Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» ориентирован на синтез искусств и открытое общение творцов и зрителей. Неслучайно одним из центральных проектов ежегодно становится выставка произведений петербургских художников и композиторский концерт. Их объединяет общая тема, каждый год разная. В 2025 году Фестиваль предложил художникам порефлексировать на тему человеческой личности, ее переживаний, отклика на происходящие вокруг актуальные события и воплотить это в музыкальных и художественных автопортретах. Художественная выставка разместится в петербургской галерее «Общество поощрения художеств» (Шпалерная улица, 35) и станет одной из главных точек притяжения на фестивале.
Об особенностях выставки, художниках-участниках, а также разнообразии подходов к пониманию природы автопортрета рассказывает куратор проекта, российский культуролог, искусствовед, кандидат философских наук Елена Григорьянц.
В этом году тема фестиваля – «Автопортреты». Как родилась идея, что вы вкладываете в это понятие?
Каждый раз тема появляется в процессе обсуждений, поиска какой-то интересной концепции для проекта, куда входит художественная выставка и композиторский концерт. Нужно выбрать что-то такое, чтобы все участники фестиваля, и художники, и музыканты, могли адекватно на неё откликнуться. В этот раз родилась тема автопортрета. Первоначально идея пришла Сергею Александровичу Осколкову. Сейчас особый интерес к этому жанру, хотя это достаточно сложная тема. Мы подумали, почему бы нет? Интересно посмотреть, как себя видят художники, и послушать музыкальные версии автопортретов. Жанр автопортрета классический, но он всё время модифицируется и развивается. Так что нынешняя тема – своеобразный вызов.
То есть Вы не подходите к жанру автопортрета буквально? Могут быть самые разные интерпретации?
Вообще автопортрет, как жанр, начал складываться довольно давно и сейчас может интерпретироваться по-разному. Наверное, если человеку сказать «автопортрет», он в первую очередь представит художника с кисточкой в берете, а-ля Рембрандт или Дюрер. Но, конечно, это далеко не всегда так. Постепенно появились самые разные варианты. Автопортрет может быть личностный, включённый, групповой, символический… Включённый пошёл от Фидия, когда художник помещал себя в произведение искусства как персонажа. Или же можно изобразить себя в образе какого-то исторического или мифологического героя. На выставке, к примеру, можно будет увидеть графический лист художника Евгения Жаворонкова, где художник беседует с А.С.Пушкиным, эта работа из серии «Пушкиниана». Тоже вариант группового портрета. Есть так называемые ассоциативные автопортреты, когда художник изображает себя в образе животного, например, в виде любимого кота. Я надеюсь, что у нас на выставке как раз будет один такой автопортрет: кот, созданный известным петербургским художником-монументалистом Виктором Татаренко.
Надеюсь, на выставке появятся и скульптурные образы. К примеру, есть такой художник Илья Вереск, он занимается объектами. Он отливал руки известных людей в скульптурной пластике, а теперь должен сделать свои. Это тоже своеобразный автопортрет.
Жанр автопортрета очень ёмкий. И художник приходит к нему по разным причинам. Например, Зинаида Серебрякова писала себя, потому что нужно было тренировать руку, а модели больше не было. В итоге мы имеем целую серию прекрасных автопортретов. Но, как правило, художник обращается к себе, как к модели, когда с ним происходит что-то значимое. Это может быть связано с его личными переживаниями, или же с происходящим вокруг. Зачастую он пропускает через себя объективную реальность, превращая её в собственный психологический опыт. Такой подход, например, очень близок Андрею Баззаеву-Скифу, художнику-мыслителю, глубоко переживающему все значимые события общественной жизни. В его творчестве множество автопортретов, выполненных в разной стилистике, которая, по мнению художника, наиболее соответствует его переживанию времени.
Так что на выставке будет очень разнообразно, интересно и неожиданно. Тема автопортрета глубокая и обширная. Это не селфи на телефоне.
Выставка включает около 50 работ. Как проходил отбор? Или у вас уже сложился определенный круг художников, с которыми вы работаете?
У нас фестиваль друзей, поэтому конкурсного отбора в привычном понимании у нас не было. За почти 30 лет существования проекта сложился определенный костяк художников, которые постоянно участвуют в фестивале. Но, естественно, он претерпевает изменения. Кто-то ушел из жизни, кто-то уехал. Безусловно, появляются и новые имена. Мы стараемся держать высокий уровень, приглашать интересных современных художников, работаем с художниками разных поколений. Для нас самое важное – индивидуальный авторский стиль, а он совершенно не связан с возрастом. Многие художники специально создают работы для нашей выставки. Кто-то представит произведения из личного архива. И, я уверена, мы увидим яркие и интересные произведения, порой неожиданные даже для организаторов.
На какие работы стоит обратить особое внимание?
На все! Это не преувеличение. Действительно, каждый автор и каждый автопортрет заслуживают внимания. На выставке будут портреты реалистичные, как, например, аквалик Анжелики Калининой, и символические, как у Валерия Миронова, который поместил себя в мир растений, лопухов, создав из всего это синтетический образ. Андрей Корольчук представит объектно-изобразительный автопортрет. Очень интересные портреты выполнены фотохудожниками. Так, Сергей Зизюлин представит образ, созданный с помощью авторской техники обработки фотографии, и мы увидим яркий живописный образ. Вообще, про каждого автора можно сказать много интересного.
Будут ли какие-то ретроспекции?
Мы представим работы трех художников, друзей фестиваля, которых уже нет с нами. Это очень важный момент. Сергей Александрович все время говорит, что все наши друзья, которые уже ушли, все равно остаются с нами. И мы продолжаем выставлять их работы в наших проектах.
Во-первых, мы вспомним российского художника-нонконформиста и поэта Вика, Вячеслава Забелина, классика авангардного искусства. Его не стало около 15 лет назад, но мы продолжаем дружить с его семьей, с женой Ольгой Забелиной. В этом году она привезет нам автопортреты художника, что очень ценно. Забелин – выдающийся, узнаваемый, сильный и хорошо известный мастер. Его произведения находятся в значимых зарубежных и отечественных собраниях, в том числе музейных.
Кроме того, будут представлены работы Ильи Бадаляна. Он тоже начинал с авангардного искусства, был членом Товарищества экспериментальных выставок (ТЭВ) - неофициального объединения ленинградских художников, существовавшего в 1970-е годы. Хотя изначально он – профессиональный танцовщик. Мы покажем автопортрет Бадаляна из коллекции коллекционера и друга фестиваля Александра Талюкина. Он нашел у себя очень интересный вариант. Мы увидим не традиционный автопортрет, а отражение лица Бадаляна в одном из предметов в натюрморте. Есть известная фотография, ставшая классической, когда фотограф сделал свой автопортрет, сняв свое отражение в чайнике. В данном случае мы увидим именно художественное использование этого приема.
Имя третьего художника – Юрий Осенчаков, он ушел из жизни совсем недавно. Яркий и самобытный мастер! Мы сможем выставить его автопортрет, любезно предоставленный семьей художника.
Какие еще знаковые имена войдут в экспозицию?
У нас нет проходных художников, все очень интересные. Из наиболее маститых, как я уже сказала, заслуженный художник России Виктор Татаренко – большой мастер-монументалист, работы которого украшают многие храмы в нашей стране и за рубежом; Юрий Шевчик - председатель Общества акварелистов Санкт-Петербурга; Андрей Корольчук – заведующий Кафедры графики и скульптуры в РГПУ им. А.И. Герцена. Евгений Гиндпер, авангардист, который продолжает работать в этом стиле. Народный художник Южной Осетии Андрей Баззаев-Скиф. Владимир Михайлуца - председатель Люминографического общества Санкт-Петербурга. Этот список можно продолжать долго. Практически все авторы являются членами Союза художников, целый ряд авторов члены Общества Акварелистов Санкт-Петербурга.
Важно отметить, что фестиваль поддерживает людей с особенностями развития. Так с нами уже много лет выставляется Дмитрий Анигеев, самобытный автор, который отличается своим видением, своим цветом, своей подачей. Это яркий пример того, как искусство формирует и совершенствует личность, даже в очень сложных случаях. Мы должны поддерживать и привлекать таких людей. И это тоже одна из задач фестиваля.
Общая идея фестиваля и выставки — объединение, возможность самопрезентации и самовыражения?
Для человека в жизни крайне важна дружеская поддержка, некая общность. Любой концерт или выставку мы так и рассматриваем. Это не просто сумма случайностей, а некая общность художников, которые с радостью приходят, выставляются, видят друг друга, общаются. Это круг друзей и единомышленников. Складывается настоящее художественное братство. Для творческих людей наш фестиваль – возможность показать себя, пообщаться в профессиональной среде, и, конечно, со зрителями. Эта задача была и остается ключевой для фестиваля «Сергей Осколков и его друзья».
С подробной программой фестиваля можно ознакомиться на официальном сайте: http://foundart.ru/
Выставка «Автопортреты» в галерее «Общество поощрения художеств» работает с 4 по 10 июня 2025 года.
Материал подготовила Елена Прилашкевич