Не откровение, что мы пишем о достаточно простых вещах, изложенных во многих парусных учебниках от многих авторов. Многие бывалые яхтсмены бывают крайне возмущены и раздражены этим начальным уровнем очевидного учебно-познавательного материала. Ничего нового. Действительно ничего "нового" для них, для опытных яхтсменов, за плечами которых в детстве спортивная школа, в юности и молодые годы бесконечные гонки на олимпийских классах яхт , в зрелые годы гонки и экспедиции на крейсерских яхтах, прохождение больших морских и даже океанских маршрутов. У многих есть опыт тренерской и наставнической работы.
*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Тем не менее, в который рассказ мы продолжаем рассказывать о собственном опыте познания мира парусов, которые превращаются в крылья при взаимодействии их с ветром. Эти нюансы пропущены сквозь собственный опыт и понимание и за каждым сюжетом, часто своя история.
Прежде всего здесь факультативно-познавательная лента для наших курсантов и выпускников яхтенных капитанов и для преподавателей и инструкторов, для всех любителей парусного спорта и яхтинга, чтобы сохранялась тема совершенствования подачи морских парусных знаний.
На рисунке красными линиями выделен трек расположения внутри подворота (подшивки) кромки парусов на задней их кромке (шкаторине) специальных тонких синтетических тросов - булиня грота и булиня стакселя. Булинь имеет две точки фиксации: на самом верху: у фалового угла паруса, и внизу: у шкотового угла паруса. Нижняя точка фиксации является регулируемой с помощью стопора фиксации выбранного (натянутого) или потравленного (ослабленного) тросика - булиня. Подробнее об устройстве булиня и сопряжении его с парусом можно посмотреть в статье нашего коллеги, постоянного читателя и самодеятельного яхто - строителя, который пошил паруса для своей собственно- ручно построенной яхты сам. Дзен ресурс "Я люблю лодки" https://dzen.ru/a/ZhJeWG1A6Bh5hosh
В этом фото и видео сюжете, из которого он скопирован, - прекрасная погода. Люблю, выражение американского писателя Ирвина Шоу: " Погода для богатых". Причем это он связывал именно с процессом хождения под парусами на яхте...Хороший "мирный" ветерок. Теплое море. Летний вечер в лучах заката. Есть ли причины огорчаться?
Сюжет взят из репортажа одного из российских яхтенных капитанов с маршрута на Средиземном море. Как принято сейчас говорить, всё практически в масштабе реального времени
Добыть видео из сюжета и разместить прямо сюда не получается, но видео сюжет присутствует в рубрике видео нашей учебной ленты. Смотрим: https://m.dzen.ru/video/watch/683ae711f5d1245ade49296c
А здесь. Теплый вечер, стаксель шкоты, колдунчик на ванте, стаксель и его шкотовый угол , задняя шкаторина стакселя... все пристойно...
Однако ключевые слова: Задняя шкаторина стакселя.
Предположительно про заднюю шкаторину грота мы уже всё уже знаем, она "отваливает", точнее при правильной настройке "открывается" и отпускает ненужный избыточный ветер с паруса, чтобы яхту излишне не кренило и яхта имела быстрый ход.
Причем все эти рассуждения о "подвижности" задней шкаторины грота имеют физический смысл, но в каждом отдельном моменте парус выглядит и работает , как жесткое крыло из жесткого материала, как крыло на самолёте.
И так читатели имеют возможность посмотреть видео сюжет по теме , посмотрите для понимания о чём мы пытаемся вести речь, повторим ссылку https://m.dzen.ru/video/watch/683ae711f5d1245ade49296c
На это романтик скажет:
- Задняя шкаторина волнительно трепещет;
яхтсмен скажет:
- Задняя шкаторина стакселя полощет.
И оба будут правы.
Дотошный и внимательный яхтсмен скажет:
- Там стаксель и по передней шкаторине заполаскивает. Автопилот неправильно выставлен по курсу, не учитывает направление ветра. И вообще нужно попробовать стаксель шкот немного подобрать.
Капитан яхты скажет:
- Да вы обалдели совсем, - ветер непостоянная и "ветреная" и изменчивая субстанция и он отошёл сейчас от прежнего направления. Сейчас мы немного увалим - откорректируем курс и будет всё в порядке."
Все эти люди будут правы, каждый по своему.
Однако, что можно сделать все-таки, не тревожа "помощника" капитана, по имени автопилот? И при этом остаться на курсе к которому он ( автопилот) "привык".
Предмет нашего внимания сейчас: "обожаемая" нами задняя шкаторина стакселя, из-за её полоскания парус работает неэффективно, образуются срывы и турбулентности воздушного потока на парусе. Это торможение и прочие издержки. Ни о каком "жёстком и сильном" крыле - парусе в этом случае нет речи. Как бы нам эту не идеальную ситуацию превратить хотя бы в похожую на идеальную?
Начинающий яхтенный капитан скажет: - Что думать-то, чтобы парусина не "полоскала" нужно просто стаксель шкот подобрать !
Изощрённый яхтсмен Гонщик скажет: - Нужно блок стаксель шкота вперёд двинуть, тогда усилие со стаксель - шкота будет больше тянуть шкотовый угол стакселя вниз и обтянет (натянет) заднюю шкаторину стакселя и она (задняя шкаторина стакселя) перестанет полоскать. И лучше заменить этот старый стаксель, с растянутой задней шкаториной на новый".
Капитан яхты может сказать:
- Да у меня просто парус старый, ему 15 лет, он "уставший" от своей тяжёлой морской жизни, задняя шкаторина у него вытянулась и нормально не стоит, поэтому и полощет". Нужно покупать новый или парусному мастеру отдать, возможно он его поправит.»
И опять все персонажи нашего рассказа будут правы. Отчасти.
Выбираем немного эту "несерьезную" снасть - булинь, что на фото далее и фиксируем. Этот синтетический трос зашит внутри подворота (подшивки) -канала задней шкаторины, и закреплён на самом верху. Немного выбрав - натянув булинь мы сделаем заднюю шкаторину относительно "жесткой". Парус так станет в этой части условно "жёстким крылом". Хотя немного, и совсем незаметно, прирастет и "пузо" паруса. Тут важно не переусердствовать с "пузом". "Пузо" не помеха для слабого и такого лёгкого ветра, как в сюжете.
А вот для ветра средней силы и сильного ветра нужно смотреть. Во всяком случае в истории со старым парусом булинь часто выручает. А вот для ветра средней силы и более тактика другая. Посмотрим видеосюжет с полосканием нижней и задней шкаторины стакселя при среднем ветре. Подбиранием булиней тут не справишься: ttps://m.dzen.ru/video/watch/683c325695eee80f6cb29368
Скрин из видеосюжета по ссылке, что выше:
Проверим, что получилось на самом деле на видео с нашей учебно познавательной ленты Дзен https://m.dzen.ru/video/watch/647ca6c902408402c23b4693
Отметим, что для слабейших ветров, для увеличения пуза паруса, булинь весьма актуален. Вот и все, что хотелось сказать в защиту этой маленькой снасти, о которой многие начинающие яхтсмены не слышали и возможно не услышат.
*К сожалению в статью Дзен не вставишь чередование фото и коротких видеосюжетов и происходят небольшие разрывы в повествовании для просмотров видеосюжетов, которые передают динамику ситуации.
Но такое непрерывное чередование можно посмотреть на нашей ленте телеграмм https://t.me/morakademy
Всем счастливых морских миль!
*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть здесь на ленте по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/
*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru