Найти в Дзене
Parblo Россия

Как использовать символизм и метафоры в рисунках, чтобы сделать их глубже

Оглавление

Говорим про работу с символизмом и метафорами в рисунке.

Символы и метафоры делают рисунок говорящим. Один предмет может передать целую историю — яблоко значит запрет, маска — двойную личность, разбитое зеркало — сломанный взгляд на мир. Такие детали цепляют зрителя, помогают донести эмоции без слов и делают работу глубже. Это инструмент, без которого сложно выйти за рамки «картинки».

О способах использовать символы и метафоры в рисунке — поговорим дальше в статье.

Что такое символизм и метафоры в искусстве

Символизм — это использование предметов или образов, за которыми скрывается более глубокий смысл. В рисунке символ помогает передать идею не напрямую, а через намёк. Например, змея может означать опасность, предательство или обновление — в зависимости от контекста и подачи.

Лодка как символ перехода из мира живых в мир мертвых. Арнольд Бёклин — «Остров мёртвых».
Лодка как символ перехода из мира живых в мир мертвых. Арнольд Бёклин — «Остров мёртвых».

Метафора — это художественный приём, когда один образ заменяет другой, чтобы усилить смысл. В рисунке это может быть, например, человек с птичьими крыльями — как метафора свободы или желания уйти от реальности.

День и ночь на одном рисунке как метафора двойственности бытия. Магритт — «Империя света».
День и ночь на одном рисунке как метафора двойственности бытия. Магритт — «Империя света».

Как работать с символами и метафорами

Чтобы символы и метафоры в рисунке не выглядели случайными, важно уметь осознанно их подбирать и встраивать в композицию — разберем, как это делать.

Контрасты и противопоставления

Внедрение контрастов и противопоставлений — это один из самых мощных методов в искусстве, который помогает акцентировать внимание на теме и вызвать сильные эмоции. Суть заключается в том, чтобы разместить рядом символы, которые противоположны по смыслу, тем самым усиливая драматизм произведения и подчеркивая внутренний конфликт. Например, контрасты жизни и смерти, света и тьмы, красоты и уродства всегда были важными темами в искусстве.

В картине контраст создается за счет внутреннего страха героя, который отражается в бурном, ярком фоне, усиливая ощущение хаоса и эмоциональной боли. Крик. 1893 — Эдвард Мунк
В картине контраст создается за счет внутреннего страха героя, который отражается в бурном, ярком фоне, усиливая ощущение хаоса и эмоциональной боли. Крик. 1893 — Эдвард Мунк

Когда художник использует контрасты, важно не просто поставить два противоположных образа рядом, а создать их взаимодействие, которое заставляет зрителя размышлять. Это может быть визуальное столкновение: светлая фигура в темном окружении, тёмный угол в светлом пространстве или яркий предмет, который резко выделяется на фоне мрачной сцены. В таком контексте символы, даже если они очень просты (например, череп и цветок), обретает особую значимость.

Визуальные аллюзии и перекрестные ссылки

Визуальная аллюзия — это когда художник специально включает в рисунок образ, позу, сцену или предмет, которые напоминают зрителю что-то знакомое: кадр из фильма, миф, религиозную сцену или известную картину. Это работает как «цитата», только не словами, а визуально. Такой приём помогает добавить глубины, вызывает ассоциации и усиливает метафору в работе.

Художник может взять узнаваемый образ — например, позу героя с другой картины — и перенести его в свою сцену, но в новом контексте. Главное — не просто скопировать, а переосмыслить. Аллюзия должна дополнять идею, а не быть случайным украшением. Это способ сказать зрителю больше, не проговаривая напрямую.

В «Офелии» Милле использует аллюзию на трагическую гибель героини Шекспира, изображая её в позе, напоминающей религиозные сцены мученичества и жертвенности. «Офелия» (1851–1852), Джон Эверетт Милле
В «Офелии» Милле использует аллюзию на трагическую гибель героини Шекспира, изображая её в позе, напоминающей религиозные сцены мученичества и жертвенности. «Офелия» (1851–1852), Джон Эверетт Милле

Многослойная композиция и скрытые элементы

Это прием, при котором художник намеренно «прячет» смысловые детали внутри рисунка: в фоне, тенях, узорах, пустом пространстве. Такие элементы не бросаются в глаза сразу, но при внимательном рассмотрении раскрываются, вызывая у зрителя эффект «открытия». Это делает работу глубже и интереснее, добавляет загадочности и желание рассматривать ее снова.

Художник может встроить вторичные образы в узоры, например, скрытые глаза или символы в орнаменте одежды. В пустом пространстве между фигурами — создать силуэт животного или лица. Или добавить повторяющиеся мотивы, которые складываются в другой смысл при внимательном взгляде. Главное — чтобы скрытые элементы дополняли основную идею, а не отвлекали.

В «Сыне человеческом» (1964) Рене Магритта, лицо человека скрыто яблоком — прямой образ-обманка, но за ним кроется вопрос о видимом и скрытом, о сущности человека.
В «Сыне человеческом» (1964) Рене Магритта, лицо человека скрыто яблоком — прямой образ-обманка, но за ним кроется вопрос о видимом и скрытом, о сущности человека.

Образ цветов и растений

Растения в рисунке могут быть не просто фоном, а символами с культурным или эмоциональным значением. Художник осознанно выбирает цветы, листья или деревья, чтобы передать скрытые смыслы — любовь, смерть, циклы жизни, угрозу. Это визуальные знаки, которые усиливают настроение и идею.

Увядшие цветы — угасание и утрата, плющ — навязчивость или привязанность, маки — сны или смерть.

В картине «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха растения и цветы используются как символы соблазна, греха и тления — например, фантастические, чрезмерно пышные бутоны намекают на мимолетность удовольствий и плотские искушения.
В картине «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха растения и цветы используются как символы соблазна, греха и тления — например, фантастические, чрезмерно пышные бутоны намекают на мимолетность удовольствий и плотские искушения.

Как сделать метафору не просто понятной, а визуально цепляющей

Чтобы метафора была не только понятной, но и захватывающей, важно продумать, как она будет восприниматься на уровне формы и цвета. Используйте контрастные элементы, чтобы усилить эмоциональное воздействие: яркие цвета для выделения ключевых деталей, темные оттенки для создания атмосферы. Например, если вы хотите передать смерть или упадок, выберите тёмные, приглушенные цвета с резкими контрастами. Если метафора символизирует жизнь или надежду, используйте мягкие переходы и тёплые оттенки.

Если вы работаете традиционными методами, используйте качественные кисти и бумагу с текстурой, которая подчеркнет детали и создаст нужный эффект. Например, акварель на грубой бумаге добавит глубины, а контуры, выполненные тушью, придадут резкость и акцент.

Для цифровой работы важно иметь графический планшет с хорошим откликом.

Мы в Parblo стремимся сделать процесс творчества максимально комфортным и вдохновляющим.

Представляем вам графический планшет Parblo Intangbo X7 Green — отличный выбор для цифрового рисования. Планшет предназначен для создания иллюстраций и других художественных произведений на компьютере, делая процесс максимально комфортабельным и приятным.

-8

Чувствительность планшета позволяет варьировать толщину линий в зависимости от силы нажатия, его скорость отклика мгновенно отражает ваши движения.

Простота использования и высокое качество делают Intangbo X7 Green идеальным выбором как для начинающих, так и для опытных художников.

Если ты хочешь начать рисовать, но не знаешь, за что браться в первую очередь — выбери удобный планшет, с которым ты сможешь сразу погрузиться в новую вселенную. Посмотреть другие характеристики и особенности модели можно на странице нашего планшета на Wildberries.