Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Собрание военных машин ко Дню Победы

Выставка "Государственная охрана и специальная связь в годы Великой Отечественной войны", которая проходила в Музее Гаража Особого Назначения

Минувший май стал особенным. Как обычно, 9 мая в нашей стране отметили День Победы, уже давно ставший главным праздником. Впрочем, минувшая дата стала непростой. В этом году Победе в Великой Отечественной войне исполнилось 80 лет. Юбилеи случаются далеко не каждый год, так что военно-патриотическая активность ощущалась на более высоком уровне. Касалось это самых разных мероприятий, включая и выставочные. Даже те музеи, которые обычно подобным не занимаются, в мае представили немало интересного и тематического.

БА-6 из Музея отечественной военной истории, до того он был на выставках всего один раз. В Минобороны.
БА-6 из Музея отечественной военной истории, до того он был на выставках всего один раз. В Минобороны.

Тему Дня Победы весьма активно освещали технические музеи, благо им есть, что предложить посетителям. Одним из мест, где тема Дня Победы всегда освещается весьма активно, является Музей Гаража Особого Назначения ФСО России. Расположенный на ВДНХ, павильоны 53 и 54, этот музей часто проводит тематические выставки. Одной из них стала "Государственная охрана и специальная связь в годы Великой Отечественной войны", которая проводилась 22 апреля по 18 мая 2025 года. Она стала самой крупной для музея выставкой по военной тематике.

Открытая площадка перед павильоном №53.
Открытая площадка перед павильоном №53.

Несмотря на то, что Музей ГОН не является военно-техническим, для него военная тема совсем не чужая. Здесь довольно часто проводят мероприятия по схожей тематике, чередуя с "мирными" выставками. Кроме того, последние несколько лет в майские праздники идут совместные выставки с "Моторами Войны", откуда прибывает немало интересной техники. Обычно она стоит на улице, возле павильона №53. Такой формат, можно сказать, дополнительно завлекает людей в музей.

ЗСУ на базе грузовика ЗИС-6, также впервые выставлялся вне музея а Падиково.
ЗСУ на базе грузовика ЗИС-6, также впервые выставлялся вне музея а Падиково.

Уличная экспозиция была и в этот раз, правда, она отличалась от привычного формата. Во-первых, в этот раз машин оказалось несколько меньше, хотя их всё равно оказалось немало. Во-вторых, в этом году никакой немецкой техники, либо советская, либо то, что поставлялось по программе ленд-лиза. Впрочем, экспозиция всё равно оказалась очень представительной. Здесь было немало очень редких машин, включая те, что сохранились в единичных экземплярах. К слову, уличная часть выставки появилась позже основной, и уехала из музея раньше.

Еще один экспонат из Музея отечественной военной истории - малый танк Т-60.
Еще один экспонат из Музея отечественной военной истории - малый танк Т-60.

Главная часть выставки находилась внутри, и была не менее представительной. Можно сказать, что озвученная тематика выставки была отчасти поводом, поскольку все отлично понимают - просто на военную связь вряд ли пойдут. Поэтому тема связи, безусловно, оказалась представлена, и весьма широко. Тем не менее, главными экспонатами выставки стали образцы военной техники, причем на сей раз география их поступления оказалась несколько шире, чем на уличной экспозиции.

Машины связи и охраны.
Машины связи и охраны.

Впервые за долгое время свои экспонаты предоставил Музей отечественной военной истории. У музея вполне самодостаточная экспозиция, да и в особой рекламе он не нуждается. Так что появление техники оттуда - можно сказать, большой успех Музея ГОН. Выбор этих самых экспонатов, конечно, в иных случаях вызывает вопросы, но тут уже вопрос к организаторам выставки. Хотя тот же малый танк Т-60, в принципе, вполне себе в тему. Поскольку они нередко использовались в качестве связной машины.

Сопровождение конференций 1943 и 1945 годов.
Сопровождение конференций 1943 и 1945 годов.

Также под выставку удалось привезти из Падиково уникальную боевую машину - зенитную самоходную установку на базе грузовика ЗИС-6. Такие ЗСУ выпускались летом-осенью 1941 года на заводе №4 в Коломне. Сколько их произвели, информации пока нет, речь идет как минимум о нескольких десятках единиц. До наших дней сохранился всего один экземпляр данной машины, который находится в хорошем техническом состоянии и не раз участвовал в праздничных мероприятиях 9 мая. Но на выставках он пока еще ни разу не появлялся.

В качестве предметного фонда присутствовала и военная форма.
В качестве предметного фонда присутствовала и военная форма.

Еще одним выставочным дебютантом из Музея отечественной военной истории стал средний пушечный бронеавтомобиль БА-6. Он стал первым советским броневиком, базой для которого послужило шасси трёхосного грузовика ГАЗ-ААА. До того средние бронемашины строились на зарубежном шасси Ford-Timken. В отличие от ЗСУ, которая является довольно спорным выбором для данной выставки, БА-6 вполне вписывается в общую тематику. По крайней мере, в качестве связной машины средние броневики вполне использовались.

Оружие, которое использовалось соответствующими структурами.
Оружие, которое использовалось соответствующими структурами.

Естественно, представлена и более привычная колесная техника, которая имеет вполне прямое отношение к указанной тематике выставки. Помимо связи, темой выставки стала охрана, включая ее обеспечение во время проведения конференций. Данной части экспозиции уделено немало внимания, касалось это и темы конференций в Ялте, а также Тегеранской конференции. Соответственно, были подобраны автомобили, включая технику из Музея ГОН, которая подходит к данной тематике.

По теме связи было немало интересных стендов.
По теме связи было немало интересных стендов.

Весьма удачно был подобран и предметный фонд. Помимо экспонатуры, которая имела отношение к указанной тематике, на выставке "Государственная охрана и специальная связь в годы Великой Отечественной войны" хватало вещей, которые были интересны широкой аудитории. Были и крайне любопытные экспонаты, например, подлинники схем маскировки Кремля, которая проводилась в 1941 году, дабы сбить с толку экипажи немецких бомбардировщиков.

Схема маскировки Кремля в 1941 году.
Схема маскировки Кремля в 1941 году.

Обычно подобные выставки делаются для галочки, но тут Музей Гаража Особого Назначения вполне можно похвалить. Вместо дежурной выставки на улице получилась вполне интересная выставка, куда привезли немало интересного. Хотелось бы, чтобы такой подход развивался и далее, тем более что получился вполне удачный подход к тематике.

Выставка "Государственная охрана и специальная связь в годы Великой Отечественной войны", Музей ГОН
Выставка военной техники возле Музея ГОН, 4 мая 2025

Другие материалы по автомобильным музейным выставкам:

Наиболее интересные и необычные военные мотоциклы из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова

Экспозиция немецких прицепов и повозок военного периода на выставке "Моторы Войны" в парке "Патриот"

В память о выставке "Моторы Войны", которая находилась в парке "Патриот" с июня 2017 по октябрь 2021 года

Выставка "Моторы Войны", открывшаяся на территории бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината №4

Выставка "С "Лейкой" и блокнотом", проходящая сейчас в Музее ГОН на ВДНХ

Выставка "Дизайн под грифом "Секретно", 1922-2022", которая проходит в Музее Гаража Особого Назначения

Выставка "1913. Первые Моторы России.", которая проходила в Музее Гаража Особого Назначения

Репортаж с выставки путешествий и техники для активного отдыха "Поехали-2023"

"Выставка одного экспоната" в Музее ГОН

Выставка "Маршруты особой важности. К 85-летию Спецсвязи." в Музее ГОН

Выставка ко Дню Победы, Музей ГОН, май 2024 года

Выставка "Мотолегенды" в Музее Гаража Особого Назначения