Найти в Дзене
Live in Rock

Вячеслав Бутусов: «В последнее время я открыл для себя Тургенева»

Оглавление

Как фронтмен «Наутилуса» уходит в классику, мечтает о мультфильмах и поёт фугу из «Зверя»

Когда-то он строил здания, потом стал строить мифы. Вячеслав Бутусов — архитектор звуков, смыслов и тишины между ними. Человек, чей голос для многих поколений давно превратился в личную звуковую иконографию. И вот — новая глава. Спектакль-концерт «Пробуждённая радость», орган в увертюре, дневники императрицы Александры, партитуры «Ястребиной свадьбы» и странное сближение с Тургеневым. Что это — творческий разворот или следствие внутренней эволюции?

«Сейчас мы репетируем новую программу с пианисткой Екатериной Мечетиной. В каждой моей песне она находит что-то из классики. А я — просвещаюсь», — говорит он с тем особым лукавством, которое выдают только настоящие самоучки.

Между Рахманиновым и Led Zeppelin

Ирония в том, что современный плейлист легко выдерживает и Рахманинова, и Бутусова. Сам автор признаётся: композитор он, скорее, подсознательный. Иногда спустя годы замечает, что мелодическая линия песни напоминает фразу из Led Zeppelin, но во время сочинения — только внутренний слух и доверие к интуиции.

А интуиция ведёт его всё дальше от привычного электрического риффа и всё ближе к концертным органам, камерным репликам и «Женскому началу» как основной теме спектакля.

«Орган — как ружьё на стене. Не может не выстрелить», — бросает он по Чехову.

-2

Симфо-рок как шаманизм?

Модно ли нынче рокерам играть с оркестром? «Да, но чаще это просто украшение», — откровенничает Бутусов. Сам он относится к таким союзам с осторожностью: по-настоящему симфоническое звучание, по его мнению, требует иной драматургии, а не просто наложения оркестра на рок-бэкграунд.

Фуга вместо зверя

«Зверь» в формате фуги. «Ястребиная свадьба» как археологическая находка. «К Ангелам» и «Бедная птица» — из небытия на сцену. Репертуар новой программы — это не просто ностальгия, это реставрация памяти. Как будто он перелистывает старый дневник и вдруг слышит в нем музыку.

Музыку, вплетённую в текст, текст, вплетённый в память. Песни как главы, главы как партитуры. И над всем этим — рояль Екатерины Мечетиной, превращающий даже давно знакомые мелодии в новые эмоциональные ландшафты.

-3

Цитаты из Евангелия, Мильтона и Цоя

Классическая литература в текстах Бутусова — явление не случайное. Библия, Лермонтов, Евангелие, Цой — всё сплавляется в нечто органичное, и в этом тоже парадокс: он пишет о «потерянных реках» и «гуд-горах», но каждый раз это больше, чем просто цитата. Это — личная экзегеза.

«Я бы с удовольствием написал музыку к фильму. Но вообще мечта — мультик. В идеале — семейный проект. Такой, чтобы детям можно было показать, и не стыдно было бы самому пересматривать».Пока что в планах — авторский мультфильм. Когда-нибудь, когда подрастут дети. А пока он читает им на ночь «Муми-троллей», озвучивая каждого персонажа своим голосом. Тот самый голос, которым когда-то были спеты «Крылья» и «Люди на холме».

-4

Тургенев, Гоголь, Мечетина

И вот ещё одно откровение: Вячеслав Бутусов открыл для себя Тургенева. Человека, которого раньше считал «слишком тонким» для своей брутальности. Теперь же — поражён. Гоголь, Ахматова, Цветаева — все они ожили для него во время работы над книгой «Архия», которую он редактировал с лингвистом Мариной Журинской. «Так, как она просветила меня за год, не просвещала ни школа, ни институт».

И вот этот неожиданный альянс — рок-музыканта, Тургенева и академической капеллы — кажется более чем уместным. Потому что «Пробуждённая радость» — не просто концерт. Это почти манифест. Манифест культуры, которая не боится быть многослойной. Не боится Рахманинова. Не боится Цоя. Не боится Тургенева. И точно не боится молчания между нотами.