Найти в Дзене

От волонтёра до наставника. Как сельская робототехника стала трамплином для будущих инженеров

Теодор Плявинский — яркий пример системного подхода к развитию детского технического творчества в условиях ограниченных ресурсов. Его проекты доказали, что даже в сельской глубинке можно вырастить чемпионов и создать среду для будущих инженеров.

В интервью пресс-службе
Союза ВОИР Теодор Андреевич рассказал, как обычная сельская школа стала стартовой площадкой для международного проекта по вовлечению детей в робототехнику и как на этом примере можно раскрыть изобретательский потенциал детей.

Часть 1.

"Родители и руководство любой школы хотят, чтобы их дети обучались современным и перспективным технологиям. Нам повезло, в 2018 году в нашей обычной поселковой школе Палкино (Псковская область) открылся кружок робототехники. Благодаря инициативе неравнодушных общественников мы получили грант и оснастили кружок наборами LEGO EV3 с ноутбуками для занятий учащихся с 5 по 9 классы.

Как вы думаете, какой вопрос был самым сложным для директора школы: где найти деньги на оборудование?

На самом деле, ключевой проблемой оказался поиск заинтересованного педагога. В сельских школах зачастую отсутствует даже учитель информатики, не говоря уже о специалисте по робототехнике. Решение нашлось неожиданно. Директор предложил мне, родителю, стать педагогом-волонтёром. Наш посёлок небольшой, все друг друга знают, и я согласился. Пригодились знания, полученные в 1990-е годы в Электротехническом университете, диплом которого долгое время оставался невостребованным. Сказать, что у меня были сомнения, — значит не сказать ничего! Пойти работать с детьми в школу было сложным решением. Однако руководство учебного заведения предоставило полную свободу действий и поддержку, а родители учеников помогли на старте.

-2

Волнение, конечно, присутствовало, особенно когда на открытие кружка приехали губернатор, председатель комитета по образованию Псковской области, глава района и директор школы. После первых занятий нервы успокоились, и я осознал, что мне необходим опытный наставник в сфере робототехники.

Очень вовремя оказалось, что в Санкт-Петербурге бесплатные курсы для педагогов проводил Сергей Филиппов, гуру школьной робототехники из ФМЛ №239. Как педагог-волонтёр я мог выделить лишь один рабочий день в неделю, так как основная профессия — инженер-строитель — требовала времени. Приходилось на ночной «Ласточке» ехать в Петербург (4 часа в одну сторону), а затем возвращаться обратно, приезжая в Псков за полночь. Но усилия окупились. После курсов я не только освоил новые методики, но и познакомился с увлечёнными коллегами, что придало уверенности в себе и в ребятах.

-3

Начали мы с простых моделей из LEGO, постепенно усложняя задачи. Большую роль сыграли соревнования под эгидой портала «Робофинист». Ученики обменивались опытом, знакомились со сверстниками из других регионов, генерировали идеи. Поначалу мы смотрели на опытных робототехников «снизу вверх», а о призовых местах только мечтали.

Постепенно ребята втянулись. Они совершенствовали конструкции, писали программы, предлагали собственные решения. Бывало, задерживались допоздна, готовясь к турнирам, например, с автономным роботом-сумоистом. География поездок расширялась: Псков, Петербург, Самара, Минск.
Особенно впечатлил Минск. Если в Петербурге в категории «РобоСумо» участвовало 28 команд, то в белорусской столице — 170! Это показало, какой масштаб может иметь образовательная робототехника даже в небольшой стране. Со временем юные палкинские робототехники, пройдя через горечь поражений, начали занимать призовые места. Появились свои чемпионы.

-4

Но время шло и часть ребят перешла в старшие классы, кто-то ушёл в колледжи. Те, кто остался, переросли LEGO и начали осваивать более сложное оборудование — платформу Arduino. Следующей ступенью стали соревнования АгроНТИ. Их отраслевая направленность (решение сельскохозяйственных задач) изменила восприятие. Родители и дети увидели в робототехнике не просто игру, а инструмент для практики. Дополнительным стимулом стали бонусы для победителей, такие как включение в список одарённых детей России, что даёт преимущества при поступлении в вузы.

Палкинские робототехники впервые участвовали в АгроНТИ в 2019 году. Дебют в Вологде оказался непростым, ребята растерялись. Но уже в 2021 году ученик 10 класса Сергей Васильев стал первым финалистом от Псковской области. Талант Сергея проявился и в других проектах: буквально накануне финала в Белгороде он защитил свой проект на конкурсе «Лучший изобретатель и рационализатор Псковской области — 2021» и получил звание лучшего молодого рационализатора.

-5

В Белгороде сразу войти в призовую тройку Сергею не удалось — возможно, сыграли роль усталость после защиты или очарование осеннего Белогорья. Но участие дало бесценный опыт, знакомства и перспективы. АгроНТИ обладает огромным потенциалом, так как развитие сельского хозяйства, спрос на IT-специалистов, интерес вузов к финалистам, внимание СМИ — всё это делает конкурс трамплином для талантливых детей из глубинки.
Надеюсь, что наш опыт будет полезен для других регионов и поможет развивать техническое творчество в России."

История на этом не заканчивается. Впереди было ещё немало сложностей и побед одновременно. Об этом мы расскажем в следующих публикациях.

Теодор Андреевич Плявинский, с воодушевлением согласился стать советником председателя
Союза ВОИР по детскому техническому творчеству.

-6

Крайний IX Псковский открытый региональный фестиваль инженерно-технического творчества Робомастер-Псков 2025 состоялся 26 апреля 2025 года.

Фестиваль-турнир 2025 года стал новой победой несмотря на несовершенство системы развития детского творчества и отсутствия поддержки со стороны чиновников.
На площадках г. Печоры (6 номинаций) и г. Великие Луки (2 номинации) соревновались 75 команд из Псковской, Новгородской, Ленинградской областей, а также городов Псков и Великие Луки. Высокий интерес к событию подтвердили 116 юных изобретателей и 20 педагогов. Победители и призёры получили робототехнические наборы от партнёров — благотворительного фонда «Финист» и торговой марки ROBO MASTER.

Теодор Плявинский выразил благодарность педагогам, чьё участие в организации и судействе обеспечило успех турнира: «Это наша общая победа. Ваша поддержка — основа для будущих достижений. Надеемся, что фестиваль станет ежегодным, получит поддержку на всех уровнях и откроет новые горизонты для технического творчества». Также организаторы особо отметили вклад Паломнического Центра Псково-Печерского Монастыря, предоставившего площадку, и коллектива Дворца творчества детей и молодёжи Печорского района.

Несмотря на ограниченные ресурсы, турнир удалось реализовать благодаря партнёрству с Союзом ВОИР и энтузиазму местных педагогов. Организаторы подчёркивают, что развитие технического образования в регионе требует комплексного подхода и вовлечения всех заинтересованных сторон — от школ до вузов и общественных организаций.

Союз ВОИР приглашает всех, кто разделяет идеи развития детского технического творчества, присоединиться и поддержать данную инициативу. Мы открыты для диалога с педагогами, родителями, бизнесом и общественными организациями. Вместе мы сможем создать условия, где каждый ребёнок, независимо от места жительства, получит шанс раскрыть свой талант.

Узнать больше о наших проектах, поддержать инициативы или предложить сотрудничество можно на официальном сайте Союза ВОИР. Давайте строить будущее, где инженерное мышление начинается с детской увлечённости.