Найти в Дзене
Лис и волынка

«Как пошла стрела через всё село»: обряд вождения стрелы

«Вождение стрелы», «Похороны стрелы» или просто «Стрела» — древний аграрно-обережный обряд, который обычно исполняли на пасхальной неделе, на Егория Вешнего (6 мая) или Вознесение (40-й день после Пасхи, в этом году он приходится на 29 мая). Считалось, что этим обрядом «запирают» весну и «отпирают» лето, призывают дождь для обильного урожая, защищают селение от невзгод. Вождение стрелы больше всего распространено в Беларуси, но встречается и в российских приграничных областях — прежде всего в Брянской. Кроме того, этнографы записывали обрядовые «стрельные» песни в Новосибирской области, в русских селах Бурятии и Алтая. В обряде участвовали только женщины — от самых юных девочек до глубоких старух. Они одевались в праздничные наряды, собирались группами и, взявшись за руки, шли с песнями к центру села. Там все они объединялись в большой хоровод, а затем, так же держась за руки и с пением, «вели стрелу» за село, в поле. Вдоль улицы, по которой шла процессия, выставляли столы с угощениям

«Вождение стрелы», «Похороны стрелы» или просто «Стрела» — древний аграрно-обережный обряд, который обычно исполняли на пасхальной неделе, на Егория Вешнего (6 мая) или Вознесение (40-й день после Пасхи, в этом году он приходится на 29 мая). Считалось, что этим обрядом «запирают» весну и «отпирают» лето, призывают дождь для обильного урожая, защищают селение от невзгод.

Вождение стрелы больше всего распространено в Беларуси, но встречается и в российских приграничных областях — прежде всего в Брянской. Кроме того, этнографы записывали обрядовые «стрельные» песни в Новосибирской области, в русских селах Бурятии и Алтая.

В обряде участвовали только женщины — от самых юных девочек до глубоких старух. Они одевались в праздничные наряды, собирались группами и, взявшись за руки, шли с песнями к центру села. Там все они объединялись в большой хоровод, а затем, так же держась за руки и с пением, «вели стрелу» за село, в поле. Вдоль улицы, по которой шла процессия, выставляли столы с угощениями, иногда к женщинам присоединялись ряженые «дед» и «баба», которые собирали у зрителей деньги, сладости и другие мелкие подношения.

«Стрельные» песни различались от села к селу, но чаще всего встречался один и тот же сюжет — просьба к стреле «убить» или «не убивать» добра молодца, по которому «некому плакати». Далее в тексте могли упоминаться мать, сестра и жена героя, которые плачут о нем, но горюют в разной степени:

Где мамка плаче — там река тяче,
Где сястра плаче — там озерочко,
Где жена плаче — там криниченька (вариант — «там росы няма»)…

Просьба «Ты убей, стрела, добра молодца» не была пожеланием зла кому-либо. Это традиционный элемент народной магии, когда произносимые слова следовало понимать наоборот: недобрые пожелания, как считалось, помогали отвести беду или избежать сглаза.

Белорусский обряд завершался в поле «похоронами стрелы»: одна из женщин — уважаемая вдова — зарывала в землю хлеб, деньги, ленту или другой предмет, своеобразную благодарность земле за плодородие. В русской версии вождение стрелы чаще всего ограничивалось шествием, без «похорон».

Считалось, что после правильно проведенного обряда стрелы должен пойти дождь. Соответственно, упоминание женских слез в тексте ассоциировали с дождевыми каплями, а стрелу — с молнией.

Читайте также: