Найти в Дзене
TATA TARA 108

ПЯТЬ БУДДА-СЕМЕЙСТВ

В Ваджраяне принято подразделение различных аспектов просветленной природы на так называемые Пять Семейств Будд, каждое из которых строится вокруг одного центрального Будды, так называемого одного из Пяти Татхагат, или Дхьяни-Будды. Позволяет увязать в одну систему проявления мудрости будд, соответствующие им трансформированные Мешающие Эмоции, трансформированные Скандхи и Элементы, определенный цвет и направление. Кроме того, на высшем уровне Тантры будды всегда в союзе с партнершей, представляющей женский аспект Просветления. Центральная сущностная система буддизма ваджраяны – это принцип пяти просветлённых будда-семейств, которые зачастую ошибочно называются Пятью дхьяни-буддами. Понятие о собрании Пяти будда-семейств впервые встречается в Манджушримулакальпе и Гухьясамаджа-тантре, которые датируются, вероятно, VI или VII в. и. э. Пять будда-семейств образуют основу геометрической мандалы, занимая центральную точку и четыре главных направления как воплощённые эманации просветлённых
Оглавление

В Ваджраяне принято подразделение различных аспектов просветленной природы на так называемые Пять Семейств Будд, каждое из которых строится вокруг одного центрального Будды, так называемого одного из Пяти Татхагат, или Дхьяни-Будды.

-2

Позволяет увязать в одну систему проявления мудрости будд, соответствующие им трансформированные Мешающие Эмоции, трансформированные Скандхи и Элементы, определенный цвет и направление. Кроме того, на высшем уровне Тантры будды всегда в союзе с партнершей, представляющей женский аспект Просветления.

Центральная сущностная система буддизма ваджраяны – это принцип пяти просветлённых будда-семейств, которые зачастую ошибочно называются Пятью дхьяни-буддами. Понятие о собрании Пяти будда-семейств впервые встречается в Манджушримулакальпе и Гухьясамаджа-тантре, которые датируются, вероятно, VI или VII в. и. э.

Пять будда-семейств образуют основу геометрической мандалы, занимая центральную точку и четыре главных направления как воплощённые эманации просветлённых качеств. Ось ориентации мандалы следует солнечному пути, восток находится в основании (лицом к зрителю), а запад на вершине.

-3

Пять будд представляют очищенные проявления пяти совокупностей скандх, элементов, мудростей, чувств и чувственных восприятий. Пять совокупностей, или «куч» (санскр. skandha), – это составные элементы всех чувствующих существ. Скандхи таковы: форма (тело), чувство (ощущение), восприятие (различение), мотивация (обусловленность) и сознание. Каждому из Пяти будд принадлежат своё направление, супруга, род бодхисаттв и божеств, цвет, животное-трон, особая мудра, символическая эмблема или атрибут. К этому списку было позднее добавлено великое множество «пятеричных» атрибутов, таких как: пять вкусов, звуков, драгоценных субстанций, времён дня, внутренних и внешних элементов и сезонов (весна, лето, сезон дождей, осень и зима). В сущности, Пять будд представляют собой преобразование пяти ядов или заблуждений (неведение, желание(страсть), гнев, зависть и гордыня) в пять трансцендентных мудростей (во всеобъемлющую мудрость, мудрость различения, зерцалоподобную мудрость, всё-свершающую мудрость и мудрость равностности).

-4

Иконографически Пять будд изображаются на тронах из пяти животных. В различных тантрических традициях местонахождения будд в соответствующих направлениях сторон света и соответствующие им животные-троны варьируются. Позиции Вайрочаны и Акшобхьи варьируются между центральным и восточным направлениями; дракон в качестве трона Вайрочаны меняется местами со львом, а лев в качестве трона Ратнасамбхавы – с лошадью. В ранних тантрах, таких как Гухьясамаджа или Хеваджра-тантра, даётся очень точное описание сторон света и животных-тронов, присущих различным буддам. В поздней Калачакра-тантре (около X в. н.э.) цвета, направления и качества Пяти будд радикально меняются.

В центре Вайрочана
В центре Вайрочана

В центре Акшобхья https://gardri.narod.ru/ru/ru_iconography.htm
В центре Акшобхья https://gardri.narod.ru/ru/ru_iconography.htm

Вайрочана

Будда Вайрочана (санскр. वैरोचन / Vairocana, "Татхагата наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница"; тиб. Нампар Нангзэ / Nampar Nangze, букв. "Сияющий", "Солнечный", "Лучезарный", также можно перевести и как "в формах делающий видимым"; кит. 毘盧如來 / Pilu Rulai; яп. 大日如来 / Dainichi Nyorai, Дайнити Нёрай, букв. "Будда Великое Солнце"; кор. 비로자나불 / Бирочжана-буль). Также Вайрочана является одним из пяти дхьяни-будд, будда Самбхогакаи, где он представляет семейство "Будда", изображаемый в соединении со своей супругой Дхатвешвари, символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства.
В высшем мире форм, в четвёртом сосредоточении, Вайрочана обретает совершенную просветлённость (абхисамбодхи). Ради
бодхисаттв он излагает четверичную священную мудрость само-обретения и само-просветлённости; он разъясняет просветлённость четырёх мудростей.
Вайрочана относится к чистому измерению центра (местопребывания дхьяни-будд соотносят со сторонами света).

https://www.wikiwand.com/fr/articles/Vairochana
https://www.wikiwand.com/fr/articles/Vairochana

"Сын благородного семейства, очнувшись от оцепенения после четырёх с половиной дней беспамятства, ты спросишь себя: что же со мной случилось? Распознай, что это состояние бардо. В этот момент нечистое видение преобразится, и всё явится в виде образов и света. Пространство озарится синим светом, из чистого измерения центра, Всеобъемлющего Тигле, явится благословенный Вайрочана. Его тело белого цвета, он восседает на троне, покоящемся на львах, в руках у него колесо с восемью спицами. Он пребывает в союзе со своей супругой, Царицей Небесного Пространства".

Когда бардо мирных божеств заканчивается и начинается бардо гневных божеств, Вайрочана проявляется как Будда-Херука.
Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробуждённого ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны – это
Колесо Закона (дхармачакра), символизирующее учение будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей.

https://www.flickr.com/photos/oceanofmandalas/7625999992/
https://www.flickr.com/photos/oceanofmandalas/7625999992/

В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Будды связан с элементом пространства, или эфиром. В непросветленном состоянии он вялый, ленивый, немного глуповатый и склонен к полноте. Рассредоточенность — вот самая точная характеристика человека этого типа, который всегда как будто немного спит. Он обычно не любит мыть тарелки и вообще заботиться о себе; ему кажется, что всякое действие требует слишком много усилий. Мудрость семейства Будды — это Мудрость Всеобъемлющего Пространства, и, став просветлённым, носитель этого свойства вялости становится тёплым, спокойным и открытым, как само пространство.

Будда Вайрочана
Роспись для потолка буддийского зала. Дерево, яичная темпера. https://ru.pinterest.com/pin/998251073628623097/
Будда Вайрочана Роспись для потолка буддийского зала. Дерево, яичная темпера. https://ru.pinterest.com/pin/998251073628623097/

Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках, тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения дхармы)

-10
-11

Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд. Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.
Из "
Бардо Тодрол":

"Тогда из сердца Вайрочаны с супругой к тебе изольётся синий свет скандхи сознания в её чистом измерении…"

Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости. Скандхе сознания соответствует Мудрость Дхармадхату.
Супруга Вайрочаны – Ваджра-Дхатвишвари (Белая Тара). Земля будды Вайрочаны –
Небеса Акаништха.

Мантры Будды Вайрочаны:

Oṃ Vairocana Hūṃ

ом вайрочана хум

ОМ АМОГХА ВАЙРОЧАНА ХУМ ПХАТ

Авира мантра Будды Вайрочаны :

a vi ra hūṃ kha

а ви ра хум ка

Мантра приверженности Будде Вайрочане: Намо Вайрочана Буддха

Мантра Света Махавайрочаны:

oṃ amogha vairocana mahāmudra
maṇipadma jvāla pravarttaya hūṃ

-12

При декломации Мантры Света Махавайрочаны складывают "Мудру Высшего Бодхи, (Кулак Мудрости). В Ваджрашекхара тантре сказано:

"Алмазный (указательный) палец "крыла прекращения" (левой руки) зажимают в кулак "крыла созерцания" (правой руки). Это называется мудра высшего бодхи, Кулак Мудрости. Составив эту великую мудру, дающую способность достичь просветлённости Будды, следует представить почитаемого Вайрочану. Он восседает посреди алтаря со скрещенными ногами, в великом добродетельном достоинстве; цвет его бело-лебединый, облик подобен чистой луне. Все его формы добры, совершенны и повсеместны, на голове драгоценная корона, волосы собраны, небесное одеяние до пояса и очаровательно; сущность его образуется всеми светлыми заклинаниями; способен создавать бесчисленные божественные превращения; постоянным поворачиванием Алмазного Колеса самая проникает повсюду в мир рождений и смертей – таковым его следует представлять."

Мантра Вайрочаны "Кунриг".

Ом Намо Бхагавате / Сарва Дургате Пари Шодхани Раджая / Татхагатая / Архате Самъяксам Буддхая / Тадьятха / Ом Шодхани / Шодхани / Сарва Парам Бишодхани / Шодхе Бишодхе / Сарва Карма Аварана Бишодхани Сваха

Практика мантры Будды Вайрочаны "Кунриг" помогает освободится от трёх низших миров (ада, духов, жвотных). Постоянная практика мантры Кунринг приводит к реализации Будды Вайрочаны и приведению к этому остоянию всех живых существ.
Для достижения большего эффекта, при начитке мантры Кунринг рекомендуется визуализировать вебя в форме Будды Вайрочаны.

Mantra of Kunrig (Чантинг. Тибетское прочтение. mp3 40,6 Mb. 25:29). На народе.

Мантра Сердца Арья Вайрочаны защищающая от вреда и болезней:

Тадьятха / Кала Кала / Кили Кили / Бири Бири / Хуру Хуру / Вайрочана Расми Санчодита Агаччха / Арья Акаша Гарбха Маха Каруника Пурая Хашана / Дхарая Буддха Викшчаяна / Чара Чара / Чири Чири Сваха

Тот, кто просто читает мантру "Сердца Арья Вайрочаны" будет успешен в прибыли, его не обворуют и не ограбят, ему не может быть приченён вред ядом, оружием, огнём, водой или чёрной магией, ему также не причинят вреда правители.
В том месте где будет храниться написанная мантра "Сердца Арья Вайрочаны" люди будут избавлены от болезней эпидемий и других несчастий, а практикующий её достигнет самадхи называемым "Безупречный свет".

Heart Mantra of Vairocana (Translated and dictated by Lama Zopa Rinpoche. pdf 1,09 Mb.). На народе.

Акшобхья

Будда Акшобхья (санскр. अक्षोभ्य / Akṣobhya, букв. "Непоколебимый", "Неизменный", "Невозмутимый"; тиб. ‘khrugs pa med pa / mi bskyod pa – Mikyopa, Микьёпа, букв. "Неволнующийся"
Будда Акшобхья (санскр. अक्षोभ्य / Akṣobhya, букв. "Непоколебимый", "Неизменный", "Невозмутимый"; тиб. ‘khrugs pa med pa / mi bskyod pa – Mikyopa, Микьёпа, букв. "Неволнующийся"

Будда Акшобхья (санскр. अक्षोभ्य / Akṣobhya, букв. "Непоколебимый", "Неизменный", "Невозмутимый"; тиб. ‘khrugs pa med pa / mi bskyod pa – Mikyopa, Микьёпа, букв. "Неволнующийся" или "Недвижимое (существо)"; кит. 阿閃如來 / Ajiu Rulai; яп. 阿閃如来, Ashuku Nyorai).

-14

Чистая Земля Будды Акшобхьи называется Абхирати (санскр. Abhirati; тиб. mngon par dga’ ba, букв. "Высшая Радость", "Совершенная Радость") и находится в восточном направлении.

Будда Акшобхья – один из пяти дхьяни-будд, который пребывает в восточной собрании становления ваджрадхату-мандалы. Его тантрическую супругу зовут Лочана.
Акшобья описан в "Писании страны Будды Акшобьи", датируемом 147 годом. Это самый древний текст с описанием Чистой Земли.

Согласно этому трактату, монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире и не испытывать злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достигнет просветления Будды. Всё это время он оставался неподвижным, и стал в результате Буддой Акшобхьей.
Будда Акшобхья преобразует склонность живых существ входить в ярость в чистейшую мудрость, подобную зеркалу. Эта мудрость позволяет созерцать предметы такими, какими они являются, неразделёнными и неомрачёнными.

В бардо дхарматы Будда Акшобхья появляется после будды Вайрочаны, на второй день. Вот как об этом говорится в "Бардо Тодрол":
"На второй день воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода. Тогда из чистого синего восточного измерения Совершенная Радость покажется блаженный Ваджрасаттва Акшобхья. У него синее тело, в руках пятиконечная ваджра. Он восседает на слоновьем троне вместе со своей супругой Будда-Лочаной.

-15

Его сопровождают два бодхисаттвы, Кшитигарбха (https://dzen.ru/a/ZG6j_Cjgaj5a99Ne) и Майтрея ( https://dzen.ru/a/aDx_Cj1J62KRLsP0), и две бодхисаттвы, Ласья и Пушпа. Итак, всего в этом свете будут сиять шесть образов будд. Белый свет скандхи формы (санскр. рупа) в её чистом измерении – Зерцалоподобная Мудрость, белая и сияющая, ясная и прозрачная – изольётся к тебе из сердца Ваджрасаттвы с супругой…"
В союзе Яб-Юм будда Акшобхья держит в руках колокольчик и ваджру.

Когда бардо мирных божеств заканчивается и начинается бардо гневных божеств, Акшобхья-Ваджрасаттва проявляется как Ваджра-Херука.

Мантра Будды Акшобхьи: oṃ a kṣobhya hūṃ

ом акшобхья хум

Дхарани Будды Акшобхьи, которая тщательно очищает все кармические омрачения.

На санскрите: Арья сарвакармаваранавишодхана нама-дхарани
На тибетском:
Пагпа лэйкьи дрибпа тамче нампар чжонгва шей чжа вэй сунг

Простираюсь перед Бхагаваном Акшобхьей!

НАМО РАТНА ТРАЯЯ! ОМ КАМКаНИ КАМКаНИ РОЧаНИ РОЧаНИ ТРОТаНИ ТРОТаНИ ТРАСаНИ ТРАСаНИ ПРАНИДХаНА ПРАНИДХаНА САРВА КАРМА ПаРАМПАРАНа МЕ САРВА САТТВА НяНЬЧЖА СВаХа
(малыми буквами выделена двойная длительность - прим ред.)

Это ритуал дхарани-мантры. Если вы будете читать ее продолжительное время, вся карма, переходящая из жизни в жизнь, будет очищена. Если вы будете читать ее три раза каждый день, даже карма пяти чудовищных деяний будет очищена. Если вы прочитаете ее один раз, плохие знаки, плохие сны и неблагоприятности будут устранены. Если вы будете держать ее на теле или напишите на свитке и будете носить вокруг шеи, преждевременная смерть никогда не наступит. Если кто-либо , преисполненный состраданием, прочитает ее в поле слышимости дикого животного, птицы, человеческого существа или асура, то, когда они умрут, то не родятся в нижних мирах. Либо, когда кто-либо умер, если вы произнесете имя умершего и прочитаете дхарани для него с любовью и состраданием сотню, тысячу или сотню тысяч раз, то это существо будет мгновенно освобождено, даже если оно родилось в аду.

Если вы прочитаете ее над землей, кунжутными зернами, горчичными зернами или водой и либо взбрызнете ею тело умершего, либо омоете его, а затем сожжете их под ним, либо положите их в ступу, либо также напишете видья-мантру и прикрепите к его голове, тогда, даже если он родится в нижних мирах, в течении семи дней он точно будет освобожден и переродится в высшем мире или в соответствии со своими пожеланиями.

Если кто-либо в полнолуние омоет и очистит тело свое, трижды сменит одежды на протяжении дня, будет либо поститься, либо есть лишь малое количество растительной пищи, и прочитает ее сотню тысяч раз во время обхождения ступы, содержащей реликты тела, тогда тот человек, имя которого будет с ним, будет освобожден из нижних миров и родится в чистой земле. Этот человек тогда придет непосредственно к практикующему, сделает подношения и проявится в физической форме. И скажет: «Чудесно», обойдет три раза и исчезнет. Если вы напишите его имя, прочитаете дхарани-мантру и сделаете сотню тысяч ступ (ца-ца), и поднесете зонты, победоносные флаги, украшения и тому подобное ступам, а затем бросите их в океан или реку, в силу этого тот человек будет освобожден из адов и других подобных миров. Или, если вы сделаете подношения таким образом, а затем возведете большую ступу на пересечении путей, почтите ее зонтами, победоносными флагами, украшениями и тому подобным, поднесете эту ступу благородной сангхе и также сделаете подношения, а затем произнесете: «Пусть это станет заслугой такого-то. Пусть этот человек родится в высших мирах», он родится там именно таким образом, появится в физической форме и скажет: «Чудесно», а затем исчезнет.

Если кто-либо, совершивший пять чудовищных деяний, отвергший истинную Дхарму или унизивший существо Арья, увидит эту дхарани-мантру, написанную на стене, в момент смерти все его кармические омрачения будут устранены. Таким образом, нет необходимости упоминать или читать ее – сам Татхагата придет и скажет: «Дитя благородной семьи, иди ко мне».

Этим завершается "Дхарани, которая тщательно очищает все кармические омрачения".

САРВА МАНГАЛАМ!

Акшобхья Мантра в исполнении Его Святейшества 17-ого Кармапы. Немного отличается начало:

Намо бхагавате Акшобхая, татхагатая архате
самьяксамбуддхьяя.
Тадьята: Ом камкани камкани.
Рочани Рочани. Тротани Тротани. Трасани трасани. Пратихана
пратихана. Сарва карма парампараниме сарва сатвананча
сваха.

Namo bhagavate Akṣhobhāya, tathāgatāyārhate 
saṃyaksaṃbuddhyāya.
Tadyathā: Oṃ kaṃkani kaṃkani. 
Rochani rochani. Troṭani troṭani. Trāsani trāsani. Pratihana 
pratihana. Sarva karma paraṃparāṇime sarva sattvānañcha 
svāhā.

Ратнасамбхава

-16

Будда Ратнасамбхава (санскр. रत्नसंभव / Ratnasaṃbhava; тиб. Ринчен Джюнгнэ / Rinchen Jungne (rin chen ser po), досл. "Рождённый из драгоценного камня, или "Драгоценностью Рождённое (Существо); кит. 寳生如來 / Baosheng Rulai; яп. 宝生如来 / Hōshō Nyorai).  В переводе слово Ратнасамбхава также может означать "Тот [от которого] возникают драгоценности". В мандале пяти дхьяни-будд Будда Ратнасамбхава является буддой южного направления. Благодаря реализации мудрости равенства, он смотрит на все вещи беспристрстно. Равномерный разум, или мудрость (mnyam nyid ye shes), постигает равномерное (без колебаний) существование дхармакаи и шуньи (пустоты) ума и их равномерно вневременное существование. Эта мудрость трансцендентна по своей сущности, она находится вне пределов познаваемости обычным разумом и являет собой мудрость дхармакаи. Она способна познать недвойственную сущность дхармакаи и шуньи.

-17
http://www.zmxh.com/detail.php?id=3429
http://www.zmxh.com/detail.php?id=3429

Будда Ратнасамбхава персонифицирует субстрат сознания (читта), воспринимающий все сущие предметы как не-сущие и лишённые качеств, но возникающие из пустоты (ниратмья) всех мирских объектов. Он есть бодхичитта (byang chub sems).
Первое упоминание о Будде Ратнасамбхаве встречается в "
Гухьясамаджа-тантре" (III век н.э.).
Земным воплощением Будды Ратнасамбхавы считают татхагату Дипанкару (будду
Кашьяпу).
В бардо дхарматы Ратнасамбхава появляется после Будды
Акшобхьи, на третий день.
Из "
Бардо Тодрол":

Будда Ратнасамбхава изображается жёлтого цвета, который символизирует об освобождении живых существ из круговорота сансары, восседающем в медитативной позе на высоком троне поддерживаемом конями, что символизирует равномерное существование в нём мыслей жалости и сострадания, он убран в украшения Самбхогакаи, на его голове – корона. Левая рука Ратнасамбхавы покоится на бедре, ладонь развёрнута вверх, поддерживая драгоценность, исполняющую желания (читтамани), как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня. Его правая рука развёрнута у колена ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость).
Он держит у сердца драгоценность, излучающую свет, как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня.

"На третий день появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля. Тогда из жёлтого южного измерения, называемого Достославное, покажется блаженный Ратнасамбхава. У него жёлтое тело, в руках – драгоценная жемчужина. Вместе с супругой Мамаки он восседает на троне, покоящемся на лошадях.

-19

Его сопровождают два бодхисаттвы, Акашагарбха https://dzen.ru/a/ZZ3KqbFB_l1jpmiT и Самантабхадра, и две бодхисаттвы, Мала и Дупа. Всего в пространстве радужного света сияют шесть образов будд. Жёлтый свет скандхи ощущения (санскр. ведана) в её чистом измерении – Мудрость Равенства, сияющая, украшенная дисками радужного света, светлая и сверкающая, нестерпимо яркая для глаз, будет идти из сердца Ратнасамбхавы с супругой, проникая в твоё сердце…"

Мантры Будды Ратнасамбхавы:

oṃ ra tna sa mbha va trāṃ

Ом Ратнасамбхава Траам

Дхарани Будды Ратнасамбхавы:

Намо Ратна Траяя Ом Кхам Кхани Кхам Кани Ротсани
Ротсани Тотани Тотани Трасани Трасани Тратихана Пратихана
Сарва Карма Парампара Минай Сарва Сато Найца Соха

Амитабха

-20
https://www.gammas.com/ru/buy-thangka-painting/aparmita-buddha-thangka-1
https://www.gammas.com/ru/buy-thangka-painting/aparmita-buddha-thangka-1

Будда Амита́бха (санскр. अमिताभा / Amitābha; тиб. ‘od pag med, Опаме – букв. "Безграничный Свет"; кит. 阿彌陀佛 / Улян Гуан фо – букв. "Будда Неизмеримый Свет"; яп. 阿弥陀如来 / Amida Nyorai; въет. 阿彌陀 佛 / A Di Ðà Phật; кор. 아미타불 / Амитха-буль) – один из пяти дхьяни-будд, будда западного направления. Будда Амитабха персонифицирует различающий разум и дарует йогическую силу познания каждой вещи в отдельности, а также всех вещей в единстве. Эта мудрость без ошибок и колебаний пребывает в дхармакае. Она является запредельной разуму и в дхармакае фигурирует как беспрерывно самопознающая мудрость, поэтому она получила название мудрости, познающей каждую вещь в отдельности, и приносит пользу каждому существу в отдельности. Красный цвет тела Амитабхи символизирует воплотившиеся в нём четыре различных кармы:

1. деяние очищающее (грехи),
2. деяние распространяющее (благо),
3. деяние покоряющее (сердца других),
4. деяние суровое (чародействующие, тантрийские обряды)

и осуществление им помощи всем живым существам. У сердца Амитабха держит лотос, что символизирует нематериальность и бесформенность дхармакаи. Этот символ указывает также на непричастность самбхогакаи и нирманакаи кармам людей, которые уже совершенствовались. Амитабха является персонификацией аналитического, различающего разума и зовётся Буддой Безграничного Света. Он персонифицирует следующую мысль: так как дхармы не имеют происхождения, то нет ни бытия, ни мышления. Бытием это называют в том смысле, в котором называют существующим несуществующее в действительности небо.
Особой формой будды Амитабхи является Будда Бесконечной Жизни – будда
Амитаюс (дальневосточная традиция, в отличии от тибетской, полностью отождествляла Амитабху и Амитаюса). Одной из эманаций будды Амитабхи является Гуру Падмасамбхава.
В бардо дхарматы Амитабха является после будды
Ратнасамбхавы, на четвёртый день.
Из "
Бардо Тодрол":

Когда бардо мирных божеств заканчивается, и начинается бардо гневных божеств будда Амитабха проявляется как Падма-Херука.
Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является сутра "
Сукхавативьюха". До достижения состояния будды, Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды (санскр. buddhasetra), обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир, который стал называться Сукхавати (Исполненное Счастья [Поле]), и стал им управлять.
Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна. Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как
Асанга и Нагарджуна. Будда Шакьямуни стал рассматриваться как воплощение Амитабхи.
Из комментария
Чоки Нима Ринпоче на текст йогина Карма Чагмей "Песнь устранения препятствий с пути возникающих переживаний":
"На четвёртый день возникнет красный свет полностью очищенного элемента Огонь. Тогда из чистого красного западного измерения, называемого Исполненное Счастья, явится блаженный Амитабха. Его тело красного цвета, в руках цветок лотоса. Вместе с супругой Пандаравасини он восседает на троне, покоящемся на павлинах.

-22

Его сопровождают два бодхисаттвы, Авалокитешвара и Манджушри https://dzen.ru/a/ZDHJmcJfRwj5LVi6, и две бодхисаттвы, Гита и Алока. Всего в пространстве радужного света появится шесть образов будд.
Сияющий красный свет скандхи различения (
санскр. санджня) в её чистом измерении – Различающая Мудрость, украшенная дисками радужного света, ясная и чистая, будет идти к тебе из сердца Амитабхи с супругой…"

"Считается, что благодаря устремлениям будды Амитабхи переродиться в Сукхавати, довольно просто. Там вы будете жить рядом с буддой Амитабхой и бодхисаттвами. Получая учения Махаяны и практикуя, вы быстро продвинетесь по пяти путям и десяти бхуми, и, в конце концов, станете неотделимыми от состояния просветления самого будды Амитабхи. Переродиться там не только не трудно, но и очень полезно: после этого уже невозможно снова упасть в миры сансары. Обладая глубокой преданностью и однонаправленностью ума, в момент смерти действительно возможно отправиться в чистый мир подобно стреле, выпущенной из лука. Именно по этой причине, нужно снова и снова создавать устремление переродиться в чистом мире.
В момент смерти у вас не должно быть никаких сомнений в том, что вы сможете переродиться в Сукхавати; возможность перерождения там полностью зависит от ваших устремлений, веры и заслуг.

Если в какой-то момент ты осознаешь, что блуждаешь в бардо,
То ты, несомненно, отправишься в чистый мир.
Итак, держи это в уме с нынешнего момента,
И ты прибудешь туда в то самое мгновение, как только вспомнишь об этом в бардо."

Кен Ринпоче, 3 лекия:

"Есть по крайней мере два способа освобождения от сансары. Если это способ практики, то практикой можно освободиться от сансары, только достигнув уровня святого. А есть другой способ. Если вы молитесь о рождении в Сукхавати, и рождаетесь в Сукхавати, – то вы освобождаетесь от сансары.
Потому и простые люди могут оказаться вне сансары, освободиться от сансары. Если простой человек, не вступавший на путь практики, хорошо молился о рождении в Сукхавати, то, умирая, он рождается в Сукхавати, – а это есть освобождение от сансары. Сукхавати – это чистая земля.
Чистая от чего? Чистая от несущих в себе страдания пяти компонентов этого рождения, от пяти скандх этого рождения. Это и есть "рождение молитвой". Рождение молитвой происходит, если молитва обращена к Сукхавати. А рождение в силу кармы и аффектов наделяет нас несущим в себе страдание телом, состоящим из пяти скандх, несущих в себе качества страдания. Таким образом есть освободившиеся от сансары простые люди, не породившие в своём потоке сознания Пути".

-23

Мантры Будды Амитабхи:

Oṃ amideva hrīḥ

Ом амидева хрих

Мантра-дхарани для рождения в Чистой Земле Будды Амитабхи:

Namo Amitābhāya Tathāgatāya | Tad-yathā Oṁ Amṛtod Bhave | Amṛta Siddhaṁ Bhave | Amṛta Vikrānte | Amṛta Vikrānta-gāmini | Gagana Kīrti-kare Svāhā ||

Намо Амитабхая Татхагатая | Тадьята Ом Амритод Бхаве | Амрита Сиддхам Бхаве | Амрита Викранте Амрита Викранта-гамини | Гагана Кирти-каре Сваха!

"Будда сказал Ананде: "Если желаешь узреть неизмеримое, чистое, ровное и равное пробуждение, а также страну, в которой обитают бодхисаттвы и архаты, следует обратиться лицом к Западу, где заходит солнце, поклониться и произносить [мантру] "Намо Амитабхая Буддхая".
... Если, опираясь на внеконцептуальную мудрость, взращивать корни добродетели, очищать тело и сознание, избавляться от разграничений, желать родиться в Чистой Стране и стремиться к бодхи, о котором проповедует Будда, то непременно родишься в стране Будды и навеки обретёшь освобождение."

КОРЕННАЯ ДХАРАНИ ТАТХАГАТЫ БЕСКОНЕЧНОЙ ЖИЗНИ:
Намо Ратна Траяя. Нама Арья-Амитабхая Татхагатая-Архате Самьяк-Самбуддхая. Татъятха. Ом амрите. амритод бхаве. амрита самбхаве. амрита гарбхе. амрита сиддхе. амрита тедже. амрита викранте. амрита викранта-гамини. амрита гагана кирти-каре. амрита дундубхи сваре. сарвартха садхане. сарва карма клеша кшаямкаре сваха
ом брум хум

Сердечная мантра: Ом амрита тедже хара хум

namo ratna trayāya | nama ārya-amitābhāya tathāgatāya-arhate samyak-saṁbuddhāya | tad-yathā oṁ amṛte | amṛtod bhave | amṛta saṁbhave | amṛta garbhe | amṛta siddhe | amṛta teje | amṛta vikrānte | amṛta vikrānta-gāmini | amṛta gagana kīrti-kare | amṛta dundubhi svare | sarvārtha sādhane | sarva karma kleśa kṣayaṁkare svāhā || 

Aum, brum, hum

https://dzen.ru/video/watch/671efff82f7ebc22360cdac2

Будда Амитабха

Амогхасиддхи

https://buddhaweekly.com/amoghasiddhi-essence-of-lifeforce-modern-success-oriented-and-profound-practices-of-the-karma-buddha-family/
https://buddhaweekly.com/amoghasiddhi-essence-of-lifeforce-modern-success-oriented-and-profound-practices-of-the-karma-buddha-family/

Амогхасиддхи (санскр. अमोघसिद्धि / Amoghasiddhi; тиб. don yod grub pa / Доньё Друппа, букв. "Успешное Достижение", "Верное Достижение"; кит. 成就如來 / Chengjiu Rulai; яп. 不空成就如来 / Fukūjōju Nyorai). Имя Амогасиддхи можно перевести и как "Сила без поражений" и как "Могучий Победитель" (сансарического существования).
Будда Амогхасиддхи является одним из
пяти дхьяни-будд, будда северного направления, который дарует йогину силу настойчивости, упорства, необходимых для успеха во всех йогах, а также силу безошибочного распознавания последствий непогрешимого действия. Всеисполняющий (или всесовершающий) разум (bуа grub ye shes) уничтожает зависть и, исполняя карму, показывает, что дхармакая не возникла из отдельных вещей, не возникла и из их единства; напротив, этот разум познаёт, что безначальная дхармакая является источником безначального феноменального мира.
В бардо дхарматы Амогасиддхи появляется на пятый день, после будды
Амитабхи.
Из "
Бардо Тодрол":

"На пятый день появится зелёный свет совершенно очищенного элемента Воздух. Тогда из зелёного северного измерения, называемого Всесовершенные Деяния, появится блаженный Амогхасиддхи вместе со своей супругой Самайя-Тарой. Его тело зелёного цвета, в руках он держит двойную ваджру и восседает на троне, покоящемся на птицах шанг-шанг, кружащихся в небе.

Настенная роспись Будды Амогхасиддхи с супругой в монастыре Таши Дхедхендинг https://images.mandala.library.virginia.edu/image/wall-painting-buddha-amoghasiddhi-his-consort-tashi-dhedhending-monastery
Настенная роспись Будды Амогхасиддхи с супругой в монастыре Таши Дхедхендинг https://images.mandala.library.virginia.edu/image/wall-painting-buddha-amoghasiddhi-his-consort-tashi-dhedhending-monastery

Его сопровождают два бодхисаттвы, Ваджрапани и Сарваниваранавишкамбхин https://dzen.ru/a/ZZ4wnInA_WkJyNIZ , и две бодхисаттвы, Гандха и Найведья. Всего в пространстве радужного света появятся шесть образов будд.
Зелёный свет скандхи понятия (санскр.
санскара) в её чистом измерении – Мудрость, Совершающая Деяния, ослепительно-зелёная, ясная, яркая, всепроницающая и устрашающая, украшенная дисками радужного света, будет идти к тебе из сердца Амогасиддхи с супругой…"

В одиночной форме Амогасиддхи сидит в медитативной позе на лотосовом троне, его правая рука сложена у груди в абхая-мудре (жесте защиты и благословения): ладонь развёрнута наружу, пальцы выпрямлены. В левой руке у него двойная крестообразная ваджра (вишва-ваджра), эта рука либо покоится на бедре с развёрнутой вверх ладонью, либо находится возле груди, ниже правой руки. Тело Амогасиддхи изображают зелёного цвета.

-26

Мантра Будды Амогхасиддхи:

oṃ a mo gha si ddhi āḥ hūṃ

ом амогхасиддхи а хум

Изначально существовало только три будда-семейства: неведения (Татхагата), желания (Падма) и гнева (Ваджра). Они соотносятся с тремя изначальными ядами неведения, страсти и отвращения, столь графично символизируемыми свиньёй, петухом и змеёй, которые изображаются в центральной части рисунка Колеса жизни.

Свинья, петух и змея в центре колеса символизируют три яда — невежество, привязанность и отвращение. Эти яды вызывают как позитивные, так и негативные последствия, которые известны как карма. Карма, в свою очередь, становится причиной возникновения шести миров, которые представляют собой разнообразные формы страданий в цикле перерождений.
Свинья, петух и змея в центре колеса символизируют три яда — невежество, привязанность и отвращение. Эти яды вызывают как позитивные, так и негативные последствия, которые известны как карма. Карма, в свою очередь, становится причиной возникновения шести миров, которые представляют собой разнообразные формы страданий в цикле перерождений.
Бхавачакра - это что-то вроде круговорота жизни и смерти в буддистском представлении. По преданию это "колесо" нарисовал сам Будда, чтобы визуально объяснить обычным людям (которые скорее всего не умели читать) свое учение, и показать им их место во вселенной Бытия.

Колесо жизни сжимает в своих лапах Бог Смерти - Яма, который символизирует "непостоянство". Почему? А "Яма" его знает! Что-то вроде того, что все вне "колеса жизни" непостоянно, а вот внутри все стабильно. А он, бог Яма, держит все в своих лапах и не дает никому вырваться из этого круговорота жизни.

Сверху справа изображают Будду Шакьямуни, указывающего на луну, что значит - Будда указывает путь к "освобождению" (луна - это символ освобождения в буддизме). А слева изображен Будда Амитабха, который тоже является очень значимой фигурой в буддизме.

В центральном маленьком круге изображены свинья, змея и петух, хватающие друг друга. Они символизируют невежество (свинья), гнев (змея) и страсть или похоть (петух). Это - три главные источника страданий, а значит и перерождений! Поэтому они и находятся в центре и являются как бы "ядром" Бхавачакры.
Бхавачакра - это что-то вроде круговорота жизни и смерти в буддистском представлении. По преданию это "колесо" нарисовал сам Будда, чтобы визуально объяснить обычным людям (которые скорее всего не умели читать) свое учение, и показать им их место во вселенной Бытия. Колесо жизни сжимает в своих лапах Бог Смерти - Яма, который символизирует "непостоянство". Почему? А "Яма" его знает! Что-то вроде того, что все вне "колеса жизни" непостоянно, а вот внутри все стабильно. А он, бог Яма, держит все в своих лапах и не дает никому вырваться из этого круговорота жизни. Сверху справа изображают Будду Шакьямуни, указывающего на луну, что значит - Будда указывает путь к "освобождению" (луна - это символ освобождения в буддизме). А слева изображен Будда Амитабха, который тоже является очень значимой фигурой в буддизме. В центральном маленьком круге изображены свинья, змея и петух, хватающие друг друга. Они символизируют невежество (свинья), гнев (змея) и страсть или похоть (петух). Это - три главные источника страданий, а значит и перерождений! Поэтому они и находятся в центре и являются как бы "ядром" Бхавачакры.

-29

Эта троица символически соотносится с триединством «трёх врат» (тела, речи и ума); с тремя направлениями (зенит, центр и надир); с тремя психическими центрами-чакрами (головной, горловой и сердечной) и с индуистской троицей – Брахма, Вишна и Шива (представляющих сотворение, поддержание и разрушение).

Свинья, петух и змея в центре колеса символизируют три яда — невежество, привязанность и отвращение. Эти яды вызывают как позитивные, так и негативные последствия, которые известны как карма. Карма, в свою очередь, становится причиной возникновения шести миров, которые представляют собой разнообразные формы страданий в цикле перерождений.
Свинья, петух и змея в центре колеса символизируют три яда — невежество, привязанность и отвращение. Эти яды вызывают как позитивные, так и негативные последствия, которые известны как карма. Карма, в свою очередь, становится причиной возникновения шести миров, которые представляют собой разнообразные формы страданий в цикле перерождений.

Эхом существования в прошлом трёх изначальных будда-семейств отчасти является та важная роль, которую по-прежнему отводят трём великим бодхисаттвам – Манджушри, Авалокитешваре и Ваджрапани, также известным как «главы трёх семейств», хотя они и бодхисаттвы, а не будды. Красно-жёлтый Манджушри, чей меч рассекает покров неведения, – это глава семейства Татхагата (Будда), трансформирующего неведение и заблуждение. Белый Авалокитешвара, лотос которого символизирует превращение страсти в сострадание, – это глава семейства Падма (лотос), трансформирующего страсть и привязанность. Чёрно-синий Ваджрапани, чьё гневное поведение представляет трансформацию ненависти в силу и энергию, – это глава семейства Ваджра, преобразующего отвращение и гнев.

Манджушри
Манджушри
АВАЛОКИТЕШВАРА  (тиб.: Ченрезиг)
Самый известный святой покровитель Тибета, воплощение сострадания всех Будд, держит в своих центральных руках драгоценность, исполняющую желания, дарующую все желания всех существ. Его внешняя левая рука держит цветок утпала с двумя бутонами, представляющими его знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Его внешняя правая рука держит хрустальные четки, напоминающие практикующим и всем существам повторять мантру великого сострадания: ом мани падме хум. Видение этой картины было получено в медитационном центре Чандракирти в Новой Зеландии.
https://andyweberstudios.com/product/4-arm-chenrezig-2/
АВАЛОКИТЕШВАРА (тиб.: Ченрезиг) Самый известный святой покровитель Тибета, воплощение сострадания всех Будд, держит в своих центральных руках драгоценность, исполняющую желания, дарующую все желания всех существ. Его внешняя левая рука держит цветок утпала с двумя бутонами, представляющими его знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Его внешняя правая рука держит хрустальные четки, напоминающие практикующим и всем существам повторять мантру великого сострадания: ом мани падме хум. Видение этой картины было получено в медитационном центре Чандракирти в Новой Зеландии. https://andyweberstudios.com/product/4-arm-chenrezig-2/
Ваджрапани, в гневном аспекте, часто изображается темно-синего цвета, что символизирует могущество и силу. Он изображается стоящим на солнечном диске с широко расставленными ногами, а за спиной бушует пламя, которое представляет силу Пробуждения и мудрости. Ваджрапани держит в руках ваджру (в правой) и петлю или крюк для ловли душ грешников (в левой), что символизирует его способность защищать и очищать. Он является хранильцем всех учений исцеления и является одним из самых ранних Дхармапалов в буддизме Махаяны.
Ваджрапани, в гневном аспекте, часто изображается темно-синего цвета, что символизирует могущество и силу. Он изображается стоящим на солнечном диске с широко расставленными ногами, а за спиной бушует пламя, которое представляет силу Пробуждения и мудрости. Ваджрапани держит в руках ваджру (в правой) и петлю или крюк для ловли душ грешников (в левой), что символизирует его способность защищать и очищать. Он является хранильцем всех учений исцеления и является одним из самых ранних Дхармапалов в буддизме Махаяны.

В буддизме всегда существовали развитые системы классификации феноменов, качеств и атрибутов. Ранние буддисты махаяны разработали трёхчленное деление, которое состояло из двух путей хинаяны, или «меньших путей» шраваков (преданных слушателей) и пратьекабудд (постигающих в уединении), и третьего, «пути Высшей колесницы», пути бодхисаттв или просветлённых «духовных героев» – махаяны. Это соотносится с «тремя типами способностей», или устремлений индивидуумов, выделяющими практиков с низшими, средними и высшими умственными способностями, или уровнями духовной мотивации. Подобная классификация применяется и к главам трёх семейств (kula), при этом семейство Ваджра определяется как меньший тип, семейство Лотос – как средний тип и семейство Татхагата – как высший тип способностей. Эта духовная иерархия иллюстрируется изображением Манджушри над Авалокитешварой и Ваджрапани, при этом три бодхисаттвы образуют триединство качеств мудрости, сострадания и силы будды.

Ранний буддизм ваджраяны расширил эту первоначальную группу из трёх бодхисаттв до четырёх, пяти и, в конце концов, шести, помещая Ваджрадхару или Ваджрасаттву над центральной позицией как шестого «сверхглаву» Пяти будда-семейств. Дополнение двух ядов гордыни и зависти привело к созданию пятичленной системы с центром и четырьмя основными направлениями.

Принцип пяти семейств будд находит своё наиболее чёткое выражение в построении геометрической мандалы. В Непале будда-семейства также живо проявились в скульптурном оформлении четырёх основных направлений ступы, с пятым буддой (Вайрочаной или Акшобхьей), чьё место в центре ступы, обычно расположенной в промежуточном направлении северо-востока.

Мандала. 5 мудростей. Аккурат к открытию у нас в Ростове строительства мандалы 5-ти Дхьяни-Будд https://yakyaks.livejournal.com/217391.html
Мандала. 5 мудростей. Аккурат к открытию у нас в Ростове строительства мандалы 5-ти Дхьяни-Будд https://yakyaks.livejournal.com/217391.html

-35
-36
-37

-38

VK | VK
Татхагаты Пяти Семейств.

Wall painting of Buddha Amoghasiddhi with his consort in the Tashi Dhedhending monastery
Wall painting of Buddha Amoghasiddhi with his consort in the Tashi Dhedhending monastery

Иконография
Amoghasiddhi Essence of Lifeforce: Modern, Success-Oriented and Profound Practices of the Karma Buddha Family - Buddha Weekly: Buddhist Practices, Mindfulness, Meditation

Что такое Бхавачакра или "Колесо жизни" для "чайников"

https://buddhayana.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4.html