«Мне не Боррель занес боррелиоз:
Зловредный клещ на сплаве укусил.
Придется полечиться, не вопрос.
У организма много еще сил.
Тот клещ пролез, как тать, исподтишка,
Заметил слишком поздно я его.
Жизнь в мае на Урале не легка,
Людей кусают через одного»
© А. Степочкин
Укусы клещей опасны развитием не только энцефалита, но еще одной серьезной инфекции – боррелиоза, а также анаплазмоза, эрлихиоза. В организме одного клеща могут сосуществовать несколько различных возбудителей, в связи с чем возможно одновременное заражение человека всеми этими возбудителями (микст-инфекция).
Рассмотрим проблему клещевого боррелиоза, на которую сегодня существуют разные полярные точки зрения.
Клещевой боррелиоз, или болезнь Лайма, – это бактериальная инфекция сезонного характера, острого или хронического течения, вызывающая поражение кожи, суставов, сердца и нервной системы, передающаяся человеку от животных иксодовыми клещами. Без лечения приводит к стойкому нарушению жизнедеятельности и инвалидизации человека.
История с географией
Боррелии известны человечеству очень давно: их ДНК была обнаружена при генетическом анализе мумий возрастом более 5000 лет.
Непонятные симптомы после укуса клещей еще в 18 веке описал шотландский историк Джон Уокер. Официальное название болезнь получила в 1976 году в честь американского города Лайма, где была зафиксирована эпидемия ревматоидного артрита у местных жителей. Врачам из Йельского университета удалось связать разнообразные симптомы заболевания с инфицированными клещами.
В России в самых клещевых регионах страны (Прикамье, Сибирь) о боррелиозе долго ничего не знали в отличие от клещевого энцефалита, о котором в этих эндемичных по нему районах знали давно. Граждане определенных профессий получали вакцину и спокойно продолжали ходить в тайгу, не опасаясь клещей. Пока не обнаружилось, что кроме клещевого энцефалита существует боррелиоз, причем в масштабах, совершенно не сравнимых с клещевым энцефалитом.
Первый случай боррелиоза был зарегистрирован в России только в 1985 году, в национальный реестр инфекционных заболеваний боррелиоз попал лишь в 1991 году.
Сегодня клещевой боррелиоз регистрируется в 73 субъектах РФ с наибольшей распространенностью в Северо-Западном и Центральном регионах, на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке. По официальным данным, ежегодно 8 тысячам россиян устанавливают этот диагноз. Врачи считают, что в реальности эта цифра значительно выше. Кроме того, есть вероятность, что благодаря изменениям климата боррелиоз будет с каждым годом продвигаться все дальше на север.
В южных жарких регионах боррелиоз практически не встречается: клещи влаголюбивы и быстро гибнут от обезвоживания в условиях повышенной температуры и пониженной влажности. В южных регионах им приходится постоянно прятаться под листьями, что значительно снижает их шансы на встречу с человеком.
Сезон охоты открыт
Боррелиоз имеет сезонный характер: период наибольшей вероятности заражения совпадает с активностью клещей. Взрослые особи таежных клещей активизируются ранней весной и остаются активными до середины лета, эпидсезон продолжается до октября.
Главный фактор риска заражения боррелиозом – пребывание в лесу в период наибольшей активности клещей. Сегодня клещей, переносящих инфекцию, можно встретить не только в глухой тайге, но и в пригороде, на территории дачных участков и даже в городских парках.
Возмутитель спокойствия
Возбудитель боррелиоза – бактерия, родственная бледной трепонеме - возбудителю сифилиса. По внешнему виду боррелия напоминает длинную и тонкую закрученную спираль.
Боррелии – внутриклеточные паразиты и не могут существовать вне организма хозяев, которыми являются грызуны, крупный рогатый скот, овцы, олени, собаки, птицы. Клещи получает боррелий, когда сосут кровь зараженного животного. Боррелия, которая живет в кишечнике иксодового клеща, при укусе передается человеку.
Инфицирование людей может происходить в результате присасывания не только самок, но и самцов, которые присасываются на непродолжительное время, и, в редких случаях, нимф, что может вообще оставаться незамеченным.
Пути заражения
Как правило, люди заражаются, когда их кусает инфицированный боррелиями иксодовый клещ.
Возможны и другие способы инфицирования боррелиозом:
- через употребление не обработанного термически козьего или коровьего молока;
- через фекалии клеща при его раздавливании, если они попадают в микротрещины кожи либо на конъюнктиву глаз. Кроме того, возбудитель может попасть в открытую рану при неправильном удалении клеща.
- внутриутробное инфицирование плода от зараженной боррелиозной инфекцией матери.
Заражение происходит далеко не при каждом укусе, даже если клещ инфицирован. В отличие от энцефалита, чтобы заболеть боррелиозом, нужно достаточно долго не снимать с себя клеща. Если удалить клеща сразу, человек не заболеет.
«Клещи только крови ради стремятся влезть кому-нибудь под кожу»
Если заражение все-таки произошло, в 90% случаев через 7-14 дней (иногда через месяц) на коже в месте укуса клеща появляется характерный ранний симптом инфекции – первичная кольцевая мигрирующая эритема.
Эритема имеет форму мишени или «бычьего глаза» с ярким четко очерченным центром, от которого в виде кольца постепенно распространяется красная или бордовая сыпь. Между центром и кольцом кожа светлая. Как правило, сыпь не причиняет дискомфорт, но некоторые пациенты отмечают зуд или жар.
Иногда через несколько недель в дополнение к первичной эритеме появляются кольцевидные покраснения на других участках тела, но уже не столь выраженные. Эритема – результат воспалительной реакции на проникших в организм бактерий, их локального размножения в коже.
Более 70% пациентов на первой стадии ощущают гриппоподобные симптомы: повышение температуры до 38°C, озноб, головную боль, боль в мышцах и суставах, увеличение лимфоузлов, общее недомогание. В отличие от обычных ОРВИ, гриппоподобные симптомы при боррелиозе сохраняются более 2 недель, то появляясь, то исчезая, и не сопровождаются катаральными явлениями со стороны носоглотки.
Такое характерное покраснение развивается далеко не у всех заболевших, поэтому отсутствие эритемы не означает меньший риск развития болезни у человека, укушенного клещом. При этом 30-50% таких больных даже не замечают укуса клеща, который стал причиной болезни.
Без лечения боррелиоз может перейти во 2-ю (диссеминированную) стадию, когда боррелии постепенно распространяются по всему организму с током крови и лимфы и поражают внутренние органы и системы. Больше всего страдают опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, нервная система и кожа.
У людей могут отекать и болеть суставы, особенно коленные.
Примерно у 1% заболевших развиваются сердечно-сосудистые нарушения в виде аритмии, одышки, прогрессирующей слабости и других.
Но самая главная опасность боррелий в том, что они легко преодолевают гематоэнцефалический барьер – основную защиту головного мозга человека и вызывают тяжелые поражения нервной системы у 20% инфицированных. Такие поражения, как правило, проявляются пульсирующей головной болью, непереносимостью света или звуков, параличом лицевого нерва, онемением, кратковременным или стойким параличом конечностей, нарушением координации движений, бессонницей и т. п.
На этом этапе в полной мере активизируется иммунная защита. Считается, что при активном ответе нормально функционирующей иммунной системы бактерии гибнут даже без стандартной для этого заболевания терапии.
Если не лечить боррелиоз и на этой стадии, через 1-2 года после стадии локальной инфекции может развиться 3-я (хроническая) стадия, при которой обостряются все симптомы: на коже формируются участки атрофии, бляшки, пятна, язвы, воспаляются суставы, кости становятся хрупкими, поражаются внутренние органы, прогрессируют неврологические симптомы (неспособность концентрировать внимание, нарушения памяти и когнитивных функций).
Диагностика: все сложно
Конечно, лучше всего, когда пациент приносит в баночке живого, только что укусившего его клеща. Если в слюнных железах клеща и его теле будут обнаружены боррелии, назначают профилактический прием антибиотиков.
Диагностика с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) в случае с боррелиозом не даёт абсолютно достоверных результатов.
Стандартный иммуноферментный тест, который регистрирует не самих боррелий, а вырабатываемые против них организмом антитела, которые появляются лишь спустя 3-4 недели после заражения, далеко не всегда показателен. Антитела к боррелиям в норме есть у 5-20% здорового населения, а у переболевших и успешно вылечившихся они тоже сохраняются в крови годами. Поэтому такие тесты часто оказываются ложноотрицательными, в первую очередь у пациентов, чья иммунная система не дала сильного иммунного ответа.
Отрицательный результат лабораторных тестов не может считаться доказательством отсутствия боррелиоза.
Терапия борелиоза – это не терапия даже, а химиотерапия антибиотиками (А.В. Жилин)
Поскольку речь идет о бактериальной инфекции, без антибиотиков в случае боррелиоза не обойтись. И чем раньше будет начат их прием, тем эффективнее лечение. Современная медицина предусматривает профилактическое применение антибиотиков для людей с высокой вероятностью заражения (укушенных клещом, с мигрирующей эритемой и т. п.) и длительный двух-трехнедельный курс антибиотикотерапии при развитии заболевания. При этом курс будет тем длиннее, чем дальше зашла болезнь.
Антибиотики излечивают человека от боррелиоза в 99% случаев, если лечение начато на ранних стадиях. Наилучшие результаты дают цефтриаксон и доксициклин. При отсутствии терапии заболевание переходит в хроническую форму.
Антибиотики назначают и на начальном, и на продвинутом этапе. Мы часто не можем поймать боррелиоз на начальной стадии, а ловим уже при имеющихся поражениях суставов, сердца, нервной системы. Но в большинстве случаев без остаточных симптомов боррелиоз лечится и на второй стадии. На третьей, продвинутой стадии боррелиоза, когда уже запущены иммунопатогенные механизмы, поражающие органы и ткани, полностью выздороветь уже не получится.
Недавно австрийские ученые создали гель с антибиотиком азитромицином, который позволяет предотвратить заражение боррелиями при укусе клеща. Исследования показали, что из 1000 укушенных человек, которые на протяжении 3-ех суток мазали место укуса гелем, не заразился ни один. Гель следует применять каждые 12 часов на протяжении трех дней сразу после укуса. При этом он не дает побочных эффектов, его можно использовать даже у детей. В ближайшее время он появится в аптеках.
Профилактика
Наиболее эффективный способ профилактики боррелиоза – избегание мест обитания клещей в пик их активности (с апреля по октябрь). Если от прогулок в лесу отказываться не хочется, следует одеваться так, чтобы клещ не смог присосаться к коже.
Выбирайте одежду, максимально закрывающую все тело, однотонную, светлых тонов – на ней клеща будет проще заметить. Необходимо надеть рубашку или куртку с застегивающимся воротником и плотно прилегающими манжетами, заправить рубашку в брюки, а брюки в сапоги или носки с плотной резинкой, головной убор должен полностью закрывать волосы.
Верхнюю одежду следует обработать репеллентами (отпугивающее действие), акарицидными средствами (убивающими насекомых) или акарицидно-репеллентными (имеющими комбинированное действие). После возвращения из леса следует провести полный осмотр тела, одежды и домашних животных на наличие клещей.
Разработать эффективную вакцину против клещевого боррелиоза для человека до сих пор не удалось.
Болезнь или синдром?
В большинстве случаев заболевшие успешно излечиваются антибиотиками, однако у 10-20% болезнь переходит в тяжелую хроническую форму. Почему это происходит, врачи не знают до сих пор.
По одной версии, с помощью стандартной антибиотикотерапии не удается уничтожить всех возбудителей болезни в организме пациентов со слабой иммунной системой. Колонии боррелий продолжают жить в органах и тканях в составе биопленок, заключенные в продуцируемый ими полимерный матрикс. В таком виде боррелии становятся практически недоступными для лекарств и клеток иммунной системы.
По другой версии, после курса антибиотикотерапии в организме не остается живых боррелий. Однако за время болезни бактерии вызывают нарушения в работе иммунной системы в виде аутоиммунных поражений, которые проявляются еще долгое время. Подобное болезненное состояние назвали пост-Лайм синдромом: боррелий в теле уже нет, а воспаление сохраняется.
Ряд специалистов считает, что боррелиоз переходит в хроническую стадию в случае, когда пациент поражается одновременно боррелиями и другими патогенами, переносимыми клещами (микст-инфекция).
Истина где-то посередине
В подавляющем большинстве случаев даже очень длительные курсы антибиотикотерапии не облегчают страданий больных с хронической формой заболевания. Зато сами по себе могут негативно влиять на здоровье пациента из-за уничтожения нормальной кишечной микрофлоры, аллергических реакций и других побочных эффектов.
Однако в редких случаях хронического боррелиоза дополнительная антибиотикотерапия все же оказывалась эффективной. Вероятно, у некоторых пациентов в организме после либо запоздалого, либо неполного курса лечения могут сохраняться живые боррелии, т. е. речь идет именно о хронической инфекции.
Кроме того, в случае хронического боррелиоза возбудители могут находиться в основном внутри нейронов, за гематоэнцефалическим барьером. У пациентов, у которых количество бактерий в крови невелико, низкочувствительные тест-системы непригодны для диагностики. И таких больных с хронической инфекцией, которая не была вовремя диагностирована и пролечена, у нас достаточно.
Так что в некоторых случаях речь может идти о хроническом инфекционном заболевании, а в некоторых – о развитии пост-Лайм синдрома после перенесенной болезни.
После перенесенной боррелиозной инфекции формируется нестойкий иммунитет, при котором повторное заражение возможно уже через 2 года.