«Женитьба Фигаро» – произведение французского драматурга Пьера Бомарше.
Пьеса входит в трилогию о Фигаро:
- «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» 1775 года;
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 1779 года;
- «Преступная мать, или Второй Тартюф» 1792 года.
В данной статье будет обсуждаться вторая пьеса, всемирно известная и горячо любимая. Что уж говорить, сама Екатерина II пожелала получить текст знаменитого творения, и спустя несколько месяцев, весной 1782 года Пьер Бомарше прочёл текст «Женитьбы» Её сыну, Павлу I.
Даже Моцарт оценил вкус и чувство юмора драматурга и написал итальянскую комическую оперу (оперу-буффу) с одноимённым названием.
О чём пьеса «Женитьба Фигаро»
Бывший севильский цирюльник, а ныне непокорный слуга графа Альмавива, Фигаро собирается жениться на молоденькой Сюзон.
Однако молодых смущает один момент. Много лет назад граф по случаю собственной женитьбы отменил злосчастное право сеньора, но красота и юность Сюзанны покорили сладострастного графа.
Право сеньора считается мифом с целью очернения феодального сословия. Согласно этому обычаю, сеньор мог претендовать на право первой брачной ночи с девушкой, вступающей в брак. Девушка находилась в феодальной зависимости от сеньора. В данное время принято активно отрицать существование подобной практики.
Азарт волочиться за деревенскими девушками угас, граф рассчитывает добиться взаимности от Сюзанны и сполна воспользоваться отменённым им же правом. А взамен Сюзанна получит щедрое приданое.
Фигаро узнаёт от невесты про незатейливый план графа Альмавива. Он получит обещанное приданое и лишит графа удовольствия воспользоваться невинностью его невесты, или он не остроумный Фигаро?
В дело вмешивается давно влюблённая в Фигаро Марселина, которой плут задолжал немалую сумму денег. У неё на руках расписка, по которой в случае неуплаты долга (или в благодарность за щедрое одолжение) Фигаро женится на Марселине.
Фигаро предстоит перед судом доказывать свою непричастность к брачным делам с Марселиной, а также отбивать невесту из цепких рук графа.
Эффект от прочтения
Бомарше с щепетильностью отнёсся к рекомендациям для актёров, которые должны перевоплощаться в участников действа. Даже градус заикания глуповатого судьи Бридуазона был установлен самим Бомарше во избежание переигрывания.
При прочтении важно не отвлекаться, иначе с большой вероятностью можно упустить последовательную череду переодеваний, интриг и хитросплетений, желанных разоблачений и комичных диалогов. Основной посыл пьесы – обличение высшего сословия и прославление низшего.
Спектакль с Андреем Мироновым
Московский театр сатиры поставил по пьесе Бомарше незабываемый спектакль с участием актёра Андрея Миронова. Премьера спектакля состоялась в 1969 году. Уже спустя 5 лет была записана телеверсия спектакля.
Режиссёром пьесы выступил Валентин Плучек. Графа Альмавива играл Александр Ширвиндт, Фигаро исполнял Андрей Миронов. Это был бесспорно гармоничный дуэт.
Легендарный спектакль шёл на сцене театра целых 18 лет. В 1987 году театральная труппа была на гастролях в Риге, где должна была играть «Женитьбу Фигаро». Накануне спектакля Андрей Миронов, умеренно позавтракав в компании Александра Ширвиндта, отправился тренироваться на теннисный корт. В ту пору в Риге стояла знойная жара.
Андрей Миронов следил за фигурой тщательным образом. Для достижения наилучшего эффекта жиросжигания актёр обматывался полиэтиленовыми пакетами и занимался спортом. Существует ряд противопоказаний, в их числе возраст и погодные условия. Андрею Миронову на тот момент было всего 46 лет.
Вечером, во время представления, актёр почувствовал сильную головную боль. Он успел шепнуть об этом Ширвиндту.
Диагноз был роковым: обширное кровоизлияние в мозг. Спустя 2 дня искусственного поддержания жизнедеятельности организма было принято решение «отключить от аппарата» российского артиста.
В тот вечер он должен был играть Фигаро в городе Шяуляй. Руководство ДК предложило зрителям вернуть деньги за несостоявшийся спектакль. Билеты не сдал ни один зритель.
Последними словами Андрея Миронова на сцене (до потери сознания) были: