Я опять публикую давние дневники чтения младшей группы домашнего детского сада.
Напомню, что раньше у меня был домашний детский сад. Сейчас дети уже выросли и стали школьниками, я занимаюсь другим, но бесценный опыт нашей совместной жизни - социализации, освоения самых разных навыков, игр, чтения и обучения всегда со мной. Я периодически возвращаюсь к нему.
Май у нас был сумбурным и скомканным - и из-за большого количества праздников и из-за скачущего количества детей - то все разом заболевали, то опять собирались вместе.
Из объемных книг произведения читались выборочно, плюс начитали стопку тонких книжек. Ко всему этому постоянно ежедневно таскались и перечитывались порой по несколько раз в день картонки со сказками и стихами.
Про Первое мая, особенно не заморачиваясь, я сообщаю детям, что это праздник всех трудящихся и только тех, кто любит труд, октябрятами зовут
- Ой, как здорово! - обрадовалась в прошлом году Даша, - Так значит, это - праздник Золушек! (Теперь наш семейный цитатник обогатился новым названием праздника)
И я просто читаю детям что-нибудь про Золушек, строителей Бама, сталеваров, лесорубов то, как труд создал из обезьяны человека как важно в жизни уметь что-то делать своими руками. И мы почитали рассказы Пермяка из сборника Маленькие лукавинки, а в нем таких рассказов много,
и открыли старенькую невзрачную книжечку Платона Воронько со стихами - По земле из края в край ходит мальчик Помогай. Иллюстрации В.Винокура в ней невзрачненькие монохромные, но стихи в переводе Маршака очень хороши - короткие, ритмичные, легко запоминающиеся.
Посмотрели диафильмы Мамины помощники, Маленькие мастера, Страна самодельная. Надеюсь, что это был достойный идеологический вклад в дело воспитания ударников капиталистического труда.
И опять ударились в стихи и сказки, на денек прервавшись в0енной темой.
Тёма болел, малышам такое чтение совершенно не по возрасту, и мы просто почитали Бабушкины книжки - здоровенную и тяжеленную книжищу Маршака со стихами про в0енные игры такой же малышни.
Вокруг этой книги я выписывала круги почти два года - мне не нравился огромный формат, вес, половина иллюстраций... Но! Я помнила вот эти самые картинки Лебедева с детьми, автоматами, винтовками, тачанками и самолетами. Такая книга про юных вояк была в детском саду, больше я ее нигде никогда не видела. И вот долго-долго я сомневалась, чего-то взвешивала-перевешивала, читая о качестве печати, о симпатиях-антипатиях, а потом просто плюнула на все, да и купила. Стихи оказались жутко милитаристскими, я уже позабыла, что это в моем детстве стоило четырехлетнему пацану взять в руки пистолет или подходящую палку, как он тут же орал: "Хенде хох!" и "Гитлер капут!", поэтому стихи воспринимались вполне актуально. Теперь после прочтения я осталась в раздумьях. Меня стало напрягать как слишком мужское брутальное чтиво, так и принцессово-фейные кружавчики. И все больше стал нравиться кот Леопольд со своим лозунгом о дружбе.
А потом все разом заболели, и мы с Максимом остались вдвоем. Он приходил утром, садился на диван и говорил "почитай про Мико и Мимико!" И мы читали их каждый день. А потом вдруг попросил "про три танка". После расспросов и логических умозаключений оказалось, что это все тот же Маршак, и мы еще раза три эту в0енную пропаганду прочитали, и мне она даже снова нравиться стала - отдельными местами. Вот полюбуйтесь на танки )
Теперь эта книга у нас носит кодовое название для внутреннего пользования "Про три танка", хотя танков на страничке оказалось четыре...
Иллюстрации мне нравятся, так много игровых тем.
Хоть и устарело все, но это такая малышачья история - как жили и играли дети когда-то давно.
Вот Максим осваивает такой же трактор - поскольку он был один, мы с ним много колесили по городу и гуляли в разных местах.
Вооот... Про Лотту с Горластой улицы мы прочитали только первый рассказ про велосипед , он понравился и мне и детям.
Сборник стихов Берестова читали, раскрывая страницы наугад - и там, и сям, куда глаз упадет.
А это наша любовь на все лето
Без конца просили почитать. Я нахвалила эти книжки гостям - я ж вместо того, чтоб скакать стол сервировать, начинаю потчевать гостей духовной пищей, тоннами вываливая ее на их, слава богу, давно окрепшие головы. Шестилетняя Софья, послушав мои соловьиные трели, выудила для тестирования одну из книжек, прочла и вынесла вердикт - отличная книга! На память нам подарила вот этот чудесный рисунок с чеширским котом.
Читали весеннее - сказки Валерия Кастрючина, которые очень в духе Сладкова, Шима, Бианки и историю мимимишного пушистого зайца в разноцветных райских цветах, цитировавшего классическую поэзию...
Зайца дети любят, хоть он на некоторых разворотах больше смахивает на вислоухого барбоса, но рисунки такие яркие и нарядные, что зависают над ними надолго.
Книгу Биссета "Веселые сказки" увидела на полке уценок. Раньше листала, но не вдохновилась. Сказки оказались интересными, хоть иллюстрации Н.Салиенко больше подходят детям постарше чем тем, кому они адресованы. Малыши их оценили невысоко, смотрели рассеянно, а вот сами сказки про приключения находчивой утки Мани понравились.
Тёмка углядел в стопке Стёпу и Клепу, попросил прочитать
Чтение далось нам туго. Вроде бы и иллюстрации такие милые и истории немудрящие, а вот и я с трудом читала, и слушал один Тёма, остальные сопели. кряхтели, возились, перебивали. Даже Лёша, хоть и залопотал радостно "папа-Тёпа, мой папа-Тёпа" - очень он любит упоминания в книгах родных имен - быстро охладел. Пока убрала.
Ну до чего теплые иллюстрации Юрия Богородского в книге стихов для малышей Мошковской! В очередной раз перечитали всю. Очень ее люблю, просто волшебная таблетка для меня.
Отважные путешественники - дети эту книгу слушали, картинки разглядывали, вопросы задавали. Очень качественное издание на хорошей плотной бумаге, рисунки со множеством деталей. Но мне, подчеркну - именно мне, надоели книжки-картинки со схематичным нехудожественным текстом - просто подписи к рисункам. Детям нравится, а мне не хватает словесных "кучерявостей" - эпитетов, сравнений, эмоций. Текст ровный, правильный, но я больше люблю, когда он является главным или идет на равных с иллюстрациями, но не когда несет лишь обслуживающую вспомогательную функцию...
Может, мне просто книга не попала в настроение, да еще белых медведей рядом с пингвинами я не могу перенести. Поэтому пока перечитывать ее не хочется - обычный комикс, хорош для самостоятельного чтения, много действия. Понравится детям и на этапе привыкания к длинной прозе.
Сборник стихов современных авторов Исключение из правил читала вразброс, листая туда-сюда, выбирая что поинтереснее. Мне в нём далеко не всё нравится - у некоторых стихотворцев хромают рифмы и размер.
Детей лесного гнома читали два раза подряд. Довольно длинно, и для малышей сложноватый слог. Не гекзаметр, но все же и не легкий-звонкий. Но описание жизни семьи лесного гнома, их хозяйственные дела, забавы и игры детям очень интересны. Ну и милые винтажные иллюстрации всем нравятся безоговорочно. Такие миленькие малыши у гнома - дети воркуют над ними. Всем очень понравились красные шапочки у детей, а Максим залип на чешуйчатые еловые доспехи папы-гнома. Несколько раз возвращался пересматривал-переспрашивал. Мика очень сосредоточенно слушала, я думала, что не понимает, но задашь вопрос - разулыбается, ответит, хоть и односложно.
Хорошая печать, листы плотной меловки приятные, хотя альбомный формат для меня не очень удобен. Сидящий в моей голове неусыпный зануда-методист отметил, что книгу можно читать в любое время года и поставить на мысленную полочку с надписью "Круглый год" ) Будем читать раз в сезон )) или по требованию )
Терпеть не могу пухлые обложки, но внутри обе книжки симпатичные. Идеальное соотношение текста и иллюстраций. Прочли только первую из Лесных историй про кролика Расти, искавшего себе новый дом. Я не в восторге. Со зверушками, живущими человеческой жизнью почти полуторавековой давности у меня редко случается любовь.
Введенский сейчас издается один страшней оригинальней другого, поэтому мы, не вынося такой жуткой оригинальности, читаем самый банальный его сборник - Котенок и щенок. Стихи его хорошо читаются и очень благосклонно принимаются детьми.
Опять взялись за Усачева.
Ах, как понравились детям два года назад сказки про Австралию Что было в сумке у кенгуру! Как внимательно и радостно слушали, переживали, удивлялись. Как им и мне нравился Розовый Какаду со своей Какадуньей! Даша с Соней, смеялись, пробуя на вкус слова-прозвища, без конца повторяя, называя друг друга "Душечка-Какадушечка". Тогда все сразу запомнили и стали находить Австралию на карте и на глобусе, заодно приохотились читать разные географические названия, а вся австралийская живность стала им близкой и родной )
Я начала читать, и сразу радостно засмеялся Тёма - вспомнил напрочь забытое. И опять мы читали с большим удовольствием такую душевную сказку про сказочника Какаду и его розовое перышко. Прочтите ее детям, хотя бы в электронном варианте. Даже, если вам не понравятся остальные сказки (как мне, например, не нравятся две сказки из этой книги), то эта понравится обязательно, я уверена в этом! Она как раз для чтения перед сном.
Мы прочитали сказку про бедного Утконоса, которого нигде никто не хотел признавать за своего, и лишь в Австралии все спокойно отнеслись к его необычному внешнему виду.
и про опасное оружие - хитрую кривую палку бумеранг, который дедушка Какаду отнес на небо - так появился месяц...
Через несколько дней во дворе Родион принес мне надломленную посередине, согнутую углом, палку:
- Похоже на бумеранг, да? Как в книжке.
Мурзилка и Баба Яга - читала Тёме, остальные слушали, но без энтузиазма, вполуха, то заглядывая в книгу, то отходя к игрушкам. История очень подражательная, отовсюду торчат успенско-дружковские уши, хотя она современная - компьютеры в ней удачно соседствуют с русскими народными сказками, герои которых из книжки кочуют в современную реальность и обратно в сказку.
Здесь, наоборот, в отличие от множества переводных книг, в начале текста столько воды - лишних слов, фраз, что целые абзацы можно заменить одним предложением, что я кое-где и делала. Потому что Тёмка с трудом дослушивает слишком длинные описательные предложения "ни о чем". Это с Дашей мы бы читали медленно, вслушиваясь в каждое слово, а Тёмке надо вперед, бегом!
Книга совсем необязательная, но старшим дошкольникам и младшим школьникам, любящим приключения, вполне пойдет. Особенно школьникам для расчитки.
Читали стихи.
Мишки нам нравятся, но никак дочитать до конца не можем, к середине устают, а в следующий раз через некоторое время я начинаю опять с начала. В этот раз начали читать сразу с середины, но до конца опять так и не добрались))
Алёшкины мысли прочли сразу всю. Лёша комментировал почти каждую строчку на собственном наречии. Мы поняли, что такая книга у него дома есть, что читают ее довольно, часто, что Лёше она нравится, и что ему много чего есть сказать по этому поводу. Что именно сказать поняли не очень ))) Стараясь вникнуть в суть лёшиных комментариев, не поняла как к книге отнеслись остальные дети. Сама же я ее очень люблю. Рождественский со школьного детства был любимым поэтом.
Стихи написаны от первого лица настолько по-детски, "изнутри", "из головы" и "от кишок" маленького, но постепенно взрослеющего ребенка, что являют собой просто классический образец детской поэзии. Не той, которую взрослый пишет, чтоб развлечь детей какой-нибудь историей, а которую взрослый просто переводит с мысленного детского языка восприятия мира на общедоступный всем понятный литературный язык.
После чтения Подскажи словечко, которая впору пришлась лишь Тёме, он вспомнил Незнайку, но попросил почитать Как Незнайка катался на газированном автомобиле. А мне-то всегда казалось, что ему больше всего понравилось про стихи )) Он тогда долго смеялся, пробовал сам придумывать рифмы. Поэтому и про стихи тоже почитали.
И я вытащила недавно специально купленную книжечку Носова В траве сидел кузнечик с "Незнайкиными" стихами про коротышек. Тёмка вытаращил глаза, несколько раз недоверчиво переспросил, правда ли, что это те самые стихи, сравнил иллюстрации в книгах и поверил, что те самые )))) Только поверив, заценил ))) Мне понравилось читать именно так - обе книжки вместе.
Перечитывали тоненькие.
Всегда радостно встречаются Рукавички. Здесь другой перевод английской песенки, знакомой всем по переводу Маршака, в которой котятки потеряли перчатки. В этом переводе котята то теряют, то пачкают, то стирают свои рукавички. Очень любим обе книжки Гэльдона.
Перечитывали картонку с песенками Чуковского и коротенькие звериные диаложики Сладкова, читали новые книжки про медвежонка Снежка - оказались совсем никакими, пожалела, что взяла. Зато из покупаемых "по умолчанию" книжек семьи Чарушиных-Капустиных в очередной раз порадовала книжечка Приключение медвежонка.
Очень понравилась детям тонюсенькая в два двойных листка под обложкой книжечка Кот на крыше с мышино-кошачьими стихами.
Как я рада, что нашла Кто храбрее всех? - мини-аналог огромной книжки Саши Черного "Кошки-мышки". Ту я долго мусолила и гоняла по корзинам разных магазинов, ужасаясь ее неудобному формату и понимая, что при заказе она обязательно приедет мятой-перемятой. А эта книжка нас вполне устраивает.
Хорошо зашли мультсказочки, хотя до любимца Чуни чуток не дотянули.
Как Уле Якоп побывал в городе - прочла впервые с давно ушедших времен страстной любви маленькой дочки к этой книге и моей столь же страстной ненависти к ней. Мир не рухнул, я в полном здравии, дети послушали.
Ну и так, лапшу всякую по мелочи читали-перечитывали, особенно Три котенка с Дракошей любимы - постоянные хиты. Ну и щенок с тапочкой тоже, и Михалков )))
Вот как-то так, хотя и читать особенно было некогда, мы все больше мамонтов приручали,
да раскопками занимались.
плюс самые разные игры в стенах квартиры.
Так и жили, разнообразя это житье вышепоказанными книгами.
Спасибо всем, кто дочитал!