В 1961 году на экраны вышел фильм «За двумя зайцами» — комедия, которая не теряет своей актуальности и по сей день. Многие реплики героев стали по-настоящему народными — например, знаменитая фраза «Барышня уже лягли и просють» давно перешла в разряд крылатых. Удивительно, но режиссёр Виктор Иванов вовсе не ожидал, что его картина получит столь мощный отклик у зрителей.
Сюжет ленты основан на пьесе Михаила Старицкого, которую он, в свою очередь, адаптировал по мотивам произведения Ивана Нечуя-Левицкого. Сценарий для экранизации написал сам Виктор Иванов — именно он и стал автором множества остроумных выражений, разошедшихся по всей стране.
Интересно, что сначала проект не получил одобрения худсовета — чиновникам не нравился замысел. Тогда Иванов прибегнул к небольшой уловке: он заявил, что фильм будет высмеивать стиляг — символов «легкомысленного» образа жизни, с которым в СССР активно боролись. Этот аргумент сработал, и съёмки получили зелёный свет.
Роль Прони Прокоповны досталась актрисе Маргарите Криницыной совершенно случайно. Она работала в штате киностудии имени Довженко и даже не собиралась пробоваться, считая, что ищут исключительно украинскую актрису. Первоначально на эту роль Виктор Иванов рассматривал Майю Булгакову. Та спешила на пробы, но застряла в лифте. Пока её освобождали, режиссёр пригласил Криницыну, чтобы она просто подыграла актёрам, пробующимся на роли родителей главной героини.
Однако, увидев, насколько естественно и с юмором Криницина вошла в образ, Иванов без раздумий утвердил её на главную роль. Её непринуждённость объяснялась просто — актриса не испытывала волнения, так как даже не рассчитывала получить эту работу. Камера уловила её живую, искреннюю игру, а съёмочная группа с трудом сдерживала смех на площадке.
К слову, накануне проб Маргарита Криницина сломала зуб, разгрызая орехи. Но режиссёра так впечатлила её улыбка, что он даже попросил не торопиться к стоматологу — щербинка стала частью образа и подчёркивала характер героини.
Премьера фильма, казалось бы, должна была принести радость Маргарите Криницыной, но вышло совсем иначе — она была сильно расстроена. «Мам, ты там такая страшная!» — с детской прямотой заявила ей дочь, а супруг предпочёл вовсе больше не пересматривать картину.
Грим настолько преобразил актрису, что зрители просто не узнавали в ней Проню Прокоповну. После показа, когда артистов увозили на автобусе, к транспортному средству подбегали поклонники, заглядывали в окна и удивлённо спрашивали: «А где же Проня Прокоповна?» — «Это я», — тихо отвечала Криницина. Но ей казалось, что ей никто не верит.
Таисия Литвиненко также проходила пробы на роль Прони, но роль ей не досталась. Тогда ей предложили сыграть энергичную служанку Химку. Сама актриса уверяла, что именно на эту роль и рассчитывала изначально — воплощать главную героиню желания не было.
Что касается образа Голохвастова, режиссёр с самого начала представлял в этой роли либо прославленного Николая Гриценко, либо юмориста Юрия Тимошенко, более известного как Тарапунька. Однако Тимошенко не смог оставить гастроли ради съёмок, а Гриценко пригласили за границу. Тогда на пробах появился актёр Театра русской драмы Олег Борисов.
Режиссёр изначально был настроен скептически, называя его заочно «салагой», но, увидев Борисова в образе — с ярким гримом и модным костюмом — моментально передумал: именно так должен выглядеть его Голохвастов. Вдохновением для образа послужил приятель сына режиссёра — молодой человек с коком, ухоженными усиками, модной обувью на платформе и манерами истинного щеголя.
Одним из ярчайших образов комедии стал отец Прони — Прокоп Свиридович, блестяще сыгранный Николаем Яковченко. Артист наделил своего героя неподражаемой мимикой и выразительным взглядом, способным передать больше, чем любые реплики. Хотя и произнесённые им фразы давно разошлись на цитаты, живя отдельной жизнью. «Дайте мени його хоть за горло подержать…», «Розумний, аж страшно!» — эти высказывания помнят до сих пор. Сам Яковченко признавался, что роль Прокопа Свиридовича была для него особенной и любимой.
Режиссёр фильма, Виктор Иванов, отличался бурным темпераментом: стремительный, вспыльчивый, он с лёгкостью впадал в творческий раж, порой до потери сознания — буквально. Актёры относились к нему с опаской, а коллеги в шутку окрестили «психом на съёмочной площадке».
В одном из эпизодов актёру Олегу Борисову предстояло перелететь через забор. Увидев под ногами булыжную мостовую, он поинтересовался у Иванова, как планируется снимать сцену — ведь нужно было предусмотреть страховку и подложить маты. Режиссёр же видел это иначе: два ассистента перекидывают Борисова, тот в воздухе делает кульбит и мягко приземляется на ноги. Актёр предложил режиссёру показать, как это делается. Неожиданно Иванов согласился. Его перебросили — он с грохотом упал на камни и тут же изменил своё видение сцены.
С тех пор, когда режиссёр начинал горячиться и требовать рискованных трюков, Борисов невозмутимо говорил: «А покажите, как правильно?» — и энтузиазм Иванова мгновенно угасал.
Кстати, Виктор Иванов не только руководил съёмочным процессом, но и сам стал участником фильма. Именно его голосом заговорил… попугай! Пернатый артист отказывался произносить нужные слова с требуемой интонацией, и, устав от безуспешных попыток, Иванов сам прокричал за него. Так в фильме появилась легендарная фраза: «Химка дура!» — сказанная голосом режиссёра.
Одной из запоминающихся сцен фильма стало объяснение в любви между Свиридом Петровичем и Проней Прокоповной. Забавная деталь: актеры ведут этот трогательный диалог, ползая по полу и собирая рассыпанные орехи. На такие акробатические маневры им пришлось пойти не случайно — Олег Борисов, сыгравший Свирида, в тот день появился на съемочной площадке навеселе и просто не мог твердо стоять на ногах в кадре.
Во время работы над фильмом происходило множество курьезных случаев, часть из которых впоследствии стала легендами среди актеров. Один из таких моментов — сцена, в которой служанка Химка обливает шампанским присутствующих. Изначально напиток действительно был настоящим — его специально подогревали и взбалтывали , однако, нужного эффекта бурлящей струи добиться никак не удавалось.
После долгих попыток было принято нестандартное решение: в павильоне установили емкость с пенящейся щелочной жидкостью, в которую опустили шланг. Шланг провели через заранее проделанное отверстие в бутылке. В результате из «шампанского» действительно хлестала пена — как и задумано по сценарию. Но у этой хитрости был побочный эффект: струя могла обжечь кожу, и актеры всячески старались увернуться, чтобы не попасть под "град" химической имитации игристого вина.
В 1961 году в киевском Доме железнодорожников состоялся первый показ кинокомедии «За двумя зайцами». Однако картина не пришлась по вкусу киноначальству — в «Госкино» её оценили скептически, присвоив фильму всего лишь вторую категорию проката. Это означало, что показы планировались лишь в пределах Украинской ССР и в ограниченном количестве.
Тем не менее, реакция зрителей оказалась прямо противоположной. Фильм мгновенно завоевал любовь публики — зрительные залы были переполнены, а перед кинотеатрами выстраивались очереди.
Учитывая ажиотаж среди зрителей, руководство всё же решило выпустить картину на всесоюзные экраны. Правда, для этого пришлось полностью переозвучить фильм на русский язык, поскольку оригинальная версия была снята на украинском. Внимательные зрители могут заметить, что артикуляция актёров не всегда совпадает с новой звуковой дорожкой — следствие дубляжа.
Любопытно, что в сцене прогулки Голохвастова с его товарищами на заднем плане можно разглядеть многоэтажные дома, типичные для 60-х годов, но совершенно неуместные в историческом контексте фильма.
Это может показаться киноляпом, но на самом деле это был сознательный творческий приём. По словам режиссёра, финал картины задумывался с элементом фантастики — герой должен был после разоблачения совершить «прыжок» в будущее. Этот приём должен был подчеркнуть идею, что персонажи вроде Голохвастова существуют в любую эпоху. Однако художественный совет сочёл такую концовку неуместной, и часть эпизодов была вырезана. Тем не менее, сцена с современными зданиями в фильме осталась.
«За двумя зайцами» стал по-настоящему народным фильмом, любимым уже несколькими поколениями. А реплики его героев, придуманные и написанные режиссером Виктором Ивановым, давно стали частью народного фольклора: «Барышня уже легли и просять!», «Я скоропостижно хочу жениться на них», «Мерси за комплиман», «В груди моей Везувий так и клокотИт!».
Также смотрите: