Я продолжаю публикацию старых читательских дневников. Здесь то, что мы прочли с малышами группы домашнего детсада в феврале 10 лет назад.
В том феврале Лёва со Златой ходили к нам последний месяц. У них родился маленький братик и они с мамой теперь будут оставаться дома.
Именно этим фактом был обусловлен февральский выбор книг. Надо сказать, что он был достаточно сумбурным - я металась, пытаясь объять необъятное. Мы перечитывали их любимые книги - да-да, пусть они их запомнят получше!
И, перечитывая им народные сказки, я ужасалась тому, сколько авторских осталось за бортом, и начинала снова хвататься за книжечки Линдгрен,
сборники Цыферова, Пляцковского, Костинского - конечно, не всё, конечно, выборочно, самое-самое... и листая в поисках этого самого, начинала читать там, где они заорут - вот это, это! Читать!
Всем-всем очень-очень-очень понравились прочитанные в первый раз Сказки на ночь.
Мы опять читаем чуть ли не ежедневно читаемые картонки-малышки...
...и после Маленького гнома я вытаскиваю Волшебных помощников и носовских коротышек - развить тему, так сказать, познакомить с другими маленькими человечками...
А после тысячного, наверное, прочтения картонки Подводное путешествие
я достаю Сахарнова. Иллюстрации Устинова на офсете темны и мрачноваты, они гораздо выигрышнее смотрятся на меловке, но книга вдруг безоговорочно нравится всем.
Мы читаем картонку-малютку про Мышку и я вспоминаю о новой чудесной раскладушке.
И сказка, показавшаяся мне из-за лопнувшего живота весьма сомнительной, вдруг неожиданно очень веселит малышей - просят перечитать и повторяют "тёл-тёл-тёл".
А после махонькой Азбуки вежливости, в которой рассказывается как Сережка разбил мячиком окошко в садике, я снова подпрыгиваю на месте - садик! Детский сад! Конечно - непременно! И не только для детей...
В миллионный раз прочитав Где спит рыбка? которую все уже давно знают наизусть, но все равно приносят, я беру ещё и эти книги - ведь про рыб же!
А потом достаю Токмакову (она у нас в сборнике Любимые стихи девчонкам и мальчишкам)
И мы читаем сначала Сказку про сазанчика
А потом про котят... Касьянка, Том и Плут - наши друзья еще и по диафильму )
А потом читаем и Кукареку про петушка
Переключаемся на Александрову.
Кролики! У Лёвы и Златы это одна из любимых тем - они живут в частном доме и держат кроликов.
Стихи о детских играх, забавах и разных делах всегда слушаются хорошо.
Переходим на прозу о детях
После рассказов Баруздина Лёша долго не может успокоиться - взволнованно тычет пальцем в картинки и, заглядывая мне в глаза, спрашивает:
- Я? Я?
- Зовут мальчика так же, как тебя - Алёша.
- Я, - удовлетворенно говорит Лёша.
Очень понравились нам всем эти простые понятные рассказы - в самом деле столько вокруг интересного: люди, машины, ведра, гвозди, нужные дела. Замечательная книга! И Голявкин тоже очень хорош.
Когда первый раз начали читать Жили-дружили со старшими детьми, книга как-то "не пошла". Даша еще слушала строчки про Наталу, а остальные не вдохновились вообще, и мы ее даже не дочитали. А в этот раз слушали очень внимательно, даже Тёма, который ее явно перерос. И неожиданно книга понравилась не только детям, но и мне )
Когда я достала Про Машеньку и горошинку, Тёма восторженно заорал:
- Это же моя любимая книга!
И Родик обрадовался - книга очень нравилась им прошлым летом. Тем более надо было скорее прочитать ее Лёве со Златой и Лёше, ведь они ее еще не видели. Книга пошла на ура - еще бы! Такие приключения!
Приключения!
Как же без них? И мы читаем Драгунского
Мне книга далась гораздо труднее, чем детям. Они слушали себе да на картинки глазели, а у меня - шерсть дыбом почему-то... Никак не могла отделаться от ощущения, что читаю не Драгунского, а какую-то подделку. Да, я понимаю, что это просто переиздание комикса из Весёлых картинок, а не рассказ, и все же... И Чижиков успел мне ещё в детстве надоесть именно потому что слишком уж много его было в этих самых Весёлых картинках, и никак у меня Денис с его манерой рисования не вязался, хотя я каких только Денисок не перевидала... да и сама история, честно говоря, утомила нагромождением фантазий и быстрой их сменой без подробного рассмотрения... А дети приняли. О покупке не жалею - я и брала ее для начального самостоятельного чтения, а для этого она идеальна.
И был извлечен из огромной стопки книг Любопытный Джордж. И снова радостно вопил Тёма и был доволен Родион - он часто подходил к полке и водил пальчиком по желтым корешкам...
Приключений здесь хватает. После чтения про больницу Злата несколько дней строила из кубиков больничную палату с рядами кроватей, на которые укладывались мелкие фигурки и зверьё из киндер-сюрпризов.
Снова пошли книги про зверьё.
Лобела вместе с Человеткиным Дональдсон и Силверстайном нам приносила почитать Лёшина мама, за что большое-большое ей спасибо! Внимательно слушали Квака и Жаба.
Человеткина послушали тоже внимательно, но не заметила никакой реакции - особенного впечатления он не произвёл.
А вот Полтора жирафа читали несколько дней подряд. Читать мне было довольно трудно - там какие-то неочевидные сравнения типа носа-утёса и слог показался довольно заковыристым. Но Тёмка зафанател - слушал, открыв рот, смеялся, разглядывал детали рисунков. Когда через несколько дней он, смеясь, начал мне шпарить жирафа наизусть, я оторопела - ёлки зелёные, он простейшие стишки-считалки запоминает через пень-колоду, все время спотыкается и меняет слова местами... Удивительно, что никто из малышей не протестовал против этого повторяющегося чтения.
И стихи... Стихи! Конечно же, не охватить такой огромный пласт - и я мечусь между простыми рифмованными строчками тоненьких бюджетненьких малышачьих книжек и стихотворными историями мэтров.
Мы читаем то коротенькие стишки-потешки Берестова и Поляковой, то в пожарном порядке хватаем Пожар (вопрос по книге возник только один - "чё такое Кузьма?") То учим с детьми "Раз шажок, два шажок, под ногой скрипит снежок" (раШ Шажок - говорит Злата, раС Сажок - говорит Тема), то показывая им картинки, я наизусть шпарю свой любимый Королевский бутерброд, и Мяч, и Великана, и снова читаем замечательный Хороший день.
И читаем про забавного человечка Пыха и бабу Ягу в юлькиной еще книге Слон и скрипочка В.Татаринова (привет "Двум капитанам"!) Ох, как хочется найти толстый сборник его стихов, который издавало Эксмо, но нигде не встречается, увы...
И очень нравится нам Сапгир, особенно про разные слова и Наше и моё.
Опять открываем Леса-чудеса и в бог знает какой раз перечитываем Заходера с любимым темкиным Клеем.
Мы читаем стихи Михалкова с чудесными иллюстрациями Мазурина и достаем еще одного Дядю Стёпу - а как же, ведь у нас целых два Степанова! И Лёша на все лады твердит-повторяет "папа Тёпа, мой папа Тёпа!"
И по-прежнему нравится детям Весёлая геометрия Тимофеевского в стихах и читаем еще две книжечки обучающего плана, тоже со стихами.
И с любой открывшейся страницы читаем Юнну Мориц,
и опять возвращаемся к Шурикам-Пурикам-Мурикам, Маме для мамонтенка и другим рассказам про животных.
Тёмке на день рождения я подарила сборник Как муравьишка домой спешил (сфотографировать забыла), из которого 5 раз подряд был прочитан рассказ Скребицкого Воришка - про озабоченную подготовкой к зиме белку, и следом читаются другие книжечки, а к 23 февраля - Поход Гайдара.
И в воспитательно-терапевтических целях читаются пара рассказов из Сказок от капризов (хорошие, кстати сказать, сказки, лично мне про сон очень нравится)
А потом на всякий случай авансом мы читаем
Да, для Лёвы со Златой, конечно... чтоб не обижались ни на маму, ни на папу, ни на маленького братика.
Спасибо за внимание всем, добравшимся до конца )