Какое великое множество недовольных зрителей породила эта картина. Дебютная полнометражная лента Феликса Умарова прогремела на всю страну, оставив шлейф недоумения. Почему у людей столь полярное мнение?
Задача режиссёра: всколыхнуть наши умы. Поразить. Разве стал бы Умаров добавлять рэп в кино о величайшем русском писателе, чтобы понравилось всем?
Думается, что кинолента рассчитана на подрастающее поколение людей. Благая цель – всколыхнуть в умах молодёжи живой интерес к личности великого человека, жившего два столетия назад, вписавшего своё имя в историю мировой литературы.
Если после просмотра фильма зритель возьмёт да прочтёт «Повести Белкина» или «Евгения Онегина» - кино уже было снято не напрасно.
Богема Петербурга показана неприкрыто откровенно. Обнажённые сердца танцовщиц смутят зрителя, а красота нарядов – наоборот, поразит. Кадры горят всеми цветами радуги, и каждому периоду жизни отведён свой цвет: яхонтовый Петербург, янтарный юг, амазонитовое Михайловское.
Считаю важным упомянуть, что в фильме не было обнажённых сцен между четой Пушкиных, одна лишь тарантиновская эстетика стоп Натальи Гончаровой, уютно расположившейся на груди супруга.
Блестящая операторская работа, удачные ракурсы, позволяющие зрителю быть «внутри» картины, буквально соприкасаться с главными героями. Стихи Пушкина, прочитанные неспешным, убаюкивающим голосом Юры Борисова.
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
— Строки Александра Сергеевича Пушкина
Многих оттолкнули сцены с рэпом. Почему? Если это рэп, то я готова слушать такой рэп всю жизнь. Моя любимая сцена – диалог Александра Сергеевича с Александром Христофоровичем Бенкендорфом. «Мороз и солнце» - «Кнут и пряник». До сих пор мурашки по коже.
Музыкальные вставки немного смущают: особенно в начале фильма, когда юный Пушкин высказывает откровенное пренебрежение к правилам лицея, порывисто шагая по партам, врываясь в зал проведения экзамена, а товарищи вторят ему, создавая нужный ритм. Это прекрасно и это шокирует. Сразу вспоминается любимая мною часть киноленты «Стиляги» Тодоровского, где товарищи по нарастающей исполняют «скованных одной цепью, связанных одной целью».
А Юра Борисов исполнил песню, надолго засевшую мне в голову.
Как же я устал от пошлости мирской
Мне бы враз расправиться с земной тоской
Пусть хоть даже в сердце получив дыру
Мне, поэту, можно — весь я не умру
Я служу тебе, божественный глагол
Отпусти меня, божественный глагол
Отпусти меня, божественный глагол
Отпусти, отпусти, отпусти
— из песни «Река творчества» из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (2025) исполнителя Юры Борисова
Не стоит педантично следить за исторической достоверностью фильма, хотя основные этапы (лицейские годы, Петербург, Михайловское, линия декабристов, знакомство с Гончаровой, конфликт с Дантесом) присутствуют.
Главную роль в киноленте исполнил Юра Борисов. Душевно, аккуратно, с полным осознанием возложенной на него миссии. Экспрессивному характеру игры Борисова было тесно в новом амплуа, я увидела его огонь только в момент танца с Натальей Гончаровой, томясь от ревности и общественных пересудов, ловя ускользающий взгляд охладевшей жены. Настоящий Юра Борисов для меня – в фильме «Кончится лето».
Константина Данзаса, секунданта Пушкина на дуэли с Дантесом и лицейского приятеля, сыграл Роман Васильев. Ярко, театрально, иронично и немного чванливо. В меру. Актёр достоверно рисует дух беззаботного времени, проведённого друзьями в Петербурге до известных проблем Пушкина с законом.
Ивана Пущина, друга Александра Сергеевича и одного из предводителей восстания декабристов, сыграл Илья Виногорский. Жадно искала в титрах его фамилию, чтобы обязательно упомянуть его игру. Честно, живо, красноречиво. Сцена, когда герой ведёт за собой людей на верную гибель – одна из самых запомнившихся.
Александра Бенкендорфа сыграл Сергей Гилёв. Очень точное попадание в роль, эдакий молчаливый палач, окручивающий жертву паутиной. Выдержано, элегантно, пугающе.
Николая I сыграл Евгений Шварц. Мягок и сердечен, опасен и высокомерен, его улыбка может обмануть, его глаза противоречат сказанному и обещают неминуемую расправу в случае прекословия.
Светлана Ходченкова буквально в эпизодической роли княгини Голицыной поразила величественностью, красотой и статностью.
Алёна Долголенко создала образ Натальи Гончаровой – милой, жизнелюбивой и солнечной.
Флориан Дебиендра сыграл Жоржа Дантеса. Весьма правдоподобно сыграл, у многих вызвав стойкое чувство неприязни. Однако ему веришь, и это главное.
Широкая публика сокрушалась о падении таланта Александра Сергеевича, когда он находился на пике собственного таланта, его лучшие произведения не пропускались в печать. Пушкин взял на себя непосильную ношу, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя». Этот фильм – ещё одно напоминание о том, что величайшие произведения у большинства из нас стоят на самой пыльной полке, невостребованные, забытые… Но в любой момент можно это исправить!
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
— Строки Александра Сергеевича Пушкина
Читать далее: