Найти в Дзене
Диванный Адмирал

Как спят и спали моряки: между вахтой и бездной в колыбели истории

Ахой, мореманы! Не знаю, как у вас, а у вашего покорного слуги вечер, и хочется писать что-то соответствующее и заодно думать о прибое и скрипе дерева. Так что расскажу вам историю: о том, как спали моряки на своих кораблях в разные эпохи. Я думаю, не стоит даже говорить, что спать им на протяжении львиной доли истории было не очень-то удобно: теснота, качка, скрип дерева, сырость, шум, то волн, то двигателя. Все это глубокому долгому сну обычно не способствует, да и распорядок дня частенько мотивировал спать урывками. Наверное, с точки зрения сна, это самое беспокойное время. Матросы спали на подвесных койках-гамаках, раскачивавшихся вместе с кораблем, что нивелировало эффекты качки, например, помогало не падать. Такие койки часто вешались прямо-таки вплотную, а то и в несколько ярусов, из-за чего было ужасно тесно и душно. К тому же, на сон давалось 4-6 часов меж вахтами, не более. (О распорядке дня на парусных судах мы с вами в другой раз еще поговорим подробнее.) Как вы пон

Ахой, мореманы! Не знаю, как у вас, а у вашего покорного слуги вечер, и хочется писать что-то соответствующее и заодно думать о прибое и скрипе дерева. Так что расскажу вам историю: о том, как спали моряки на своих кораблях в разные эпохи.

Я думаю, не стоит даже говорить, что спать им на протяжении львиной доли истории было не очень-то удобно: теснота, качка, скрип дерева, сырость, шум, то волн, то двигателя. Все это глубокому долгому сну обычно не способствует, да и распорядок дня частенько мотивировал спать урывками.

  • Эпоха парусных судов (XVI — XIX века)

Вот как-то так жилось в те века в кубриках. Да, иногда спать доводилось прямо рядом с пушками.
Вот как-то так жилось в те века в кубриках. Да, иногда спать доводилось прямо рядом с пушками.

Наверное, с точки зрения сна, это самое беспокойное время. Матросы спали на подвесных койках-гамаках, раскачивавшихся вместе с кораблем, что нивелировало эффекты качки, например, помогало не падать. Такие койки часто вешались прямо-таки вплотную, а то и в несколько ярусов, из-за чего было ужасно тесно и душно. К тому же, на сон давалось 4-6 часов меж вахтами, не более. (О распорядке дня на парусных судах мы с вами в другой раз еще поговорим подробнее.)

Как вы понимаете, такие реалии более чем располагали к созданию небольших ритуалов перед сном, хоть немного улучшавших качество оного. Во-первых, гамаки регулярно вытряхивали и просушивали — спать в сырости (ее и так в моряцкой жизни более чем хватало) и плесени не хотелось абсолютно никому. Во-вторых прочесывали волосы. Причина была проста и тривиальна: вши. В сырости, относительной антисанитарии и тесноте они были бичом любой команды. Прочесывание перед сном временно облегчало зуд и хоть сколько-то держало проблему под контролем, пусть устранить ее и не представлялось возможным. А еще матросов легко было застать за молитвой. Особенно в шторм. Согласитесь, резонно: посреди открытого моря не очень много источников надежды, высшие силы оказываются вдруг ближе и надежнее любого человека.

  • Эпоха пара и двигателей (XIX — XX века)
Выглядит получше, согласитесь. Справа, к слову, вероятнее всего офицерская каюта. Коек все еще несколько, но, глядите-ка, уже удобства!
Выглядит получше, согласитесь. Справа, к слову, вероятнее всего офицерская каюта. Коек все еще несколько, но, глядите-ка, уже удобства!

Как мы видим, стало чуть просторнее, но проблема была все же далека от решения. Да еще и на замену гамакам пришли жесткие койки! С другой стороны, хотя бы не сырые: отопление не позволяло влаге захватывать все, что можно. С другой стороны, дышать оказалось совершенно нечем: запах угля или другого какого топлива и машинного масла пропитывал каждый сантиметр корабля, в машинном отделении еще и было кошмарно шумно и жарко, оттого сон механиков оказывался особенно проблемным. Но это породило и занятную особенность: многие моряки после долгих месяцев в море не могли спать дома, на суше. Ведь отсутствие гула двигателя часто означало, что судно заглохло, и происходит что-то весьма и весьма плохое.

И, конечно же, в эту эпоху морская жизнь тоже изобиловала своими маленькими ритуалами и привычками. Матросы в свободное от вахты время писали письма домой или читали (и кто знает, что именно! Вдруг что-то из нашего списка? :) ). Многие курили (осуждаем, но тогда было такое время) или пили на сон грядущий свою порцию грога. Кстати, знаете причины возникновения и рецепт этого напитка? Если нет — не переживайте, я в ближайшее время поделюсь.

  • Современные суда

Как вы понимаете, изменилось меньше, чем хотелось бы :)
Как вы понимаете, изменилось меньше, чем хотелось бы :)

Нет, шучу, конечно: изменилось прилично. В целом теснота все еще является проблемой, но отдельные каюты, двухместные или даже личные, перестали быть чем-то исключительным и превратились в средне-частое явление. Кондиционеры и климат-контроль в среднем помогают справиться с жарой и сыростью, а график "6 часов вахты — 6 часов отдыха" теперь является нормой. 6 часов ближе к нормальным рамкам человеческих потребностей, чем 4, согласитесь.

Теперь моряки могут позволить себе посмотреть фильм или сериал перед сном, позаниматься физическими упражнениями, чтобы улучшить его качество, а то и позвонить семье: все же спутниковый интернет — потрясающее изобретение! Да, безусловно, так не везде. Но это со временем может стать абсолютной нормой. История покажет!

Вот такие вот дела. А вы никогда не пробовали засыпать под шум волн или аудиодорожку-звуковую модель нахождения на старинном корабле? А, может, доводилось и по-настоящему поспать на борту? Расскажите в комментариях о своем опыте, пусть будет сказкой на ночь для всех нас.

А пока — семь футов под килем! Курс на новый день!

-5