшие всего за несколько столетий до начала освоения землянами других планет.

Молодого ксеноархеолога Сергея Светлова уговаривают поучаствовать в незаконной экспедиции. Уникальная возможность изучить артефакты пришельцев позволяет закрыть глаза на сомнительный статус этого предприятия.

Однако находка выходит за все мыслимые рамки прошлых исследований: Сергей узнаёт, как именно погибли неккарцы, а также понимает, что то же самое может грозить людям.

Молодому учёному предстоит узнать много нового о других инопланетных расах, посетить несколько миров, найти любовь и поучаствовать в настоящих заварушках. Но главное сражение в этой истории — внутреннее.

НФ-проповедь

Номинально перед читателями незамысловатая приключенческая фантастика — с пришельцами, космическими полётами, артефактами и проч., которая ближе к финалу заходит на территорию фантастического боевика.

Написано просто, максимально доступно, местами наивно, на мой взгляд, что, по идее, совсем не противоречит жанру. Если вспоминать что-то из прочитанного, то по изложению хочется сравнить с некоторыми работами Сергея Лукьяненко.

Однако «Чёрного ксеноархеолога» от аналогов отличает одна важная деталь.

Дело в том, что автор — православный священник, и события книги, действия и характеры персонажей рассматриваются через призму христианской морали. Более того, автор включил в сюжет дискуссии на религиозные темы.

Получилось неожиданное сочетание: бойкий и стройный рассказ о космических приключениях сопровождают комментарии об оценке происходящего с точки зрения христианина.

Стоит отметить, что я далёк от набожности и отношусь к теме религии в художественных произведениях скорее с антропологической точки зрения. И я уже сталкивался с мнением, что книга Максимова — пропаганда православия. Полагаю, у кого-то из читающих отзыв может сложиться подобное мнение.

Как мне кажется, Максимов в некотором роде переосмысляет жанр, углубляет, так как у него герой приключенческой фантастики не может безнаказанно делать то, над чем в вымышленных историях иногда даже не задумываются, не обращают внимания (контрабанда, в том числе инопланетных технологий, вандализм и связи с криминалом, вооружённое нападение, членовредительство, а также вранье, предательства, измена и проч.).

Автор словами одного из инопланетян привлекает внимание главного героя к морально-этической стороне его действий, предлагая взглянуть на происходящее через призму христианской этики, дать некоторую оценку и объяснение.

Проникнется ли читатель мыслями Светлова или его «спутника» — вопрос уже другого рода. Автор предлагает посмотреть, как подобная «оптика» может работать и реализовываться в рамках научно-фантастического текста.

Как мне кажется, тут уместно говорить не о пропаганде христианства, а о миссионерской работе, которой автор занимается, так сказать, по основному профилю.

Полагаю, контраст между увлекательной сюжетной составляющей и явным морализаторством может стать камнем преткновения для части поклонников фантастики, но почему бы и нет.

Впрочем, к исполнению у меня есть претензии. Так, по сюжету пришельца привлекает исключительно христианство, однако на мой взгляд, уж очень резко он проникается его ценностями, становясь рьяным апологетом. При этом указывается, что остальные земные религии он успел изучить, но где-то «за кадром»: просто для него «христианство интереснее», уточнив, что дело связано с кенозисом. Как мне кажется, более подробное знакомство Гемелла с другими религиями могло бы сделать образ более сбалансированным.

Кроме того, автор изображает инопланетян, так или иначе похожими на людей, что необходимо для воплощения его художественных замыслов. Однако интересно было бы взглянуть на попытку взаимодействия таких вот верующих и, к примеру, разумного океана или мыслящих газовых пузырей. Задачка посложнее, возможно, подойдёт для сиквела. К слову, намёки на временную аномалию как раз указывают на возможное продолжение, есть где развернуться.

Также не понравилось, как рассказчик, ещё на стадии «принятия веры» рассказывая о расколе человечества, вдруг очень эмоционально и однобоко клеймит изолированную Землю и землян, погрязших в гедонизме, нигилизме и «мнимом либерализме». Можно было бы предположить, что это рассказ будущего Сергея, но тогда подобные оценки должны распространяться на весь текст.

Кроме того, учитывая, что, как оказывается, и за пределами Солнечной системы процветают многочисленные пороки, есть преступность и творится беззаконие, то агрессивная стигматизация землян со стороны выглядит несправедливой.

Интересно посмотреть, как затрагиваются вопросы веры и первого контакта в «Чёрном ксеноархеологе» и, например, в «Птице малой» Мэри Д. Рассел, ещё одной запомнившейся мне фантастике на тему религии.

Помимо разных жанров (у Максимова более приключенческий текст), авторы как будто относятся к самому объекту: Рассел — с позиции антрополога, автор «Чёрного ксеноархеолога» — с позиции священнослужителя, очевидно. Поэтому тексты, вроде бы схожие тематически, кажутся такими непохожими.

Наверное, главное отличие в том, что если книга Рассел предупреждает, что за некоторым сходством может скрываться бездна непохожести, то у Максимова, наоборот, религиозный компонент выступает в качестве объединяющего.

Повторюсь, далёк от взглядов православного священника, а с некоторыми положениями я вряд ли когда-нибудь соглашусь.

Но при этом саму книгу нахожу интересным артефактом культуры, редким примером православия в космической фантастике (если знаете другие, подскажите, пожалуйста, в комментариях).

«Чёрный ксеноархеолог», наверное, тот текст, который каждый оценит лично, и никакие отзывы со стороны не помогут.

Что до меня, то ни капли не пожалел, что читал, хотя вещь явно специфическая. Прочитал залпом, с интересом — при условии, что иногда мне хотелось в голос поспорить. Если автор ставил перед собой такую цель, то можно сказать, что он её добился.