Найти в Дзене
Лис и волынка

«На гряной неделе русалки сидели»: обычаи, поверья и песни Русальной недели

Неделя после Троицы в славянском народном календаре называлась Русальной, Гряной, Зелеными или Троицкими святками. Считалось, что в это время по земле ходят русалки — нечисть, в которую превращались дети, умершие до крещения, девушки, которые не дожили до свадьбы, утопились или были прокляты, а также те, кто умер на Троицкой неделе. В отличие от европейских русалок, славянские хвостов не имели и выглядели, по народным представлениям, почти как обычные девушки с длинными распущенными волосами. В некоторых вариантах быличек они отличались от обычных людей бледной кожей, зеленоватым оттенком волос или необычайно высоким ростом. Если образы северных русалок чаще связаны с водой, то в южных и западных губерниях они чаще ассоциировались с хлебным полем. Считалось, что на Русальной неделе они резвятся в жите, водят хороводы, поют и веселятся: по одной версии, такие игры нечисти портили посевы, по другой — наоборот, там, где танцевали русалки, хлеб уродится лучше. Этими поверьями объяснялся за

Неделя после Троицы в славянском народном календаре называлась Русальной, Гряной, Зелеными или Троицкими святками. Считалось, что в это время по земле ходят русалки — нечисть, в которую превращались дети, умершие до крещения, девушки, которые не дожили до свадьбы, утопились или были прокляты, а также те, кто умер на Троицкой неделе. В отличие от европейских русалок, славянские хвостов не имели и выглядели, по народным представлениям, почти как обычные девушки с длинными распущенными волосами. В некоторых вариантах быличек они отличались от обычных людей бледной кожей, зеленоватым оттенком волос или необычайно высоким ростом.

Иван Крамской. Русалки (1871)
Иван Крамской. Русалки (1871)

Если образы северных русалок чаще связаны с водой, то в южных и западных губерниях они чаще ассоциировались с хлебным полем. Считалось, что на Русальной неделе они резвятся в жите, водят хороводы, поют и веселятся: по одной версии, такие игры нечисти портили посевы, по другой — наоборот, там, где танцевали русалки, хлеб уродится лучше.

Этими поверьями объяснялся запрет не только работать в поле, но и вообще ходить туда на Русальной неделе, а тем более отпускать в жито маленьких детей — русалки могли их украсть. Женщинам в это время запрещалось стирать, белить холсты, ткать, шить прясть — иначе «на пряже русалки будут качаться», «можно русалке глаза зашить/забрызгать грязной водой/пришить ее к себе».

-2

В разных поверьях русалки предстают то безобидными игривыми духами, способными только подшутить или напугать, то опасными существами, которые заманивают людей в омут или могут защекотать до смерти, особенно молодых неженатых парней. Защититься от них помогали крест и молитва, матерная ругань, пучок полыни, прикрепленный к одежде. Считалось, что при встрече русалка задает вопрос: «Полынь или петрушка?». Если ответить «Полынь» — русалка отзывалась «Сам ты сгинь» или «Прячься под тын» и не причиняла никакого вреда. А при ответе «Петрушка» — с возгласом «Ах ты моя душка!» могла защекотать до смерти.

Поскольку русалками становились «нечистые» покойники — самоубийцы, проклятые, умершие без крещения — на Зеленых святках принято было их поминать. Этот обычай отразился в «русальных» песнях: в них русалка часто просит «хлеба и соли, ще й горькой цыбули», то есть поминальной еды. Встречается также вариант, где она просит одежду — «хоть рваным-рваненьку, да белым-беленьку»: это еще один вариант поминального подарка для умерших.

В конце Гряной недели русалки покидали мир живых. Чтобы «помочь» им, крестьяне устраивали ритуальные проводы: делали чучело русалки или наряжали ею одну или нескольких девушек, а потом с песнями и криками «прогоняли» из деревни. Чучело топили или сжигали, ряженых девушек по обряду выгоняли в поле, где они проводили некоторое время в одиночестве, а затем снимали с себя «русалочью» одежду и в своем обычном виде возвращались домой.

Читайте также: