Найти в Дзене

*О бедном булине замолвите слово.

Не откровение, что мы пишем о достаточно простых вещах, изложенных во многих парусных учебниках от многих авторов. Многие бывалые яхтсмены бывают крайне возмущены и раздражены этим начальным уровнем очевидного учебно-познавательного материала. Ничего нового. Действительно ничего "нового" для них, для опытных яхтсменов, за плечами которых в детстве спортивная школа, в юности и молодые годы бесконечные гонки на олимпийских классах яхт , в зрелые годы гонки и экспедиции на крейсерских яхтах, прохождение больших морских и даже океанских маршрутов. У многих есть опыт тренерской и наставнической работы. *Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications Тем не менее, в который рассказ мы продолжаем рассказывать о собственном опыте познания мира парусов, которые превращаютс

Не откровение, что мы пишем о достаточно простых вещах, изложенных во многих парусных учебниках от многих авторов. Многие бывалые яхтсмены бывают крайне возмущены и раздражены этим начальным уровнем очевидного учебно-познавательного материала. Ничего нового. Действительно ничего "нового" для них, для опытных яхтсменов, за плечами которых в детстве спортивная школа, в юности и молодые годы бесконечные гонки на олимпийских классах яхт , в зрелые годы гонки и экспедиции на крейсерских яхтах, прохождение больших морских и даже океанских маршрутов. У многих есть опыт тренерской и наставнической работы.

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Тем не менее, в который рассказ мы продолжаем рассказывать о собственном опыте познания мира парусов, которые превращаются в крылья при взаимодействии их с ветром. Эти нюансы пропущены сквозь собственный опыт и понимание и за каждым сюжетом, часто своя история.

Прежде всего здесь факультативно-познавательная лента для наших курсантов и выпускников яхтенных капитанов и для преподавателей и инструкторов, для всех любителей парусного спорта и яхтинга, чтобы сохранялась тема совершенствования подачи морских парусных знаний.

Рис. 1 Яхта идёт острым курсом к ветру. Визуально паруса стоят великолепно, как "литые", будто они  жёсткие крылья из жёсткого материала. Подобно крыльям самолёта.
Рис. 1 Яхта идёт острым курсом к ветру. Визуально паруса стоят великолепно, как "литые", будто они жёсткие крылья из жёсткого материала. Подобно крыльям самолёта.

На рисунке красными линиями выделен трек расположения внутри подворота (подшивки) кромки парусов на задней их кромке (шкаторине) специальных тонких синтетических тросов - булиня грота и булиня стакселя. Булинь имеет две точки фиксации: на самом верху: у фалового угла паруса, и внизу: у шкотового угла паруса. Нижняя точка фиксации является регулируемой с помощью стопора фиксации выбранного (натянутого) или потравленного (ослабленного) тросика - булиня. Подробнее об устройстве булиня и сопряжении его с парусом можно посмотреть в статье нашего коллеги, постоянного читателя и самодеятельного яхто - строителя, который пошил паруса для своей собственно- ручно построенной яхты сам. Дзен ресурс "Я люблю лодки" https://dzen.ru/a/ZhJeWG1A6Bh5hosh

Рис. 2  К сожалению фото иллюстрация не может передать всего: тепла летнего вечера , шелест волн , трепетание ленточки -колдунчика на ванте , и ....трепет переднего паруса - стакселя от его нижнего ближнего к зрителю шкотового угла по задней кромке - его задней шкаторине опять же ближней к зрителю - от угла вверх. А что там за тоненькая веревочка болтается на которую указывают стрелка и знак вопроса?
Рис. 2 К сожалению фото иллюстрация не может передать всего: тепла летнего вечера , шелест волн , трепетание ленточки -колдунчика на ванте , и ....трепет переднего паруса - стакселя от его нижнего ближнего к зрителю шкотового угла по задней кромке - его задней шкаторине опять же ближней к зрителю - от угла вверх. А что там за тоненькая веревочка болтается на которую указывают стрелка и знак вопроса?

В этом фото и видео сюжете, из которого он скопирован, - прекрасная погода. Люблю, выражение американского писателя Ирвина Шоу: " Погода для богатых". Причем это он связывал именно с процессом хождения под парусами на яхте...Хороший "мирный" ветерок. Теплое море. Летний вечер в лучах заката. Есть ли причины огорчаться?

Сюжет взят из репортажа одного из российских яхтенных капитанов с маршрута на Средиземном море. Как принято сейчас говорить, всё практически в масштабе реального времени

Добыть видео из сюжета и разместить прямо сюда не получается, но видео сюжет присутствует в рубрике видео нашей учебной ленты. Смотрим: https://m.dzen.ru/video/watch/683ae711f5d1245ade49296c

А здесь. Теплый вечер, стаксель шкоты, колдунчик на ванте, стаксель и его шкотовый угол , задняя шкаторина стакселя... все пристойно...

Однако ключевые слова: Задняя шкаторина стакселя.

Предположительно про заднюю шкаторину грота мы уже всё уже знаем, она "отваливает", точнее при правильной настройке "открывается" и отпускает ненужный избыточный ветер с паруса, чтобы яхту излишне не кренило и яхта имела быстрый ход.

Причем все эти рассуждения о "подвижности" задней шкаторины грота имеют физический смысл, но в каждом отдельном моменте парус выглядит и работает , как жесткое крыло из жесткого материала, как крыло на самолёте.

Рис. 3. Известно, что  парус работает нормально, когда парус выглядит и работает , как жесткое крыло из жесткого материала
Рис. 3. Известно, что парус работает нормально, когда парус выглядит и работает , как жесткое крыло из жесткого материала

И так читатели имеют возможность посмотреть видео сюжет по теме , посмотрите для понимания о чём мы пытаемся вести речь, повторим ссылку https://m.dzen.ru/video/watch/683ae711f5d1245ade49296c

На это романтик скажет:

- Задняя шкаторина волнительно трепещет;

яхтсмен скажет:

- Задняя шкаторина стакселя полощет.

И оба будут правы.

Дотошный и внимательный яхтсмен скажет:

- Там стаксель и по передней шкаторине заполаскивает. Автопилот неправильно выставлен по курсу, не учитывает направление ветра. И вообще нужно попробовать стаксель шкот немного подобрать.

Капитан яхты скажет:

- Да вы обалдели совсем, - ветер непостоянная и "ветреная" и изменчивая субстанция и он отошёл сейчас от прежнего направления. Сейчас мы немного увалим - откорректируем курс и будет всё в порядке."

Все эти люди будут правы, каждый по своему.

Однако, что можно сделать все-таки, не тревожа "помощника" капитана, по имени автопилот? И при этом остаться на курсе к которому он ( автопилот) "привык".

Предмет нашего внимания сейчас: "обожаемая" нами задняя шкаторина стакселя, из-за её полоскания парус работает неэффективно, образуются срывы и турбулентности воздушного потока на парусе. Это торможение и прочие издержки. Ни о каком "жёстком и сильном" крыле - парусе в этом случае нет речи. Как бы нам эту не идеальную ситуацию превратить хотя бы в похожую на идеальную?

Рис. 5 Булинь есть свой у грота и свой у стакселя. Когда я был маленьким полагал, что с помощью булиня делают пузатым только грот в слабейший ветер, а у стакселя такого нет, там просто блок стаксель шкотов перемещают вперёд по погону на палубе , нижнюю шкаторину стакселя при этом можно скруглить, и стаксель тем самым сделать пузатым для слабого ветра.  Про то, что можно прибаить немного "жёсткости" задней шкаторине парусов , о этом я даже и не догадывался.
Рис. 5 Булинь есть свой у грота и свой у стакселя. Когда я был маленьким полагал, что с помощью булиня делают пузатым только грот в слабейший ветер, а у стакселя такого нет, там просто блок стаксель шкотов перемещают вперёд по погону на палубе , нижнюю шкаторину стакселя при этом можно скруглить, и стаксель тем самым сделать пузатым для слабого ветра. Про то, что можно прибаить немного "жёсткости" задней шкаторине парусов , о этом я даже и не догадывался.
 Но прошло время.
Но прошло время.

Начинающий яхтенный капитан скажет: - Что думать-то, чтобы парусина не "полоскала" нужно просто стаксель шкот подобрать !

Изощрённый яхтсмен Гонщик скажет: - Нужно блок стаксель шкота вперёд двинуть, тогда усилие со стаксель - шкота будет больше тянуть шкотовый угол стакселя вниз и обтянет (натянет) заднюю шкаторину стакселя и она (задняя шкаторина стакселя) перестанет полоскать. И лучше заменить этот старый стаксель, с растянутой задней шкаториной на новый".

Рис. 2  На фото актуальная иллюстрация. Понятно, как блок стаксель шкота можно двинуть вперёд  по своему рельсу - погону
Рис. 2 На фото актуальная иллюстрация. Понятно, как блок стаксель шкота можно двинуть вперёд по своему рельсу - погону

Капитан яхты может сказать:

- Да у меня просто парус старый, ему 15 лет, он "уставший" от своей тяжёлой морской жизни, задняя шкаторина у него вытянулась и нормально не стоит, поэтому и полощет". Нужно покупать новый или парусному мастеру отдать, возможно он его поправит.»

И опять все персонажи нашего рассказа будут правы. Отчасти.

Выбираем немного эту "несерьезную" снасть - булинь, что на фото далее и фиксируем. Этот синтетический трос зашит внутри подворота (подшивки) -канала задней шкаторины, и закреплён на самом верху. Немного выбрав - натянув булинь мы сделаем заднюю шкаторину относительно "жесткой". Парус так станет в этой части условно "жёстким крылом". Хотя немного, и совсем незаметно, прирастет и "пузо" паруса. Тут важно не переусердствовать с "пузом". "Пузо" не помеха для слабого и такого лёгкого ветра, как в сюжете.

Рис. 7 "Несерьёзная" снасть булинь.
Рис. 7 "Несерьёзная" снасть булинь.

А вот для ветра средней силы и сильного ветра нужно смотреть. Во всяком случае в истории со старым парусом булинь часто выручает. А вот для ветра средней силы и более тактика другая. Посмотрим видеосюжет с полосканием нижней и задней шкаторины стакселя при среднем ветре. Подбиранием булиней тут не справишься: ttps://m.dzen.ru/video/watch/683c325695eee80f6cb29368

Скрин из видеосюжета по ссылке, что выше:

Рис. 8 В сильный ветер булинь вряд ли поможет. Здесь нужно двинуть блок стаксель шкота вперёд, подобрать стаксель шкот  и ситуация с полосканием  шкаторин стакселя исправится
Рис. 8 В сильный ветер булинь вряд ли поможет. Здесь нужно двинуть блок стаксель шкота вперёд, подобрать стаксель шкот и ситуация с полосканием шкаторин стакселя исправится

Проверим, что получилось на самом деле на видео с нашей учебно познавательной ленты Дзен https://m.dzen.ru/video/watch/647ca6c902408402c23b4693

Отметим, что для слабейших ветров, для увеличения пуза паруса, булинь весьма актуален. Вот и все, что хотелось сказать в защиту этой маленькой снасти, о которой многие начинающие яхтсмены не слышали и возможно не услышат.

*К сожалению в статью Дзен не вставишь чередование фото и коротких видеосюжетов и происходят небольшие разрывы в повествовании для просмотров видеосюжетов, которые передают динамику ситуации.

Но такое непрерывное чередование можно посмотреть на нашей ленте телеграмм https://t.me/morakademy

Всем счастливых морских миль!

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть здесь на ленте по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru

@AБС https://morakademy.ru/