Найти в Дзене

Искусство автопортрета – не селфи на телефон

Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» ориентирован на синтез искусств и открытое общение творцов и зрителей. Неслучайно одним из центральных проектов ежегодно становится выставка произведений петербургских художников и композиторский концерт. Их объединяет общая тема, каждый год разная. В 2025 году Фестиваль предложил художникам порефлексировать на тему человеческой личности, ее переживаний, отклика на происходящие вокруг актуальные события и воплотить это в музыкальных и художественных автопортретах. Художественная выставка разместится в петербургской галерее «Общество поощрения художеств» (Шпалерная улица, 35) и станет одной из главных точек притяжения на фестивале. Об особенностях выставки, художниках-участниках, а также разнообразии подходов к пониманию природы автопортрета рассказывает куратор проекта, российский культуролог, искусствовед, кандидат философских наук Елена Григорьянц. В этом году тема фестиваля – «Автопортреты». Как родилась идея, что вы в

Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» ориентирован на синтез искусств и открытое общение творцов и зрителей. Неслучайно одним из центральных проектов ежегодно становится выставка произведений петербургских художников и композиторский концерт. Их объединяет общая тема, каждый год разная. В 2025 году Фестиваль предложил художникам порефлексировать на тему человеческой личности, ее переживаний, отклика на происходящие вокруг актуальные события и воплотить это в музыкальных и художественных автопортретах. Художественная выставка разместится в петербургской галерее «Общество поощрения художеств» (Шпалерная улица, 35) и станет одной из главных точек притяжения на фестивале.

Об особенностях выставки, художниках-участниках, а также разнообразии подходов к пониманию природы автопортрета рассказывает куратор проекта, российский культуролог, искусствовед, кандидат философских наук Елена Григорьянц.

В этом году тема фестиваля – «Автопортреты». Как родилась идея, что вы вкладываете в это понятие?

Каждый раз тема появляется в процессе обсуждений, поиска какой-то интересной концепции для проекта, куда входит художественная выставка и композиторский концерт. Нужно выбрать что-то такое, чтобы все участники фестиваля, и художники, и музыканты, могли адекватно на неё откликнуться. В этот раз родилась тема автопортрета. Первоначально идея пришла Сергею Александровичу Осколкову. Сейчас особый интерес к этому жанру, хотя это достаточно сложная тема. Мы подумали, почему бы нет? Интересно посмотреть, как себя видят художники, и послушать музыкальные версии автопортретов. Жанр автопортрета классический, но он всё время модифицируется и развивается. Так что нынешняя тема – своеобразный вызов.

Афиша  выставки «Автопортреты» в галерее «Общество поощрения художеств»
Афиша выставки «Автопортреты» в галерее «Общество поощрения художеств»

То есть Вы не подходите к жанру автопортрета буквально? Могут быть самые разные интерпретации?

Вообще автопортрет, как жанр, начал складываться довольно давно и сейчас может интерпретироваться по-разному. Наверное, если человеку сказать «автопортрет», он в первую очередь представит художника с кисточкой в берете, а-ля Рембрандт или Дюрер. Но, конечно, это далеко не всегда так. Постепенно появились самые разные варианты. Автопортрет может быть личностный, включённый, групповой, символический… Включённый пошёл от Фидия, когда художник помещал себя в произведение искусства как персонажа. Или же можно изобразить себя в образе какого-то исторического или мифологического героя. На выставке, к примеру, можно будет увидеть графический лист художника Евгения Жаворонкова, где художник беседует с А.С.Пушкиным, эта работа из серии «Пушкиниана». Тоже вариант группового портрета. Есть так называемые ассоциативные автопортреты, когда художник изображает себя в образе животного, например, в виде любимого кота. Я надеюсь, что у нас на выставке как раз будет один такой автопортрет: кот, созданный известным петербургским художником-монументалистом Виктором Татаренко.

Евгений Жаворонков. «Разговоры с А.С. Пушкиным». Из серии «Пушкиниана». Графика. тушь, перо, 2020 г.
Евгений Жаворонков. «Разговоры с А.С. Пушкиным». Из серии «Пушкиниана». Графика. тушь, перо, 2020 г.

Надеюсь, на выставке появятся и скульптурные образы. К примеру, есть такой художник Илья Вереск, он занимается объектами. Он отливал руки известных людей в скульптурной пластике, а теперь должен сделать свои. Это тоже своеобразный автопортрет.

Жанр автопортрета очень ёмкий. И художник приходит к нему по разным причинам. Например, Зинаида Серебрякова писала себя, потому что нужно было тренировать руку, а модели больше не было. В итоге мы имеем целую серию прекрасных автопортретов. Но, как правило, художник обращается к себе, как к модели, когда с ним происходит что-то значимое. Это может быть связано с его личными переживаниями, или же с происходящим вокруг. Зачастую он пропускает через себя объективную реальность, превращая её в собственный психологический опыт. Такой подход, например, очень близок Андрею Баззаеву-Скифу, художнику-мыслителю, глубоко переживающему все значимые события общественной жизни. В его творчестве множество автопортретов, выполненных в разной стилистике, которая, по мнению художника, наиболее соответствует его переживанию времени.

Так что на выставке будет очень разнообразно, интересно и неожиданно. Тема автопортрета глубокая и обширная. Это не селфи на телефоне.

Выставка включает около 50 работ. Как проходил отбор? Или у вас уже сложился определенный круг художников, с которыми вы работаете?

