Найти в Дзене
Страницы истории

Противостояние царственных брата и сестры. Как молодой царь Петр сверг правительницу Софью

После стрелецкого бунта 1682 года отношения между единокровными сестрой и братом, Софьей и Петром, были мягко говоря напряженными. У 10-летнего Петра врезались в память картины того, как стрельцы убивали его родственников и друзей, что сильно сказалось на его психике. И хотя время от времени между сестрой и братом даже устанавливалось перемирие, ненависть Петра к Софье, подогреваемая матерью и ее братьями, разгоралась снова. А они опять и опять убеждали юного царя, что захватившая власть сестра намеревается избавиться от младшего брата. Правда, Софья почему-то это так и не сделала, хотя за ней стояли стрельцы и их глава – Федор Шакловитый. Противостояние нарастает Их жизнь пересекалась не очень часто. Царевна Софья и старший царь Иван жили в Москве, в Кремле, младший царь Петр с матерью и своим двором обитали в Преображенском или Измайлово. В Москву Петр с матерью приезжал в случаях, если проводимые мероприятия требовали его обязательного участия. Петр подрастал, и помимо потешных вой

После стрелецкого бунта 1682 года отношения между единокровными сестрой и братом, Софьей и Петром, были мягко говоря напряженными. У 10-летнего Петра врезались в память картины того, как стрельцы убивали его родственников и друзей, что сильно сказалось на его психике. И хотя время от времени между сестрой и братом даже устанавливалось перемирие, ненависть Петра к Софье, подогреваемая матерью и ее братьями, разгоралась снова. А они опять и опять убеждали юного царя, что захватившая власть сестра намеревается избавиться от младшего брата. Правда, Софья почему-то это так и не сделала, хотя за ней стояли стрельцы и их глава – Федор Шакловитый.

Царевна Софья и царь Петр
Царевна Софья и царь Петр

Противостояние нарастает

Их жизнь пересекалась не очень часто. Царевна Софья и старший царь Иван жили в Москве, в Кремле, младший царь Петр с матерью и своим двором обитали в Преображенском или Измайлово. В Москву Петр с матерью приезжал в случаях, если проводимые мероприятия требовали его обязательного участия.

Петр подрастал, и помимо потешных войск его стали интересовать и государственные дела. Он стал, хоть и не регулярно, участвовать в заседаниях Боярской думы, обходить Приказы и отдавать распоряжения. Шведский дипломат Кохен писал в своих донесениях:

«Царь Петр прилежно посещает думу и, как говорят, недавно ночью секретно рассматривал все приказы».
«Теперь царя Петра стали ближе знать, так как первый министр, князь Голицын, обязан ныне докладывать его царскому величеству о всех важных делах, что прежде не делалось».

30 мая 1689 года Петру Алексеевичу исполнилось 17 лет. Он уже 4 месяца как был женат на Евдокии Лопухиной и, значит, был совершеннолетним. Старший брат Иван хотя и был слаб здоровьем, но тоже уже был женат. У правительницы Софьи больше не было оснований оставаться регентшей при братьях царях, но выпускать власть из своих рук она не собиралась. Отношения между официальным двором и Преображенским становились все более напряженными, а стычки между правительницей и младшим государем все чаще.

Так, 26 апреля 1689 года должна была состояться панихида о царе Федоре Алексеевиче. Оба брата направились на службу, но Софья не хотела идти в церковь с Петром, она распорядилась провести для нее отдельное богослужение. 8 июля столкновение между Петром и Софьей произошло на глазах у народа. Должен был проходить крестный ход из кремлевского Успенского собора до Казанского собора на Красной площади. Оба царя встали на своем царском месте, и тут к ним присоединилась царевна Софья. Между ней и Петром произошла перепалка, Петр сказал сестре, что ей «зазорно» участвовать в церемонии вместе с мужчинами, но та, проигнорировав его слова, пошла следом за братьями. Тогда Петр покинул процессию.

Подобные стычки становились все чаще – повзрослевший Пётр начал все увереннее заявлять о своих правах, пытался отдавать указания сановникам и стрельцам, но те продолжали выполнять распоряжения Софьи.

Открытое столкновение между двумя группировками становилось неизбежным. Сторонники Петра намеревались ликвидировать регентство Софьи, которое при достижении младшим царем совершеннолетия было противозаконным, но правительница Софья не собиралась добровольно расставаться с властью. Стараясь заручиться поддержкой стрельцов, она одаривала их деньгами.

А до Преображенского стали доходить разговоры, что на 1 сентября Софья назначила свое венчание на царство.

Храм Преображения Господня в Преображенском
Храм Преображения Господня в Преображенском

Ночь, изменившая все

Атмосфера накалялась все больше, тем не менее, ни одна из сторон никакие действия не предпринимала – все находились в состоянии выжидания. В такой напряженной атмосфере пожар мог начаться с одной искры. И он действительно начался. Тогда, когда этого никто не ждал.

7 августа царевна Софья вызвала к себе руководителя стрелецкого приказа Федора Шакловитого и сказала ему, что в ночь, перед рассветом, она собирается отправиться на богомолье в Донской монастырь и велела обеспечить охрану из стрельцов. К вечеру в Кремль явился отряд вооруженных стрельцов. Среди стрельцов были и те, кто симпатизировал Петру, и которые расценили ситуацию по-своему.

Ночью в Преображенское прибежало несколько человек. Они сообщили, что Софья и Шакловитый собрали в Кремле стрельцов, собираются идти в Преображенское, чтобы убить Петра и его семью. У того всплыли перед глазами зверства той страшной ночи стрелецкого бунта 1682 года, им овладела паника, и он как был в постели в рубахе, даже не надев сапог, бросился в конюшню, вскочил на лошадь и скрылся в лесу. Там он немного успокоился, дождался, когда ему принесли одежду и в сопровождении нескольких приближенных отправился в Троицкий монастырь, собираясь укрыться за его крепкими стенами. На следующий день туда совершенно спокойно, без паники, в сопровождении отряда потешного войска приехали мать и супруга Петра.

Свято-Троицкая Лавра
Свято-Троицкая Лавра

В Москве известие о том, что младший царь укрылся за стенами Троицкой Лавры восприняли как начало междоусобной борьбы. Софья прекрасно понимала, что поход со стрельцами против царя принесет много крови. К тому же, она не была уверена в надежности стрельцов, так как некоторые полки были верны Петру, да и преображенцы Петра тоже уже представляли грозную силу.

В этой ситуации решительный начальник стрельцов Федор Шакловитый стал настаивать на походе на Преображенское. И хотя царя там не было, но оставались дядья Петра и поддерживающий его Борис Голицын, двоюродный брат фаворита Софьи Василия Голицына. Шакловитый опирался на подметное письмо, в котором говорилось, что те собирались с потешным войском пойти брать Кремль. Но Софья отвергла это его предложение, она искала пути примирения с братом, хотя бы формальные.

Софья теряет власть

Царевна уговорила патриарха Иоакима поехать в Троицкий монастырь к Петру и начать переговоры. Тот поехал – и не вернулся. Он остался в Лавре вместе с Петром и даже объявил там его полноправным правителем. Софья отправляла в Троицу бояр, командиров стрелецких отрядов, но результат был тот же – они оставались с Петром.

Почему же те, кто семь лет служил Софье, вдруг изменили ей? Прежде всего, они считали, что сейчас, когда Петр достиг совершеннолетия, Софья действительно должна была сложить свои полномочия регентши. Кроме того, после двух неудачных крымских походов, проходивших под командованием князя Василия Голицына, авторитет второго лица в государстве сильно упал, а вместе с ним и авторитет Софьи. К тому же, сам боярин Василий Голицын от противостояния брата и сестры отстранился, уехав в свое подмосковное имение. В общем, струсил – и стал выжидать.

Петр все больше приобретал уверенность и силу. Он стал отправлять в Москву перешедших на его сторону стрелецких командиров с распоряжениями стрелецким и пехотным полкам прибыть к Троицкому монастырю. Софья грозилась тем командирам, кто послушается указа Петра, отрубить голову. Но Петр грозил им тем же. И все же большинство приняли сторону Петра. Перешел на его сторону и командир иностранных наемников шотландец Патрик Гордон с отрядом.

Число тех, кто поддерживал Софью, катастрофически быстро уменьшалось. Тогда она сама решила поехать к брату, чтобы договориться с ним. Но не доехала. Петр не желал видеть сестру. В селе Воздвиженском ее остановил отряд стрельцов, и князь Иван Троекуров объявил, что царь Петр не будет встречаться с ней и велит вернуться в Москву. Софье пришлось подчиниться.

Выдача Федора Шакловитого

О том, что молодой царь не захотел видеть правительницу Софью, стало быстро известно в Москве, и бегство бояр, чиновников, стрельцов в Троицу усилилось еще больше. При ней оставался верный Федор Шакловитый с небольшой частью стрельцов. Но вскоре от Петра пришел новый указ – он требовал выдать главного «изменника» - Федора Шакловитого, а также старца Сильвестра Медведева и еще несколько стрельцов. Софья пришла в ярость. Она выступила с гневной речью сначала перед стрельцами, потом перед горожанами, стремясь опять заручиться их поддержкой и призывая к вооруженному сопротивлению врагам. Но стрелецкие командиры не выказывали желания ввязаться в придворную борьбу даже ради своего командира.

Тогда Софья собрала Боярскую думу, чтобы обсудить с боярами, как поступить с требованием Петра выдать Шакловитого. Но те выступили за то, чтобы подчиниться требованию Петра. Софья поняла, что она находится практически в изоляции, что союзников у нее теперь нет.

6 сентября в Кремль из Троицы явился отряд стрельцов, чтобы арестовать Шакловитого. Софья опять начала отказываться от его выдачи, но в дело вмешался царь Иван Алексеевич. Через своего дядьку князя Ивана Прозоровского он, чтобы избежать бунта и кровопролитий, просил сестру исполнить требование младшего брата. Софье пришлось подчиниться. Андрей Матвеев писал:

«Тогда она, царевна, видя прямую стороны своей явную слабость и крайнее безмочество и что никакими уже мерами у себя его, Щекловитого, удержать ей было невозможно, принуждена была с великими слезами его, Щекловитого… отдать».

Обливаясь слезами, Софья передала Шакловитого Прозоровскому. Она выдала своего любимца и друга, практически единственного человека, сохранившего ей преданность.

Прощание царевны Софьи с Шакловитым. Худ. К. Лебедев
Прощание царевны Софьи с Шакловитым. Худ. К. Лебедев

Конечно, ей было тяжело. Но вспомнила ли она в тот момент, как семь лет назад она требовала от матери Петра царицы Натальи Кирилловны выдать стрельцам ее младшего брата на неминуемую гибель?

Шакловитого доставили в Троицу, где его пытали и казнили (о нем будет отдельная статья).

Софья поняла, что она потеряла все. Ей оставалось только смириться и ждать, когда повзрослевший и почувствовавший свою силу брат Петр решит ее участь.