Я вульгарный человек. Но моя музыка, будьте уверены, не такая.
— цитата из фильма «Амадей» 1984 года, режиссёр Милош Форман
Фильм «Амадей» снят в 1984 году чехословацко-американским режиссёром Милошем Форманом. Сюжетной основой фильма послужила пьеса Питера Шеффера «Амадей» 1979 года, Шеффер также написал сценарий к фильму, за что получил один из 8-ми Оскаров.
Да-да, фильм собрал множество лавров, заслужив 8 статуэток Оскара, 32 прочие кинонаграды и 13 номинаций.
Пьеса Шеффера была написана под впечатлением от «маленькой трагедии» Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери», а также основанной на этом произведении одноимённой оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова.
На основании тянущегося сквозь века заблуждения в 1997 году (без малого через 200 лет) в Милане во Дворце юстиции Антонио Сальери был обвинён в отравлении Вольфганга Амадея Моцарта.
Фильм «Амадей»
Фильм начинается как воспоминание утратившего рассудок Антонио Сальери. Находясь в психиатрической лечебнице, он музицирует, в то время как к нему в комнату заходит священник. Священник начинает беседовать с Сальери и становится слушателем истории длиною в фильм.
Это интерпретация судьбы всемирно знаменитого композитора и музыканта-виртуоза. С малых лет Моцарт играл на пианино с закрытыми глазами (сценическим приёмам его обучал отец Леопольд).
Моцарт уже в пять лет сочинял маленькие пьесы. Перед императором Францем I шестилетний Моцарт играл одним пальцем и в четыре руки с сестрой Наннерль как собственные импровизации, так и произведения, указанные придворным композитором Марии Терезии, Георгом Вагензейлем.
В то время у всех на слуху был анекдот, согласно которому юная Мария Антуанетта помогла подняться Вольфгангу Моцарту, поскользнувшемуся на натёртом полу. В момент, когда она протягивала ему свою руку, тот пообещал жениться на ней, когда вырастет.
Мария Антуанетта пережила Моцарта всего на 2 года, умерев в 37 лет. Моцарту на момент смерти было 35 лет.
Всё это практически не вошло в фильм. Мы видим уже взрослого Моцарта, играющего в прятки со своей будущей женой Констанцией.
Актёр Томас Халс показал нам незаурядного человека с громким заразительным смехом, уверенного, беспечного, жизнерадостного. Про таких говорят: «Что вижу, то пою». Только в случае с Моцартом было бы верно так: «Что слышу, то играю». Да, он обладал уникальным музыкальным слухом, могущим запоминать мелодию, лишь однажды её услышав.
Так, марш, старательно написанный Антонио Сальери, Моцарт с лёгкостью наигрывает чуть не одной рукой, в моменте обогащая его и делая более приятным по звучанию, ко стыду и гневу самого Сальери.
Антонио Сальери не мог выдержать конкурентных преимуществ юного дитя, сравнивая его талант с собственной посредственностью. Ведь это он, Сальери, всю жизнь молил Бога о таланте, чтобы через его руки Господь явил миру чудо звучания.
Умения Вольфганга Моцарта Сальери расценивал как жестокую насмешку над собственной посредственностью. Именно посредственностью с ненавистью называет себя бывший придворный композитор в Вене.
Я замолвлю за тебя словечко, посредственность. Ведь я покровитель всех посредственностей мира!
— цитата из фильма «Амадей» 1984 года, режиссёр Милош Форман
Поэтому Сальери проклинает Бога и клянётся бороться с ним в лице Моцарта.
А дела Моцарта не идут в гору. Несмотря на то, что он даёт массу концертов и получает щедрые гонорары (они с супругой снимают роскошную квартиру с бильярдным столом и фортепиано венского мастера Антона Вальтера), его расходы —а за ними долги — растут. Отношения с императором не сложились, гений Моцарта рвался наружу, отрицая правила этикета и прямые императорские запреты.
Придворный поэт Лоренцо да Понте согласился оказать Моцарту помощь в написании либретто. Материалом послужила пьеса Пьера Бомарше «Женитьба Фигаро». Франц II увидел в нарушении собственного указа вызов и решил указать Моцарту его место.
В параллель с написанием им оперы «Свадьба Фигаро» император объявляет своим любимцам — Моцарту и Сальери — конкурс на лучшую одноактную оперу на тему «театрального закулисья». Опера Вольфганга Моцарта называлась «Директор театра», Сальери назвал свою оперу «Сначала музыка, а потом слова». Победу одержал Сальери, его опера была более короткой и оттого имела больший успех у публики.
В 1788 года Моцарт пишет три знаменитые симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор (K.543), № 40 Соль минор (K.550) и № 41 До мажор («Юпитер», K.551).
Исторически известно, что последней работой Моцарта был «Реквием» Ре минор, K.626. Именно эта работа сгубила его, заставила приблизить собственный конец.
Как это было показано Милошем Форманом — желаю вам увидеть это, набравшись терпения на 3 часа просмотра (уверяю, смотрится на одном дыхании).
Я рекомендую этот фильм к просмотру. Для приобщения к личности великих людей режиссёры раскрывают гениев как, в первую очередь, живых людей из плоти и крови, со своими пристрастиями, слабостями, вольностями и страхами. И это очаровывает.
Недавно я посмотрела новый отечественный фильм «Пророк. История Александра Пушкина».
Подробнее можно прочитать здесь: