О ком и о чем в первую очередь заходит речь, когда пишут об европейских колониальных захватах? С одной стороны - европейские короли и правительства, их удачливые и провалившиеся капитаны и генералы, захваченные территории, награбленные сокровища, с другой - лидеры национального сопротивления.
Но что если копнуть гораздо глубже? Поговорим о тех, на чьих штыках и саблях в буквальном смысле держались европейские завоевания в Азии и Африке. Правительства, торговые корпорации, порой и мелкие буржуа с авантюристами обогащались, но какова была цена службы простого европейского солдата? Они-то что получили? Ведь всё-таки главная движущая сила любой войны, любого конфликта - это самые обычные люди. О доходах и наследии простых наемных солдат XIX века можно судить на основе данных о военнослужащих Голландской колониальной империи.
Итак, в 1795 году, могучий и старый паук, Голландская Ост-Индская Компания, благополучно был сожран другим пауком, уже молодым, Первой Французской республикой - причем вместе с материнским же государством, Республикой Соединенных Провинций, превращенной в придаток Франции. Была провозглашена Батавская республика. Потом Наполеон некоторое время поигрался в королевство Голландию, поставив монархом своего брата Луи, потом и вовсе присоединил Нидерланды к своей империи. В странный довесок к настоящим талантам правителя и государственного деятеля, что Наполеон плохо умел делать «мастерски», так это - раскулачив своих одряхлевших соседей на колонии, тут же эти колонии феерично потерять. Свою колониальную империю на время французского нашествия спас только хитрый португалец, принц-регент Жуан, ускользнув от загребущих лап в Бразилию.
Голландцам, по общим итогам Наполеоновских войн, всё-таки повезло больше, чем испанцам. Сначала обанкротившиеся нидерландские колонии, год за годом, методично и по-хозяйски присвоила Британия. В 1814 году, после учреждения нового независимого Королевства Нидерландов (во главе с Виллемом Оранским-Нассау) Англия заключила с ним Лондонскую конвенцию, согласно которой любезно возвращала некоторые колонии. Англичанам не с руки было слишком сильно обижать голландцев, Британии была нужна опора на континенте против той же Франции, но и возвращать всё было бы слишком глупо, так что остались Нидерланды без Южной Африки и Цейлона, зато получили назад все свои земли на островах будущей Индонезии.
На протяжении почти всего оставшегося времени XIX века и первую треть XX века, Голландия находилась в несколько странном положении. По выражению нидерландского историка Х.Л. Весселинга, его страна была одновременно великаном и карликом. «Великаном» - потому как с колониями в Юго-Восточной Азии (плюс кое-что в Карибском бассейне), Голландия была не просто крупным игроком в колониальном имперском мире, а вторым после Британии. И «карликом» - так как в самой Европе голландцы придерживались строго нейтралитета. Тем более что вскоре после возрождения и обретения независимости, королевство ужалось – южане-католики откололись, и было провозглашено новое королевство Бельгия.
Таким образом, в Азии было просто необходимо содержать значительные военные силы. По существу, отдельными и самостоятельными эти войска королевства были с 1814 года, то есть с момента образования собственно обновленной Голландской Ост-Индии. Но официальные даты рождения Королевской голландской ост-индской армии (как принято ее называть в нашей историографии) – 4 декабря 1830 года или, строго говоря, 10 марта 1832 года – подтверждение указа королем Виллемом. В оригинале название выглядит несколько иначе, там нет термина «Ост» - Королевская нидерландско-индийская армия (Koninklijk Nederlandsch-Indisch Leger в сокращении KNIL).
Но я хотел бы написать не об истории и структуре этой армии, а лишь об одной ее составляющей части. А именно о неголландских европейских солдатах. Кто они, из каких стран и что они получили за свою службу на благо колониального паука?
Так как Нидерланды были довольно небольшой страной, они не могли обеспечить европейский состав полностью из своих подданных. До 1909 года через KNIL прошло 150 тысяч европейцев, 40 % которых (70 тысяч) были не голландцами. Большинство же рядовых составляли всё-таки уроженцы самой Азии и отчасти Африки.
Спрос на наемных солдат никогда не иссякал, особенно в период самых острых конфликтов захватчиков с национальными движениями будущей Индонезии. Чтобы обеспечить сам найм, размещение и экипировку этих людей, правительство создало внушительную бюрократическую систему, которая кроме всего прочего занималась еще и работой с тем, кто завершил свою службу, так или иначе – живым или в могиле.
Да, кстати, выживших солдат-наемников было около 50 %, то есть, до окончания своего срока найма доживал только один из двух. Но так как времена Средних веков давно прошли, то за тех, кто погиб, тоже нужно было платить, а именно их родственникам. Да и наследство умерших солдат необходимо было передать по назначению, даже если оно составляло всего полгульдена.
Что же касается выживших, то некоторая часть из них имела право на пенсию. Надо заметить, что правительства, а также отдельные должностные и частные лица стран происхождения наемников поддерживали притязания своих подданных и соотечественников, в адрес Нидерландов, как в плане получения пенсий, так и наследств. Речь шла пока не о защите граждан как таковых, основным мотивом такой поддержки было снижение собственных социальных расходов, позже разберу это на конкретных примерах.
Но из каких стран Голландия черпала «других» европейцев? Как можно легко догадаться – в основном из тех государств, что своих колоний не имели, и, следовательно, у них были лишние бедные люди, которые не могли и заработать на жизнь на родине, и не могли переместиться вне Европы, в пределах влияния своих правительств. В материалах статьи, на которую я опираюсь, отмечены следующие нации, с указанием примерного количества их представителей в KNIL в период с 1844 по 1909 годы: – швейцарцы (5 700), бельгийцы (14 000), французы (3 700) и немецкоязычные, но не швейцарцы (12 400).
Столь большое по сравнению с прочими количество бельгийцев может даже удивить. Ведь у Бельгии сформировалась собственная колониальная империя, почему же ее подданные предпочитали довольно тяжелую службу, пусть и соседней, и понятной, но всё-таки уже чужой короне? Под немцами же надо понимать выходцев из германских княжеств, очевидно, исключая подданных Пруссии и Австрийской монархии – у тех была возможность найти себя на родине.
Любопытно, что почему-то не идут отдельной строкой, такие заядлые искатели приключений, как итальянцы. Вероятно, их было так мало, что составить какую-либо статистику затруднительно. Италия даже не озаботилась открытием консульства на Яве в XIX веке. Зато вот конкретно по швейцарцам есть интересные и в чем-то даже очень подробные данные.
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017
Всем огромное спасибо за донаты