У нас фестиваль друзей, поэтому конкурсного отбора в привычном понимании у нас не было. За почти 30 лет существования проекта сложился определенный костяк художников, которые постоянно участвуют в фестивале. Но, естественно, он претерпевает изменения. Кто-то ушел из жизни, кто-то уехал. Безусловно, появляются и новые имена. Мы стараемся держать высокий уровень, приглашать интересных современных художников, работаем с художниками разных поколений. Для нас самое важное – индивидуальный авторский стиль, а он совершенно не связан с возрастом. Многие художники специально создают работы для нашей выставки. Кто-то представит произведения из личного архива. И, я уверена, мы увидим яркие и интересные произведения, порой неожиданные даже для организаторов.

Валерий Миронов. «Автопортрет в лопухах». Холст, масло
Валерий Миронов. «Автопортрет в лопухах». Холст, масло

На какие работы стоит обратить особое внимание?

На все! Это не преувеличение. Действительно, каждый автор и каждый автопортрет заслуживают внимания. На выставке будут портреты реалистичные, как, например, аквалик Анжелики Калининой, и символические, как у Валерия Миронова, который поместил себя в мир растений, лопухов, создав из всего это синтетический образ. Андрей Корольчук представит объектно-изобразительный автопортрет. Очень интересные портреты выполнены фотохудожниками. Так, Сергей Зизюлин представит образ, созданный с помощью авторской техники обработки фотографии, и мы увидим яркий живописный образ. Вообще, про каждого автора можно сказать много интересного.

Сергей Зизюлин. «Автопортрет». Цв. фото, авторская обработка, 2018 г.
Сергей Зизюлин. «Автопортрет». Цв. фото, авторская обработка, 2018 г.

Будут ли какие-то ретроспекции?

Мы представим работы трех художников, друзей фестиваля, которых уже нет с нами. Это очень важный момент. Сергей Александрович все время говорит, что все наши друзья, которые уже ушли, все равно остаются с нами. И мы продолжаем выставлять их работы в наших проектах.

Во-первых, мы вспомним российского художника-нонконформиста и поэта Вика, Вячеслава Забелина, классика авангардного искусства. Его не стало около 15 лет назад, но мы продолжаем дружить с его семьей, с женой Ольгой Забелиной. В этом году она привезет нам автопортреты художника, что очень ценно. Забелин – выдающийся, узнаваемый, сильный и хорошо известный мастер. Его произведения находятся в значимых зарубежных и отечественных собраниях, в том числе музейных.

Кроме того, будут представлены работы Ильи Бадаляна. Он тоже начинал с авангардного искусства, был членом Товарищества экспериментальных выставок (ТЭВ) - неофициального объединения ленинградских художников, существовавшего в 1970-е годы. Хотя изначально он – профессиональный танцовщик. Мы покажем автопортрет Бадаляна из коллекции коллекционера и друга фестиваля Александра Талюкина. Он нашел у себя очень интересный вариант. Мы увидим не традиционный автопортрет, а отражение лица Бадаляна в одном из предметов в натюрморте. Есть известная фотография, ставшая классической, когда фотограф сделал свой автопортрет, сняв свое отражение в чайнике. В данном случае мы увидим именно художественное использование этого приема.

Имя третьего художника – Юрий Осенчаков, он ушел из жизни совсем недавно. Яркий и самобытный мастер! Мы сможем выставить его автопортрет, любезно предоставленный семьей художника.

Анатолий Боймуратов и Андрей Корольчук. «Автопортрет». фанера. акрил, 2025 г.
Анатолий Боймуратов и Андрей Корольчук. «Автопортрет». фанера. акрил, 2025 г.

Какие еще знаковые имена войдут в экспозицию?

У нас нет проходных художников, все очень интересные. Из наиболее маститых, как я уже сказала, заслуженный художник России Виктор Татаренко – большой мастер-монументалист, работы которого украшают многие храмы в нашей стране и за рубежом; Юрий Шевчик - председатель Общества акварелистов Санкт-Петербурга; Андрей Корольчук – заведующий Кафедры графики и скульптуры в РГПУ им. А.И. Герцена. Евгений Гиндпер, авангардист, который продолжает работать в этом стиле. Народный художник Южной Осетии Андрей Баззаев-Скиф. Владимир Михайлуца - председатель Люминографического общества Санкт-Петербурга. Этот список можно продолжать долго. Практически все авторы являются членами Союза художников, целый ряд авторов члены Общества Акварелистов Санкт-Петербурга.

Важно отметить, что фестиваль поддерживает людей с особенностями развития. Так с нами уже много лет выставляется Дмитрий Анигеев, самобытный автор, который отличается своим видением, своим цветом, своей подачей. Это яркий пример того, как искусство формирует и совершенствует личность, даже в очень сложных случаях. Мы должны поддерживать и привлекать таких людей. И это тоже одна из задач фестиваля.

Общая идея фестиваля и выставки — объединение, возможность самопрезентации и самовыражения?

Для человека в жизни крайне важна дружеская поддержка, некая общность. Любой концерт или выставку мы так и рассматриваем. Это не просто сумма случайностей, а некая общность художников, которые с радостью приходят, выставляются, видят друг друга, общаются. Это круг друзей и единомышленников. Складывается настоящее художественное братство. Для творческих людей наш фестиваль – возможность показать себя, пообщаться в профессиональной среде, и, конечно, со зрителями. Эта задача была и остается ключевой для фестиваля «Сергей Осколков и его друзья».

С подробной программой фестиваля можно ознакомиться на официальном сайте: http://foundart.ru/

Выставка «Автопортреты» в галерее «Общество поощрения художеств» работает с 4 по 10 июня 2025 года.

Материал подготовила Елена Прилашкевич