Найти в Дзене
Лис и волынка

«Во поле березка стояла»: троицкие песни и обряды

На 50-й день после Пасхи православные христиане отмечают Троицу — один из самых важных праздников как в церковном, так и в народно-обрядовом календаре. В разных регионах Троицын день также называли Семик (Сямик), Венки, Цветная Пасха, Клечальное воскресенье. Он входит в цикл праздников, которые обозначают переход от весны к лету. К Троицыну дню тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, готовили угощение. Во многих губерниях в праздничный обед обязательно входила яичница. Девушки в этот день одевались в праздничные наряды, плели венки из трав и цветов, с песнями проходили по главной деревенской улице, а потом — с песнями же — водили хороводы за околицей. Одним из главных символов Троицы считалась береза. Ее ветками украшали дом и двор, в Удмуртии, например, даже застилали обеденный стол. В Брянской области такие ветки, называемые «май» (отсюда и рефрен некоторых троицких песен — «маю-маю, маю зеляно»), принято было не выбрасывать после праздника, а сжигать в печи в тех случаях,

На 50-й день после Пасхи православные христиане отмечают Троицу — один из самых важных праздников как в церковном, так и в народно-обрядовом календаре. В разных регионах Троицын день также называли Семик (Сямик), Венки, Цветная Пасха, Клечальное воскресенье. Он входит в цикл праздников, которые обозначают переход от весны к лету.

К Троицыну дню тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, готовили угощение. Во многих губерниях в праздничный обед обязательно входила яичница. Девушки в этот день одевались в праздничные наряды, плели венки из трав и цветов, с песнями проходили по главной деревенской улице, а потом — с песнями же — водили хороводы за околицей.

Одним из главных символов Троицы считалась береза. Ее ветками украшали дом и двор, в Удмуртии, например, даже застилали обеденный стол. В Брянской области такие ветки, называемые «май» (отсюда и рефрен некоторых троицких песен — «маю-маю, маю зеляно»), принято было не выбрасывать после праздника, а сжигать в печи в тех случаях, когда над деревней собиралась гроза.

На молодых березах часто гадали: завивали несколько веток на них в венок, а через неделю проверяли, не засох ли он. Если венок оставался живым и зеленым, это сулило гадающей здоровье и благополучие; засох — не миновать болезней в следующем году.

С березами был связан и обряд «кумления» между молодыми девушками: его участницы делились на пары и через заплетенный на березе венок обменивались поцелуями и подарками. Иногда вместо венка две стоящие рядом березки «заламывали» — наклоняли вершинами к земле и сплетали между собой наподобие арки. После обряда устраивали вскладчину общую трапезу. «Кумушки» считались очень близкими друг другу людьми, практически родственницами; правда, ненадолго — чаще всего примерно через неделю проводился обряд «раскумления», где действия выполнялись в обратном порядке. Иногда, впрочем, «кумились» и на более долгий срок — на шесть недель, до следующей Троицы и даже на всю жизнь.

Кроме общеизвестных обрядов, встречались и локальные троицкие традиции. Например, обряд «вождения камаря» записан только в станице Удобной Отрадненского района Краснодарского края. Заключался он в следующем: дети (по большинству описаний — только девочки) собирались в чьем-нибудь доме, двух участников наряжали «камарем» и «камарихой». Они брали в руки ветку неплодового дерева, украшенную лентами и конфетами и вместе с остальными участниками обряда шли по улице с песней «Уж я по лугу гуляла». Пройдя по станице, возвращались от дома, из которого начиналось шествие, и устраивали там всеобщее застолье.

Читайте также: