На этот раз речь пойдет об одной из первых советских бит-групп 60-х БРИЗ. Сергей Попов, лидер известной с 1980-х годов гр. АЛИБИ, пишет книгу мемуаров под названием «Бит». Книга интересна не только личными воспоминаниями Сергея о первых рок-группах, но и тем, как через детали воссоздается атмосфера времени и музыкальной жизни в СССР.
Первые электрогитарные ансамбли, или бит-группы, как их тогда называли, начали появляться в Дубне (Московская область) в 1966 году. Энтузиастами движения были представители послевоенного поколения тинейджеров – те, кто регулярно слушал музыкальные передачи западного радио на русском, имел собственный магнитофон или доступ к этому редкому тогда электронному агрегату личной и культурной свободы. Собственно, электрогитара, звук которой насквозь пробил «железный занавес» радиоглушилок и начал вибрировать в умах подвинутой молодежи, была тогда инструментом экзотическим. Несмотря на относительное изобилие в магазинах культтоваров акустических гитар закорузлого ленинградского качества, у нас из электрических продавали только гавайскую слайд-гитару, на которой никто играть не умел.
Очень важным фактором, способствующим появлению ансамблей новой формации в Дубне, был ее международный статус. Во-первых, как власти ни противились внеслужебным контактам иностранных специалистов, работавших в ОИЯИ, и местных аборигенов, они происходили. Кто-то любил выпить и поболтать «за жизнь» в компании с болгарином или вьетнамцем. Кто-то добывал заграничные шмотки и электронику.
А мы, та самая молода шпана, которая должна была сменить на сценах страны тухлые и многолюдные эстрадные оркестры, использовали иностранцев как источник пластинок, пленок с записями, информации о происходящем в поп-музыке и фотографий длинноволосых кумиров.
Еще местные землячества – чешское, польское, венгерское – регулярно устраивали концерты и вечеринки для себя, приглашая с концертом или танцевальной программой артистов из своих стран или бит-группы из московских ВУЗов, где учились их студенты. Эти группы приезжали со своими гитарами, усилителями, микрофонами (на месте все необходимое тогда просто отсутствовало) и выступали на каком-нибудь национальном празднике в Малом зале ДК «Мир» или в Доме ученых. Обычно это были группы классического состава: гитары ритм-соло-бас и ударные, иногда – электроорган. Репертуар этих групп, как правило, состоял из западных шлягеров и востребованных публикой песен страны-устроительницы вечеринки в модных аранжировках.
Хочу предложить вам почитать воспоминания про те времена моего друга и коллеги Бориса Альтмана, клавишника бит-группы БРИЗ, созданной осенью 1966 года в ДК «Октябрь». И это была первая настоящая, полноценная бит-группа Дубны.
«В далекие 60-е, полвека назад, когда магнитофонов в советских семьях практически не было, а западные радиостанции эффективно глушились, мой товарищ Славка Голговский у себя дома на большом самолетном магнитофоне показал записи БИТЛЗ довольно неважного качества. Впечатления не произвело никакого. Почти в то же самое время, в 9-ом классе, после диспута в школе, Юра Рихтер показал записи БИТЛЗ на своем магнитофоне «Чайка», что тоже никого не впечатлило. Но на школьном вечере все были просто поражены и заворожены, когда некто Логинов подключил к звуковой киношной аппаратуре акустическую электрогитару и проиграл на ней аккорды «Твист эгейн». Хотя гитара звучала грубо и «грязно», аплодисментами попросили повторить композицию, забыв о танцах. Такая электрогитара продавалась в магазине «Спорттовары» и стоила 54 рубля, а Логинов играл на такой же в эстрадном оркестре ДК «Октябрь». Мы не решались подойти к нему и попросить показать аккорды на гитаре, ходил он в окружении почитателей.
После 9-го класса на каникулах я привез от бабушки из Харькова старинную семиструнную гитару, «цыганскую», возможно дореволюционную. Мама показала мне несколько аккордов, и мы с другом Васей Жижимонтовым начали ее осваивать, потом узнали о шестиструнном настрое и искали, как брать 6-струнные аккорды. Не было самоучителей и мало было гитаристов.
В наш ДК с концертом приехал ансамбль Багдасаряна, на афише мы увидели трех гитаристов с электрогитарами – «досками», на концерт, конечно, пошли. Зал был полон, мы с Василием на первом боковом балконе с биноклем считывали аккорды. Вернувшись домой, стали брать их на грифе и удивились, обнаружив, что армяне играли на семиструнных настроях, а аккорды в основном брали для 4-х пальцев. Позже узнали, что они назывались «лесенка» и «звездочка».
В начале 10-го класса в школе организовали самодеятельность, хорошо пели девочки и солисты-парни подыгрывали им на гитаре, аккордеоне, фоно. Это было «золотое» время советской эстрады. Много отличных песен на эстраде, радио и в кино. В ДК «Октябрь» акустическую электрогитару нам выдавал завхоз, которого приходилось ожидать часами.
Юра Рихтер отлично играл с листа на фортепиано из сборников «Песни радио и кино». Спевкой солистов, квартета парней и квинтета девочек занимались музыкальные руководители из ДК. Нас взяли на какой-то концерт в район ОИЯИ, где неожиданно приняли «на ура» и бисировали многие песни. Зимой 1966-67 г. в фильме «Кавказская пленница» прозвучала «Песенка о медведях», девочки сходили вторично на сеанс и записали слова, мы сразу же исполнили этот шлягер.
Руководство школы совместно с кем-то из ДК предложили нам дать платный концерт в ДК для того, чтобы окупить аренду нашего выпускного вечера. На концерте был аншлаг, пришли и наши родители. Мы получили книги с памятными надписями, а аренда ДК на выпускной была оплачена.
В ВУЗ я не попал, хотя подготовка была отличной, особенно по математике, русскому, химии, английскому, школу окончил без троек. Сидел дома, ждал, когда документы пройдут проверку для устройства на завод рабочим-фрезеровщиком, стеснялся выйти на улицу, как неудачник из боязни встретиться со знакомыми.
Устроившись на завод, после обеда по теоретической подготовке, встретился с Толиком Епифановым, старым товарищем по двору. Мы с ним часто говорили о музыке и желании создать ансамбль. И тут родители неожиданно, для поддержки моего настроения, купили магнитофон «Айдас». С Васей и Толиком Епифановым мы дома записывали свои гитарные пробы».
* * *
Бит-группа БРИЗ – первая настоящая рок-группа Дубны образовалась осенью 1966 года на базе ДК «Октябрь», вот ее первый состав:
Владислав Пржегорлинский – гитара, бас-гитара, музыкальный руководитель.
Борис Альтман – электроорган, гитара.
Василий Жижимонтов – электроорган.
Анатолий Берестов – гитара.
Виталий Рыбаков – гитара, ударные.
Юрий Смирнов – ударные.
Как видите, в описании исполнителей нет слова «вокал». Но тогда, в конце 1966 года, в группе еще никто не пел, ребята в основном учились играть и исполняли инструментальные композиции, а запели позже, где-то через год, у них даже была солистка. Мало того, и я непродолжительное время, весной 1969 года, выступал в их составе, но об этом позже.
Еще одной отличительной чертой группы было то, что они играли на самодельных гитарах очень высокого качества для того времени. На ДМЗ (предприятие ВПК) был модельный цех, в котором изготавливали деревянные формы для литья. Виталик Рыбаков, который там работал, через комитет ВЛКСМ договорился («пробил», как тогда говорили), чтобы в этом цехе, по предоставленным им чертежам, изготовят три электрогитары – соло, бас и ритм – из хороших пород дерева, а электронику они сделают сами, в ней отлично разбирался Влад Пржегорлинский.
За дело взялся молодой парень, который был слеп на один глаз – он повредил его себе случайно взорвавшимся самопалом. Эта детская травма не помешала ему изготовить инструменты, почти не уступающие по качеству и возможностям профессиональным, сделанным в ГДР или ЧССР. Если честно, я не раз брал их в руки, играл и завидовал друзьям-конкурентам. А тогда мастер и Виталик даже подружились и последний показывал первому аккорды на гитаре.
Продолжение следует. Если вы хотите финансово помочь Сергею в издании книги, контактные данные есть в ВК-сообществе «Бит. Книга воспоминаний».
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: