Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

«Птица малая» — первый контакт на райской планете и вопросы веры

Возможно, к концу года хочется почитать что-то более «расслабляющее», менее серьёзное и проч. Но вот вам под ёлочку текст пожалуй, про самую серьёзную фантастику, что я прочёл в 2024 году. Речь пойдёт о фантастическом романе Мэри Д. Расселл «Птица малая» (1996). Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы! Основные события книги приходятся на 2060-й, после возвращения на Землю единственного выжившего участника первой экспедиции на планету вне Солнечной системы. Нюанс в том, что выживший — искалеченный и психологически нестабильный иезуитский священник Эмилио Сандос, которого теперь обвиняют в страшных преступлениях, совершённых на планете у Альфы Центавра. Ему предстоит рассказать другим священнослужителям о путешествии, борясь с болью, унижением, кризисом веры, встречая подозрения, чтобы выложить все детали миссии. Параллельно читатели узнают о том, как именно в 2019 году с помощью телескопа А

Возможно, к концу года хочется почитать что-то более «расслабляющее», менее серьёзное и проч. Но вот вам под ёлочку текст пожалуй, про самую серьёзную фантастику, что я прочёл в 2024 году.

Речь пойдёт о фантастическом романе Мэри Д. Расселл «Птица малая» (1996).

Райская планета в представлении Kandinsky.
Райская планета в представлении Kandinsky.

Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Основные события книги приходятся на 2060-й, после возвращения на Землю единственного выжившего участника первой экспедиции на планету вне Солнечной системы.

Нюанс в том, что выживший — искалеченный и психологически нестабильный иезуитский священник Эмилио Сандос, которого теперь обвиняют в страшных преступлениях, совершённых на планете у Альфы Центавра.

Ему предстоит рассказать другим священнослужителям о путешествии, борясь с болью, унижением, кризисом веры, встречая подозрения, чтобы выложить все детали миссии.

Параллельно читатели узнают о том, как именно в 2019 году с помощью телескопа Аресибо (который в нашей реальности разрушился в 2020-м) узнали, что на экзопланете Ракхат есть разумная жизнь, и как была организована миссия.

Читателей не спеша знакомят с талантливым пуэрториканским лингвистом и священнослужителем, который, надеясь укрепиться в своей вере, словно всё время только и ждал какого-то знака.

Среди его близких есть супружеская пара — врач и инженер, с которыми некогда подружился священник, а также очаровательный специалист по искусственному интеллекту, с которой ранее работал Сандос, и одарённый сотрудник обсерватории, первым обративший внимание на необычный сигнал.

И в том, что близкие отлично подходят для экспедиции на другую планету, Сандос видит Божий замысел — словно это то, для чего они и пришли в этот мир. И именно эта компания становится ядром миссии, которую спешно организует иезуитское общество.

Добравшись до Ракхата, они встречают аборигенов. В этот момент кажется, что Сандос познаёт истинную любовь в религиозном смысле, он по-настоящему счастлив, и никаких сомнений в правильности решения нет.

При этом мы продолжаем читать о психически и физически измученном священнике, который спустя годы вернулся и Землю и с трудом пытается рассказать, когда и как всё пошло под откос, а сам гневается на Бога, допустившего всё то зло на Ракхате.

Будучи антропологом, Мэри Дориа Расселл огромное внимание уделяет бэкграунду: обращает внимание читателей на происхождение, воспитание, языковые особенности, профессиональную деятельность, религиозные взгляды персонажей, создавая их убедительные психологические портреты.

Это помогает взглянуть на всю глубину характера человека, оказавшегося в трудной ситуации. Персонажи, выписанные в «Птице малой», не столько привлекательные, или кажутся абсолютно понятными, сколько ощущаются достоверно живыми.

На мой вкус, хоть «Птица малая» и рассказывает о первом контакте с инопланетянами, куда интереснее получились сами люди, столкнувшиеся с внеземной культурой, нечеловеческим языком и иным представлением о реальности. При этом цивилизация, построенная на взаимодействии хищников и жертв, тоже выглядит любопытно.

Последние страницы читать тяжелее всего — это финал «исповеди» Сандоса, и писательница мастерски держала интригу, даже несмотря на сложность темы.

Сама Расселл признаётся, что в своём фантастическом романе «старалась не зацикливаться на технических деталях» вымышленного будущего, эти моменты в книге прописаны широкими мазками. Зато она смогла сделать несколько социологических «прогнозов».

«Птица малая» и «Дети Божии» от fanzon. Покет потрепался, но формат приятный.
«Птица малая» и «Дети Божии» от fanzon. Покет потрепался, но формат приятный.

Говоря о ключевой теме книги, писательница отмечает в послесловии, что изучая религию, она осознаёт «мир природы, человеческое мастерство, применяемое к природе, и кое-что ещё, одновременно неуловимое и непреходящее: человеческую тоску по Божественному, независимо от того, существует ли Божественное, чтобы заботиться о нём или отвечать за него».

По её словам, с помощью «Птицы малой» она пыталась показать, что и вопросы науки, и вопросы веры заслуживают того, чтобы их задавать.

Религиозная фантастика — вещь сама по себе довольно редкая. А из похожих сюжетов я могу вспомнить только роман «Дело совести» классика Джеймса Блиша, в первой половине которого также описывалась миссия священника на другую планету. Однако у Расселл получилось пронзительное и глубокое произведение о духовном поиске, вопросе теодицеи, а также чуждости внеземного разума.

К слову, у «Птицы малой» есть продолжение, роман «Дети Божии». Я его тоже приобрёл, надеюсь, что вскоре прочту и поделюсь впечатлениями.