Одним из уникальных образцов отечественной бронетехники, представленных на "Площадке №1" подмосковного Парка "Патриот" , является опытный колесный бронетранспортер ГАЗ-5923 , более известный как БТР-90. У машины весьма сложная и откровенно неудачная судьба, хотя от этого она не становится менее интересной с технической точки зрения, тем более что отдельные конструктивные решения и полученный опыт были использованы при создании более современных БТР. Работы по созданию перспективного колесного бронетранспортера , предназначенного для замены находящихся на вооружении БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80 стартовали в КБ Горьковского Автомобильного Завода ( Гл. Конструктор- А. Г. Масягин ) в конце 80-х годов. Новая машина должна была иметь значительно повышенные показатели огневой мощи, защищенности и подвижности ( фактически она переходила в разряд БМП, превосходя, например , гусеничную БМП-2 как по стоимости так и по уровню боевых и технических характеристик). ОКР по созданию бронетранспортера получила обозначение "Росток". Первый опытный образец БТР ГАЗ-5923 был собран опытным производством Управления Конструкторских и Экспериментальных Работ ( УКЭР) ГАЗа в 1992 году и представлен на проходившей в сентябре 1994 года в Нижнем Новгороде выставке " Вооружение. Военная Техника. Конверсия", где вызвал достаточно большой интерес. Тогда же в прессе появились первые публикации по новой машине. Собственно, обозначение "БТР-90" она получила примерно в те годы, т.е. задолго до официального принятия на вооружение. Второй опытный образец , выпущенный в июле 1994 года ( № Щ07ЛТ2303) как раз и представлен в "Патриоте", поэтому его конструкцию мы и рассмотрим более подробно. Бронетранспортер является полностью бронированной плавающей колесной боевой машиной, выполненной по формуле 8x8. Общая компоновочная схема с кормовым расположением МТО аналогична применяемой на БТР-80, а вот схема размещения боевого расчета несколько изменена. В передней части корпуса по левому борту расположено рабочее место мехвода; справа- старшего стрелка. В крыше корпуса для них выполнены индивидуальные посадочные люки с крышками овальной формы.
Далее следует боевое отделение, совмещенное с десантным. Основное, вспомогательное и дополнительное вооружение монтируется в доработанной башне БМП-2, в которой также оборудованы рабочие места командира БТР ( по правому борту) и наводчика-оператора ( слева). Оба рабочих места также оборудованы посадочными люками в крыше башни.
За башней на двух трехместных сидениях лицом к борту размещаются шесть мотострелков. Посадка и высадка десанта осуществлялась подобно БТР-80- через двустворчатые двери в бортах и два дополнительных люка в крыше корпуса. При этом конструкция бортовых дверей по сравнению с БТР-80 была изменена: верхняя створка открывалась не вперед по ходу движения, а вверх. Створки связаны между собой тягами, работая по принципу противовеса-то есть верхняя створка фиксируется в открытом положении за счет бОльшего веса нижней. Такая схема позволяла дополнительно сократить время на подготовку к десантированию.
МТО расположено в кормовой части корпуса. В крыше над МТО оборудованы люки доступа к силовой установке и обслуживающим системам; в правом борту- люк доступа к ФВУ. В верхнем кормовом листе корпуса выполнены лючки доступа к горловинам топливных баков; в нижнем- заслонки водометных движителей. Габариты машины значительно возросли; при этом заявленная боевая масса составила 20920 кГ- в полтора раза больше чем у серийного БТР-80 ! ( Кстати, не совсем понятно для какой именно комплектации указано это значение- вполне возможно, что выпущенные в разные годы образцы отличались по массе).
На машину установлено доработанное боевое отделение 675-сб120-01, отрабатывавшееся также на БМП-2. В состав комплекса вооружения входят:
- 30мм автоматическая пушка 2А42 ( боекомплект 500 патронов);
- спаренный 7,62*54мм пулемет ПКТ/ПКТМ ( боекомплект 2000 патронов);
- ПУ ПТУР "Фагот"/"Конкурс" на крыше башни ( боекомплект 4 ПТУР);
- дополнительный 30мм автоматический гранатомет АГ-17, размещенный в специальном бронекожухе на левом борту башни и соединенный специальными тягами с пушкой 2А42.
Применение автоматического гранатомета АГ-17 позволяло повысить эффективность поражения танкоопасной живой силы, в том числе расположенной в траншеях и на обратных склонах высот. Боекомплект гранатомета составляет 250 выстрелов и размещен в специальном бронированном отсеке в кормовой части башни.
У наводчика устанавливается комбинированный перископический прицел БПК3-42 с зависимой стабилизацией линии визирования. От штатного прицела БПК2-42, устанавливаемого на БМП-2 он отличается главным образом доработанным ночным каналом , работающим в активном режиме с прибором лазерной подсветки ОУ-6. В результате дальность опознавания цели ночью возросла с 700...800 до 800...1300 метров. Кроме того, в поле зрения прицела введена дополнительная прицельная сетка для стрельбы из АГ-17.
Дневной монокулярный перископический прицел командира также 1ПЗ-13 также отличается наличием дополнительной сетки для АГ-17. Для круглосуточного наблюдения за местностью в командирской башенке установлен комбинированный прибор наблюдения ТКН-3МБ с ИК-осветителем ОУ-3ГА2М.
Для стрельбы из личного оружия десанта в бортах корпуса выполнено семь амбразур ( четыре- в правом и три - в левом). По сравнению с БТР-80 конструкция последних значительно упрощена. Так , разворот по курсу с шаровыми установками имеют только две амбразуры, предназначенные для стрельбы из пулеметов ПК/ПКМ. Автоматные же амбразуры выполнены по типу БТР-70 и не имеют шаровых установок.
По сравнению с БТР-80 , "Росток" имел усиленную броневую защиту корпуса и башни. На машине была полностью переработана конструкция носового узла бронекорпуса; ликвидированы смотровые окна в верхнем броневом листе и ломаная форма носа , состоявшая из трех броневых листов , характерная для бронетранспортеров предыдущего поколения. По результатам замеров, проведенных автором , толщина нижнего лобового броневого листа составляет ~18мм при угле наклона ~45 градусов от вертикали; верхнего- соответственно 13мм/70градусов. С учетом применения в конструкции корпуса и башни броневых сталей повышенной твердости это позволяло выдерживать обстрел бронебойно-зажигательными пулями Б-32 калибра 12,7*108мм в упор и 23мм БЗ-снарядами с дистанции более 500 метров. Верхний пояс борта имеет толщину ~13мм/40 град; нижний- 10...13мм. Кормовая часть собрана из броневых листов толщиной 8мм.
Машина оснащена устройствами защиты боевого расчета от оружия массового поражения, автоматической системой противопожарного оборудования. По бортам башни крепятся по три гранатомета системы 902Б "Туча" , предназначенные для отстрела дымовых гранат. Не смотря на усиленную броневую защиту, машина заметно прибавила в габаритах , в том числе по высоте, что отрицательно влияло на вероятность ее обнаружения на поле боя. В результате, показатели защищенности все равно нельзя было считать оптимальными, даже применительно к защите от ручного стрелкового оружия с ближних дистанций.
В МТО устанавливался многотопливный четырехтактный шестицилиндровый оппозитный дизель 2В-06-2МС с турбонаддувом жидкостного охлаждения , являющийся форсированной до 500 л.с. версией двигателя, применявшегося на БМД-3. Перспективная гидромеханическая трансмиссия с реверсивной автоматической коробкой передач , выполнена по двухпоточной схеме с дифференциальным механизмом поворота и гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Применяются две раздаточные коробки, восемь бортовых передач и восемь колесных редукторов. Конструкция трансмиссии обеспечивала возможность разворота машины практически на месте за счет вращения колес со стороны каждого борта в противоположные стороны. При этом радиус разворота сокращался с 12 до 6 метров. Механизм реверса обеспечивает возможность движения машины с одинаковыми скоростями как вперед, так и назад. Рулевое управление с гидроусилителем имело привод на две передних оси. В ходовой части применяется рычажно-торсионная подвеска с продольным расположением торсионов . На первых и последних узлах установлено по два; на остальных- по одному телескопическому гидроамортизатору. Пулестойкие шины КИ-133 размерностью 14R20 с системой централизованной подкачки обладали повышенной живучестью при пулевых прострелах. Клиренс машины составлял 510мм ( у БТР-80 - 475мм). Максимальная скорость машины по шоссе составляла до 100 км/ч; на пересеченной местности- порядка 50 км/ч; на плаву- не менее 9 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 700...800 км. Топливные баки емкостью 660 литров размещались в кормовой части корпуса. Также в МТО установлены два водометных движителя реактивного типа.
На БТР отрабатывались элементы бортовой информационно-управляющей системы, обеспечивающей контроль и диагностику основных систем и агрегатов, а также автоматизированное управление работой силовой установки и трансмиссии. При этом информация выводилась на видеомонитор, установленный у механика-водителя.
До середины 2000-х годов было изготовлено двенадцать опытных образцов, существенно различающихся по конструкции. В частности, на более поздних машинах отрабатывалась установка перспективных боевых отделений "Бережок" и "Бахча У", автоматизированных систем управления огнем различного типа, более современных средств связи, системы кондиционирования обитаемых отделений. Значительные изменения претерпела конструкция бронекорпуса, увеличен его внутренний объем, переработана схема размещения мотострелков в десантном отделении. Для бортовой и кормовой проекций корпуса был разработан комплект дополнительной броневой защиты ( разнесенные стальные броневые листы). Кроме того , на одной из машин был испытан комплект навесной динамической защиты ( ОКР "Тифон"). Прорабатывалась установка комплекса оптико-электронного противодействия "Штора". С целью сохранения высоких показателей подвижности, отрабатывалась установка дизельных двигателей повышенной мощности. Характерным отличием машин поздних выпусков также являлось вынесенное размещение водометных движителей по бортам в кормовой части корпуса. В июне 2008 года обновленный БТР-90 "Росток" был принят на вооружение Российской Армии. На Арзамасском Машиностроительном Заводе началась подготовка к организации серийного производства. Однако, смена руководства Минобороны России, пересмотр концепции военной реформы, в том числе касаемо перевооружения Сухопутных войск привели к закрытию программы БТР-90. В результате, уже принятая на вооружение машина так и не пошла в серию и, соответственно не попала в войска, хотя как минимум один БТР-90 "засветился" в зоне СВО. Как по мне, такое решение можно считать вполне обоснованным.
Источники:
Александр Кощавцев / "Росток", не пробивший асфальт"/ "Ответвления "Ростка"/ Warspot.ru