Богоявленский собор - это главный храм города Ногинска и Ногинского района. В соборе покоятся мощи священномученика Константина Голубева, который служил в нем до 1918 года. Многие годы место расстрела и захоронения священника в роще за городским стадионом почиталось верующими. В 1995 году мощи священномученика Константина были обретены, а с 2004 года находятся в раке в Богоявленском соборе. Храм связан также с жизнью уроженца Ногинска-Богородска московского патриарха Пимена Извекова. В 1920-х годах он пел на клиросе в Богоявленском соборе.
Константин Голубев родился в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии. Это был настоящий раскольничий край - целые селения состояли сплошь из староверов разных направлений. Например, в самой Барановке жили представители по меньше мере четырех старообрядческих согласий. Больше всего было беспоповцев так называемых "спасовцев". Такое название "спасовцы" получили за учение о том, что на земле наступило "царство Антихриста", таинства в церкви и священники уже перестали быть действительными, и спастись можно только одной "молитвой Спасовой".
Конечно, в Барановке был и православный храм. Константин Голубев был сыном псаломщика этой церкви. Как выходец их семьи "духовного сословия" он поступил в Саратовскую семинарию. После ее окончания, однако, Константин Голубев не стал принимать священнического сана, а занялся антисектантской миссионерской работой. В Саратовской епархии как раз было образовано миссионерское братство Святого Креста. Почти 20 лет Константин Голубев обращал в православие раскольников и сектантов в Саратовской епархии, в том числе и в родной Барановке.
Константину Голубеву было уже 43 года, когда его привычная жизнь сильно поменялась. Он принял сан священника и стал служить вдали от родины в Московской губернии. Бывший Богородский уезд в те годы тоже был гнездом раскола. Правда, здесь преобладали старообрядцы другого направления - поповцы "белокриничники" с духовным центром на Рогожском кладбище. К слову, к ним принадлежал и купец Арсений Иванович Морозов, который владел Глуховской мануфактурой вблизи Богородска.
Священник Константин Голубев стал настоятелем Богоявленского собора города Богородска, но при этом продолжил миссионерскую деятельность на новом месте. В те годы уже распространились здесь и разные западные протестантские направления: баптисты, пашковцы и адвентисты.
Константин Голубев был одним из первых православных священников Российской Церкви пострадавших за веру после Октябрьской революции. Осенью 1918 года он был арестован и вскоре расстрелян прямо на окраине города в лесу. Овраг в роще, где погребли его тело, в советские годы почитался местными верующими:
На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносили иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, уничтожали могильный холм.
В 1995 году могила священномученика Константина была восстановлена. Было решено перенести его гроб в Тихвинскую церковь Ногинска. В Богоявленский собор, где служил до революции о. Константин, мощи первое время не стали переносить. Дело в том, что его настоятель в девяностые годы перешел в так называю "украинскую" раскольническую церковь и фактически на несколько лет захватил Богоявленский собор... Мощи святого Константина Голубева были перенесены из Тихвинской церкви в Богоявленский храм только в 2004 году.
Когда был расстрелян священномученик Константин в 1918 году, исполнилось 8 лет будущему патриарху Сергею Михайловичу Извекову – будущему патриарху московскому Пимену. К слову, в том же 1918 году в Богоявленскую церковь приезжал из Москвы на торжественную службу и городской крестный ход патриарх-исповедник Тихон и еще один будущий патриарх - Сергий. В то время он был митрополитом Владимирским.
Сергей Извеков (будущий патриарх Пимен) жил с родителями в Богородске, а его отец Михаил Карпович Извеков работал механиком на Глуховской фабрике. Михаил Карпович изготовил необычное паникадило для соседнего Тихвинского храма Богородска в виде креста. Валентин Никитин в книге о патриархе Пимене писал:
Составленный из разноцветных стекол, крест излучал мягкий матовый свет. На гранях его светились разноцветные лампады.
На кладбище при Тихвинской церкви был похоронен отец и мать патриарха Пелагея Афанасьевна. А в 1920-х годах, еще до закрытия, будущий патриарх пел в хоре Богоявленского собора.
В алтаре храма хранится список Владимирской иконы Божией Матери, принадлежавший священномученику Константину Голубеву. В семье патриарха Пимена тоже почитали Владимирский образ. Вот что он вспоминал:
Владимирский образ Божией Матери – это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация.
Сергей Извеков в возрасте 15 лет приехал в Саровскую пустынь, желая стать монахом. Шел 1925 год, старцы не приняли юношу, а наставили ехать в Москву. В столице на праздник Сретения Владимирской иконы он и был принят в число монахов Сретенского монастыря. А 3 июня 1971 года в день Владимирской иконы Божией Матери митрополит Пимен Извеков был избран патриархом Московским и всея Руси.
Святейший Пимен руководил Русской Православной Церковью около 20 лет. Первая половина его служения пришлась на брежневскую эпоху, а последние годы жизни и патриаршества отмечены историческим событием – празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Считается, что это празднование стало поворотным моментом в отношениях между государством и Церковью в нашей стране.