Найти в Дзене
Тимофеев Дмитрий

Симулированные ритуалы как симулякры

Оглавление

По Жану Бодрийяру, симулякр — это не просто копия без оригинала, это то, что вытесняет реальность, замещая собой сам опыт реального. Симулированный ритуал — это и есть такой симулякр: он выглядит как переход, как инициация, он воспроизводит этапы, символику, даже эффекты (трансы, катарсисы, групповую динамику), но:

  • субъект не перерождается;
  • ответственности за выбор нет (выбор сделан за него — или изнутри манипуляции);
  • боль присутствует, но она не дает силы, не становится точкой опоры.

Это как у Пелевина в «Фокус-группе»: свобода декларируется, но всё пространство уже закодировано под безошибочное потребление. И «принятие решения» лишь разыгрывает свободу, не активируя её.

2. Почему всё же необходимы симулированные ритуалы?

Парадокс: даже если они ложны — они неизбежны.

Человек в позднем модерне и постмодерне живёт в постоянно расслаивающемся поле «хочу — должен — могу — решил». Эту рассогласованность нужно хоть как-то решать.

Настоящий ритуал (инициация, кризис, подвиг, травма) требует предельной включённости, боли, страха. Но в обществе, где главное табу — это страдание и отказ, возникает необходимость:

  • имитировать опыт трансформации;
  • производить ощущение выбора;
  • оставаться в рамках комфортной среды (психологические тренинги, коучинг, «интеграции», ретриты, квест-комнаты, военизированные курсы, даже ТикТок-челленджи).

Симулированные ритуалы становятся:

  • адаптацией;
  • попыткой нащупать границу;
  • формой коллективного фантазма о том, «как могло бы быть» (или должно было бы быть).

-2

3. Области симулированных ритуалов сегодня

1. Популярная психология и терапевтическая культура.
«Пройди через свою травму» — но в формате трёхдневного марафона. Гештальт без ретравматизации, холотропка под плейлист Lo-Fi. Здесь симулируется глубинное переживание, но без катастрофы.

2. Военные игры / экстремальные курсы.
Имитация воина, преодоление — но в мягкой обвязке: без реального риска, но с физическим истощением и коллективной динамикой. Это игра в посвящение.

3. Цифровая инициация.
Киберпространство (видеоигры, VR, соцсети) предлагает шаблонный путь героя. Геймер получает опыт вхождения в неизвестность, боя, победы — без изменения субъективного статуса в реальности.

4. Ритуалы потребления.
Распространённый паттерн: «Я выбрал, я осознал, я купил — и я другой». Эта логика встраивается в бренды, маркетинг, сторителлинг: твой выбор кофе — это инициация.

5. Псевдорелигиозные практики и НЛП-шаманизм.
Обряды, медитации, шаманские практики без онтологического фундамента. Люди испытывают сильные состояния, но без изменения онтологии «я».

4. Зачем же всё это?

Симулированные ритуалы — это культурный механизм запоздалой онтологической компенсации. Они выполняют следующие функции:

  • облегчают тревогу от невозможности настоящего выбора;
  • сохраняют иллюзию субъектной консистентности;
  • даже в провале — дают язык описания опыта.

5. А может ли быть иначе?

Парадокс: даже симулякр может стать ритуалом.
При условии, что субъект
осознаёт, что именно симулирует — и зачем. Тогда он начинает действовать не из тревоги, а из воли к стилю, как ты однажды сказал.

Тогда симулированный ритуал превращается в иронический, но подлинный:
ритуал из свободы, а не из необходимости.

-3

Итог

Симулированные ритуалы — это не фейковые ритуалы. Это форма современной трансценденции в условиях недоверия к онтологии. Это стиль адаптации сознания к невозможности настоящего перехода. Но в этом и есть ключ: ритуал возможен только тогда, когда человек решается стать субъектом — даже в симуляции.