Глава 13. Первый выход. ч. 2
Кроха на подсознательном уровне чувствовал, что стесняется нового взводного. Ему вдруг подумалось, что бывший штабной офицер непременно будет потешаться над его корявыми, «невоенными» оборотами речи. «Подумаешь, училище военное закончил. – Утешал он себя. – Эка невидаль! Чапаев вон тоже академиев не заканчивал, а воевал не хуже белогвардейских генералов. Как будто пацанам не всё равно, какими словами я буду команды отдавать. Им даже понятней, если без выпендрёжа. Тунгусу вообще пофиг было, лишь бы чисто сработали. И всё-таки будет лучше, если Фломастер с Арой подольше задержится. Реально мне только Малому надо мозги вправить. Остальные сами всё знают».
Как назло, старший лейтенант не стал задерживаться, а присоединился к вожатым сразу после короткого разговора с Сарухановым. Караблин на полном серьёзе решил пройти полный учебный курс у опытного сапёра, справедливо рассудив, что гордыня не лучший советчик в боевой обстановке.
Заметив бегущего к ним взводного, Кроха негромко матюгнулся, потрепал по загривку верного Абакана и, поправив разгрузку, строго взглянул на Антонова.
- Короче так, Малой. – Начал Иван, для порядка ткнув рядового кулаком в грудь. – Слушай сюда и запоминай. Все вопросы на потом. Ты с Братаном идёшь за мной. Держись не след в след, а метра на полтора левее. Так ширина полосы будет пошире. Наша пара проверяет правую сторону грейдера. Аким, Зуб и Череп - левую. Проверять нужно всё: само полотно, обочины, откосы и подходы к арыку, что впритык к дороге идёт. По уму - всё, что на расстоянии где-то двух-трёх метров от грейдера. Так оно надёжнее будет. А то съедет какой-нибудь придурок в сторону, задолбаешься объяснять, почему не проверили. Ну вот, Малой. Получается, мы как бы не в одну шеренгу, а уступом, то есть углом, идём. Да, чуть не забыл. Сначала дашь понюхать псу мешочек с тротилом. Чтобы Братан вспомнил, что искать надо … Блин! Сбился. – Кроха украдкой покосился на старшего лейтенанта и зачем-то повысил голос. – Короче, Малой! Сначала тротил, а потом вперёд на мины. Врубился?
- Мы дома так на тренировках делаем. – Недоумённо пожал плечами Антонов. – По сто раз на дню. Зачем повторять? Всё это я уже знаю. Ты лучше что-нибудь такое… из практики расскажи. Чтобы толку было больше.
- Слушай, что тебе старшие говорят! – Вспылил сержант, чувствуя, что начинает терять нить разговора. - Идём друг за другом уступом. Вернее, углом. Наискосок, короче… Всё время внимательно смотри под ноги, по сторонам и чутка вперёд. Духи часто отмечают закладки метками. Метки — это чтобы свои ненароком не подорвались. Знаки такие. Всё может быть: и подкова поломанная, и камень необычный, или лоскут на поломанной ветке. Иногда помятая пачка из-под сигарет. Кстати, сигаретная пачка — это уже верняк, почти на все сто процентов. Увидел, осмотрись. Значит, что-то совсем рядышком прикопали. Братан - пёс опытный, вряд ли мину пропустит. Но ты тоже по сторонам посматривай. Вы со псом должны быть как одно целое. Как бы дополнять друг дружку. Только Братан носом работает, а ты глазами. Если пёс учует мину, то рядом присядет. Тогда дашь ему кусочек мяса. Понял?
- Да понял я, понял. – Раздражённо отмахнулся Антонов. – Сто раз на тренировках …
- Притухни! – Резко оборвал Кроха. Он не ожидал столь наглого упрямства от Владимира и с огромным трудом не сорвался на мат. – Совсем оборзел? Так я тебя живо научу старших уважать. Короче. Отмечаешь место флажком, а сам осматриваешь подходы…
— Это ещё зачем? – Неожиданно подключился до сих пор молчавший Караблин. - Позади группа Саруханова идёт. Они что, сами не могут?
Неуместное вмешательство взводного не смутило Ивана, а напротив, успокоило и даже немного приподняло настроение. «Тоже мне, знаток нашёлся! – Мысленно усмехнулся он. – Куда полез?»
- Армен не знает обстановку впереди, товарищ старший лейтенант. - Забыв о недавней стеснительности, пояснил Кроха тоном терпеливого наставника. - И задача у его группы другая. Когда начинают миной заниматься, то, бывает, подолгу возятся. Вполне могут сильно отстать. Короче, наше дело место для них подготовить, чтоб время зря не теряли. Может, у кого по-другому, а у нас так принято. Духи не дураки, товарищ старший лейтенант. Они знают, что мы снимаем мины, как правило, кошками, а значит, из укрытия. Вот душманы и минируют подходящие для укрытий места растяжками и прочей противопехотной мелочёвкой. В радиусе примерно метров пятьдесят. На всю длину бечевы. Тут на словах не объяснишь. На практике надо показывать. У нас с Арой всё обговорено и отлажено, как часы. С полуслова друг друга понимаем.
- Кто ж спорит? – Удивился Караблин. – Лично я даже не думал. Просто предлагаю меня задействовать. Не хочу с умным видом изображать бурную деятельность. Давай сделаем так. Когда Братан обнаружит мину, Антонов даст отмашку, а я осмотрю тылы на предмет подходящего укрытия. В принципе, я могу группу Саруханова подождать, чтобы не по радиостанции, а на месте показать. Думаю, так лучше будет. Не беспокойся, Иван. Я справлюсь, хотя давно не практиковал. Мне надо навыки восстанавливать.
- Лады, товарищ старший лейтенант! Тогда вам щуп нужен. Вернее, комплект флажков. Щуп вам, походу, ни к чему. Только сразу договоримся: если заметите что-то подозрительное, скажем, проводок какой или проволоку, ни в коем случае не прикасайтесь. Духи мастера на всякие ловушки. Лучше держитесь от греха подальше. Просто флажок втыкайте, а дальше Ара со своими пацанами разбираться будет.
- Я тебя понял. – С чувством произнёс Караблин, протягивая руку. – Будь уверен, не подведу.
- Может, начнём? А то скоро Саруханов подтянется.
***
«Не слишком ли я размяк? – Думал старший лейтенант, прокручивая в голове недавний разговор. – Наверное, Лишенков со смеху бы помер, услышав, как я «инструктирую» бойцов. Особенно как ставил боевую задачу. Слава Богу, Саруханов вовремя на помощь пришёл. Ничего. Опыт - дело наживное. Главное, что у меня взаимопонимание с ребятами наладилось. Для первого раза не так уж и плохо. Нет. Я всё сделал правильно. Никто из бойцов даже не думал надо мной смеяться. Уж я бы обязательно заметил. Сам люблю это дело. Всё было очень серьёзно и уважительно. Только расслабляться нельзя. Слишком тонкая грань между войсковым товариществом и панибратством. Блин! – Удивился Виталий собственным мыслям. – Похоже, я в штабе даже думать по-человечески разучился. Шпарю, как на партийном собрании. А вот дистанцию непременно выдерживать надо. Кстати о дистанции. Не слишком ли я отстал от Малого?»
***
Братан заскучал минут через десять после выхода на дорогу. За время болезни он успел отвыкнуть от работы на жаре, да и от земли тянуло чем угодно, кроме запаха, который так интересен людям. Псу захотелось обернуться и дать понять вожатому, что пора бы напиться, а то и вовсе передохнуть в тени придорожных кустарников, но именно в этот момент из едва заметного углубления в дорожной колее потянулась тоненькая струйка, которую мог учуять только нос собаки-сапёра. Братан сделал ещё пару осторожных шагов, вынюхивая источник … запах усилился и, наконец, ударил во всю мощь. «Это здесь», - подумал пёс, присаживаясь у выбоины.
***
Антонов сразу догадался, что Братан обнаружил мину. Он не испытывал страха. Его охватил азарт, очень похожий на азарт рыбака, дождавшегося настоящей поклёвки.
- Что? Нашёл? – Шепнул Володя, опустившись на колени. - Неужели мы первые?
В порыве чувств, совершенно позабыв наградить пса заслуженным лакомством, Антонов хотел обнять его за шею, но Братан так взглянул, словно хотел сказать: «Сначала воткни флажок, дружок! Да поаккуратней. Остальное потом. Впрочем, мясо можно сейчас. Я не против».
… К полудню Братан ещё дважды принимал лакомство из рук своего напарника.
***
Караблин быстро втянулся в работу. Он, безусловно, понимал, что на самом деле командует взводом не он, а Саруханов и Кроха, но это обстоятельство совсем не смущало старшего лейтенанта. Ему хватило ума и такта, чтобы понять ситуацию и определить для себя некие пределы в общении с подчинёнными, чтобы, довольствуясь ролью наблюдателя и помощника, не превратиться в этакого мальчика на побегушках. Пользуясь положением, Виталий, стараясь не мешать сапёрам и кинологам, по мере надобности переходил от одной группы к другой, внимательно вникая в детали, которые казались ему чрезвычайно важными. Бойцы поначалу посмеивались в спину, но затем, привыкнув, стали обстоятельно отвечать на вопросы командира. Караблин знал о чём шушукаются ребята, но сознательно решил не придавать этому особого значения, полагая, что ему просто надо пережить нелёгкий этап жизни. Ведь, по сути, он заново начал карьеру, променяв спокойную капитанскую должность на хлопотную должность командира взвода разминирования. Как ни крути, а на одну ступень ниже…
Предыдущая часть. https://dzen.ru/a/aDVbHIuDWVo5FvQ2
Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/